Наши праздники — прививка от западных оборотней
Мудрецы, философствующие на университетских кафедрах и в уютных кабинетах Академии наук, пишут увесистые учебники по идеологии, бомбят ВАК работами на соискание научных званий, но это так и остается достоянием «научной песочницы» и списком использованной литературы в очередных научных работах. А все гениальное — просто. Часто цепляющие посылы звучат из уст Президента.
Остальная гвардия идеологов, вместе взятых, не дотягивает до харизмы Первого и не имеет тонкого чутья Президента на запросы общества. Но иногда надо идти и против сформированного мейнстрима, даже когда свои косятся с ухмылкой Фомы Неверующего. Необходима сила характера, вера в результат, непоколебимое мужество. Нужно быть политруком, поднимающим роты в атаку под шквальным огнем противника. Нужна идея. Для всех родная. Да еще с национальным подтекстом. Гениальное, как уже говорилось, просто. На поверхности. В календаре. В наших праздниках, в том числе весенних: от Пасхи до Дня государственных символов.
Дресс-код ментальности
Праздник — это зеркало цивилизации. Весна — это всегда перезагрузка, новый поток. Расцвет и сила. Дыхание жизни. Природа сбрасывает с себя груз зимы, очищается от прошлогоднего мусора. Так и человек — сбрасывает груз нехороших поступков и мыслей. Пасха всегда совпадет с весной. Весной души. Расцветают не только яблони, но и души. А мы, белорусы, привыкли к белому, светлому узору. Такой же дресс-код нашей ментальности.
Славяне — пасхальная цивилизация. Романо-германская группа — цивилизация Рождества, ярмарок и фестивалей. Правда, теперь там не уточняют, Рождество Кого… И все сводится к примитивным подарочкам в носках. Все глубину рождественского праздника всунули в носок. А скоро это носок будет в цветах радуги. Как вы думаете, есть ли будущее у этой «носочной цивилизации»?
У нас цивилизация Пасхи, жертвенности. Посмотрите на фрески Запада и на наши иконы. Рублевская Троица. Не помпезна. Нет буйства красок. На ней кротость в сочетании с мужеством. Такова наша цивилизация. Без вычурности и нарочитости. Без желания завоевывать. Но с готовностью умереть, чтобы дать жить другим. Такой подход проповедует даже сама природа. Зерно, семя умирает в земле, чтоб к небу тянулся колос, новое растение. Можно ведь и по-другому. Например, греться на солнце, пока не сгниешь. Но природа мудрее. А человек? Человек объявил комфорт новым образом жизни. Даже не надо умирать. Просто сейчас культ Молоха (божества, которому приносили в жертву своих же детей) гармонизировали и прикрыли гендерным плюрализмом — добровольным отказом от продолжения рода. С таким подходом мы воруем у себя же будущее. Это самоубийство. И не важно, атеист ты или агностик. Законы бытия касаются всех.
«Есть вещи, которые молодые люди просто не могут понять в силу своего возраста. Но мы, старшее поколение, можем вовремя и должны вовремя объяснить, что жизненный успех и опыт бессмысленны, когда их некому передать, что нажитые богатства не заменят счастья видеть, как продолжается твой род. И объяснить мы должны раньше, чем придет осознание, что планировать рождение ребенка уже поздно. Все, что появляется в информационном поле — от уличной наружной рекламы или ролика до телевизионной программы, художественного фильма (дай бог увидеть), должно активней показывать, что дети — огромная радость, главный проект в жизни семейной пары», — говорил Глава государства во время традиционного Послания.
Мы так по квартирам и дачам прятались от ковида, что реальную пандемию просмотрели. Философию небытия. Но у нас есть прививка — Пасха. Жертвенность и сохранение библейского человека. Как бы это ни казалось пафосным, но именно за Адама идет борьба. И под Артемовском в том числе.
Пасхальность нашей цивилизации заметна даже по жертвенному отношению родителей к своим детям. На Западе — другое. Демократично не опекают, а теперь толерантно и не рожают. У нас же не семья. У нас топ-менеджер госуправления. У нас — Батька!
И хоть модерновой публике это народное звание не нравится, для глубинного народа Беларуси и России это лучший эпитет.
Радуница — значит «радоваться»
Президент неоднократно подчеркивал: мы стоим на плечах советских гигантов. Мы стоим на плечах предков — воинов Куликова поля и победителей Грюнвальдской битвы. На плечах зодчих Коложи и строителей Брестской крепости. Столичный ампир, заводские трубы, которые тянутся ввысь, научные школы и промышленные компетенции. Это все осязаемо, видимо, понятно. А есть еще та незримая пуповина, связывающая горожанина Полоцкого княжества с пограничником из Бреста. В этом сила нашей истории.
Белорусы всегда помнят своих предков, «бацькоў і дзядоў». Род — родня — Родина. Радуница у нас от слова «радоваться». Радоваться Воскресению из мертвых и вечной жизни. Не всем понятны и близки христианские аксиомы. Но чувствовать радость можно и от встречи с близкими и земляками. От встречи со счастливыми воспоминаниями, своим детством и юностью. С истоками. Со временем, когда все были ближе, а радость не зависела от количества деликатесов на столе или марки автомобиля/бренда гаджета.
