Хотели резать без осмотра врача. Почему семья латышей сбежала из Ирландии в Беларусь
Беларусь — страна опасная. Приехав сюда один раз, можно остаться навсегда. Из потерь — только желание вернуться в Европу. Зато сколько можно приобрести! На своем опыте в этом убедились Ивета и Владимир. В начале двухтысячных они уехали за лучшей жизнью из Латвии в Ирландию, там же у них родилось двое сыновей. Теперь семья уже второй год наслаждается Беларусью, а от детей можно услышать только претензию: «Почему мы не переехали сюда раньше?».
Как уважать такую систему?
В Ирландию когда-то Ивета и Владимир перебрались по банальной причине: появилась возможность подзаработать.
— Тем более все было достаточно просто и легко: сел в самолет, слетал на полгода (как я планировал) и с деньгами вернулся. А вышло так, что эти шесть месяцев растянулись на двадцать лет, — рассказывает Владимир. — По моим подсчетам, на тот момент в Ирландии можно было заработать в 4-5 раз больше, чем в Латвии.

Привыкли к стране достаточно быстро. Друзья, которые ранее переехали в Ирландию, помогли Ивете и Владимиру обжиться, работу тоже найти оказалось нетрудно. За двадцать лет им вполне удалось наладить быт, но современные европейские ценности заставили задуматься о новой смене места жительства.
— Ситуация начала сильно меняться. Например, образование, отношение к детям, гендерная политика, — перечисляет острые вопросы Ирландии Владимир. — Взрослый человек, получая эту информацию даже насильно, может ее отфильтровать. Гарантии того, что она профильтруется моим ребенком, нет никаких. Все-таки я должен, как родитель, относиться к системе образования с уважением и показывать своему ребенку, что школа и учитель — это серьезно. А если школа и учитель начинают давать знания, против которых мы ничего не можем сделать, нужно как-то влиять на это. Возможно, даже глобально. Я имею в виду переезд.

«Ирландцы, будучи в колыбели старой Европы, привыкли, что ничего не изменится. Даже если что-то поменяется, само собой успокоится. Они практически не занимаются и не интересуются политикой, не боясь того, что политика может заняться ими»
Владимир Прохоренков
— У них есть такие акции: мальчики могут приходить в школу в юбке, — поддерживает разговор Ивета. — Есть месяц прайда (т.н. месяц гордости. — mlyn.by), когда в центр Дублина лучше не высовываться. Что ты, будешь ходить и ребенку глаза закрывать, чтобы он не смотрел? Или взять библиотеку в районе, где мы жили. Одна стороны — взрослый отдел, одна — детский. Когда заходишь в детский, сразу перед тобой все эти флажки (ЛГБТ-флаги. — mlyn.by), единороги. Они все яркие, привлекают внимание.
Холодный сэндвич, чипсы и поп-корн
После страны, где в католических церквях заключаются однополые браки, в Беларуси вызывают восхищение любые мелочи. То же образование у нас на совершенно другом уровне. И речь не только о подготовке.

— Если верить западным СМИ, то в Беларуси вообще люди из мусорок питаются. Но такой вкусной еды больше нигде в мире я не пробовала. У нас дети начали с удовольствием есть молочную продукцию, — говорит Ивета.
— Дети в восторге от школьного питания, — подхватывает Владимир. — Особенно старший. Он каждый день приходит и с восторгом рассказывает, как он вкусно пообедал.
Холодный сэндвич, пачка чипсов и поп-корн — так выглядит школьный обед в Ирландии. Горячее и полезное питание? Это что-то из ряда фантастики. Видимо, стоит отправлять белорусских детей на стажировку в Ирландию, чтобы они понимали настоящий вкус школьной пищи.

Конечно, образование не единственная причина, по которой семья решила уехать. Да и до переезда таких подробностей о нашей стране Ивета и Владимир знать не могли. Тогда почему же выбор пал именно на Беларусь?
— Наше решение не было импульсивным, — объясняет Владимир. — Понятное дело, это непросто, вот так все бросить и поменять государственный строй. Поэтому мы года два потихоньку привыкали к этой мысли, чтобы прийти к финишной (надеюсь, что финишной) прямой.
Вариант с возвращением в Латвию семья не рассматривала. Как, собственно, и многие их знакомые, расселившиеся по миру. Происходящее в их родной стране Ивету и Владимира удивляет в самом негативном смысле.

— Представьте, человек отработал всю жизнь в Латвии. Бабушке, например, 70-80-летней надо идти сдавать экзамен на знание латышского языка. Как они это себе представляют?! Ладно, она может по-латышски не говорить, но она понимает язык. Всю жизнь отжила там. Какой экзамен, зачем издеваться? — пожимает плечами Ивета.
«Государство заставляет думать о своем здоровье»
О своем выборе в пользу Беларуси семья по итогу не пожалела. Преимущества очевидны в абсолютно разных сферах жизни. Возьмем для примера медицину. В Ирландии с Иветой приключилась история, финал которой мог оказаться печальным, если бы не благоразумие и терпение.
— У меня были проблемы с гландами, очень часто болела ангиной. И я решила провериться у врача. Пошла к семейному врачу, он сказал: «Надо резать. Ставим вас на очередь, ждите». Проходит год, полтора… Мне звонят из системы здравоохранения и говорят: «У нас здесь открылась новая программа. Кто больше года ждет, тому полагается пройти операцию», — вспоминает Ивета.

Таким образом операцию назначили без какой-либо консультации, без осмотра. Прождала год — можно резать. Но Ивета все-таки настояла на своем — и добилась того, что ее принял профессор, который должен был оперировать. Осмотрев пациентку, он удивился, зачем вообще что-то вырезать. Операции не случилось, а ангиной Ивета больше и не болела.
— В Беларуси в системе здравоохранения все намного быстрее. Я так довольна, что тут можно за день пройти медкомиссию. Пусть это муторно, но зато ты ее проходишь каждый год и знаешь, что у тебя все нормально со здоровьем, — отмечает Ивета. — И если что-то надо, возвращаешься к врачу, тебя долечивают.

— То есть государство заставляет тебя задуматься о своем здоровье, — соглашается Владимир. — Если говорить об общеевропейской практике, там абсолютно все равно, что с тобой происходит. В основном местное население лечится само и таблетками. Сами выбирают таблетки, которые им помогут.
Добавим проблему с мигрантами, высокие цены, преступность… Об этих проблемах, свойственных всем европейским странам, по сути, сегодня уже привычно слышать. Но пожив в таких условиях, прочувствовав ситуацию изнутри, Ивета и Владимир абсолютно уверены, что именно в Беларуси они нашли свое место.

Близкие по-разному отреагировали на переезд семьи в Беларусь. Некоторые родственники говорили: «Вы с ума сошли? Что же с вами там будет? Что же вы в Ирландии наделали, что убежали оттуда?!» Так работает западная пропаганда, разбивающаяся о реалии Беларуси.
— Мне нравятся люди здесь. Я ни разу не заметила косого взгляда. Если я спрошу дорогу, меня проведут, подскажут, на чем подъехать, — подчеркивает Ивета.

— А это и первая, и вторая, и третья причина, чем нам нравится Беларусь. У нас с белорусами схожее отношение к жизни, схожие ценности. Одни мультфильмы, которые смотрели в детстве, одни книжки, ситуации. И вот эти нити делают тебя своим. А там этих нитей гораздо меньше, — ставит точку Владимир.
Рекомендуем