Есть прекрасная фраза: «Когда Бог на первом месте, все остальное — на своих местах». Поэтому после Воскресения мы навещаем своих предков. Тех, кто дал нам жизнь и отстоял для нас будущее. Беларусь раньше называли страной замков, сейчас мы — страна мемориалов. Вместо букингемов строили оборонительные сооружения. А мемориалы — это уже дань уважения погибшим. Обелиски почти в каждой деревне. Даже в тех, где нет интернета. И последняя, самая кровопролитная Великая Отечественная война лишь подчеркнула нашу связь с предками. Это делает нас непобедимыми, сопричастными к подвигу дедов и прадедов.
Президент сказал: «Безусловно, вопросы защиты своего национального наследия — это задачи, на решение которых должна быть нацелена вся сфера культуры.
Мы всегда достаточно бережно относились к своей культуре, к народному творчеству. Но время ставит новые задачи. Мало беречь и возрождать. Актуальным стал вопрос о поэтапном культурном «импортозамещении».
Скажу прямо и, кстати, тоже опираясь на мнение неравнодушных людей: действительно пора уходить от культурных веяний и празднований, которые противоречат нашим христианским традициям и морали.
Надо активней продвигать свои традиции, свои символы, своих артистов, художников и так далее. Тем более что спрос на отечественное, на родное растет. Причем касается это не только мероприятий».
По словам Александра Лукашенко, люди хотят видеть не импортированные, а созданные в своей стране образы (если хотите, тренды) во всем, начиная от упаковки продукции и заканчивая интерьерным оформлением городской инфраструктуры. На сохранение и популяризацию национальных традиций, ценностей, нашей исторической памяти должны активнее работать отечественные производители.
А ведь эту нить так хотят разорвать! По западным лекалам обращения без отчеств. Забыть батьку, свое отчество — значит оторваться от Отечества. Поэтому нам вместо «Дзядоў» подложили, как змею в кровать, Хэллоуин. Хитрая капитализация дури других, построенная на поклонении заморской нечисти. Вот ростки августа 2020-го. Но пока в Поднепровье и Посожье на крыжах белые рушники, а в Прибужье и Понемонье на могилах горят лампадки, не возьмут нас в оборот западные оборотни.
От Пасхи небесной до Пасхи земной
А такие попытки были не раз. Даже во время Октябрьской революции. Революция была реакцией на зажиревшие элитки, на продавшуюся западной мысли интеллигенцию и даже модерновое духовенство. Революция стала и прожектом создания нового человека. Но не смогли коммунары и интернационал выветрить из наших сердец духовные скрепы. Бытие определяет сознание.
Глубинный народ отверг нафталиновые лозунги, как только их глашатаи разбежались, как мыши, по норам истории и европам. А вот искренность идей, которых тоже было немало при Союзе, жива. День труда празднуем до сих пор. Пропах потом. Пережиток? Ничуть. Труд — это так по-белорусски! Мы же привыкли все со своих мозолей. Не обманом, как создавали мировую финансовую систему частные банкиры США. Не убийством аборигенов и уничтожением целых стран и народов. Это ж излюбленное геополитическое сафари англосаксов. Их прям называют цивилизацией моря. На смену пиратским суденышкам под патронажем британской короны (грабить — плохо, но с лицензией от ее величества — можно) пришли авианосцы.
Пасхальная жертвенность предков позволила нам стать теми, кто мы есть. Белорусами. Нацией.
Мы же, наоборот, цивилизация суши. Земли. С нее кормимся. Ее и защищаем. Созидание — только одна из черт нашего характера. Как и соборность в труде. Это и есть толока. Подобное уникальное явление отражено даже в географическом названии — Толочин.
Посадить деревья в Хатыни, покрасить детскую площадку в Каменной Горке, навести порядок в гродненском парке имени Жилибера. Не важно где. Главное — сопричастие. И вклад в общее дело. В место силы или в месте памяти целого народа.
Одновременно дата силы и памяти — День Победы. Почему так трепетно? Почему сам праздник поднят до высот Кургана Славы, пика штыка в Брестской крепости, до ордена, венчающего монумент на столичной площади Победы? Один день вобрал всю нашу тысячелетнюю историю государственности. Борьба за возможность людьми зваться. Сотни и тысячи поколений готовы были заплатить за это жизнью. В нашем победном ликовании «ура!» — скрежет мечей в битве с татарами на Синих водах и звон падения рыцарского авторитета под Грюнвальдом, начало полтавской катастрофы для шведов под белорусской деревней Лесная и дно для европейской армады Наполеона на Березине. И снова уже волны белорусского Буга поглотили «непобедимую» нацистскую машину.
День Победы. Это боль тех, кто сожжен заживо в хатынских сараях, замучен «изощренными гуманистами» в подвалах гестапо. Это память о каждом третьем белорусе, чью жизнь отняла война. Но для нас это не день скорби. Для нас это день радости со слезами на глазах. День Победы — это земная Пасха.
Стоят врата бессмертия Бреста, отстроился и расцвел уничтоженный до уровня землянок Минск. Живет Беларусь. Помнит Беларусь. Каждого третьего.
Можно долго рассуждать о том, накормит ли фермер страну, улучшит ли заморский инвестор акционную привлекательность тракторного. Можно даже блогерствовать про Болонский процесс и токсичность пропаганды. Но все это белый шум по сравнению с коротким вопросом: что для тебя День Победы?
Все закорючки истории, биографические зигзаги государственности отражены на нашем флаге. Песня нашей национальной души — гимн — мирная. А наша ментальность — это не свирепый взгляд и распущенные когти, как у заморских ястребов и орлов. Это честный труд, золото колосьев, урожай будущего, выросший из пасхальной жертвенности зерна предков.