Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content

Обновленный кодекс об образовании. Разложили по полочкам, каких изменений ждать

Обновленный кодекс об образовании. Разложили по полочкам, каких изменений ждать

Новая редакция Кодекса об образовании утверждена в Беларуси. Президент 31 января подписал соответствующий закон. Выбрали для вас главное. Спойлер: волноваться не стоит, масштабных изменений не будет.

Новшества дошкольного и специального образования

  1. Оптимизированы виды учреждений дошкольного образования. Осталось три вида: детский сад, санаторный детский сад и дошкольный центр развития ребенка. Количество учреждений образования не изменится — упорядочены их наименования.
  2. В новой редакции кодекса закреплена возможность реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи. Это позволит в учреждениях дошкольного образования проводить кружковую и иные формы работы.
  3. Появляется возможность получения дошкольного образования на дому.
  4. Местные исполнительные и распорядительные органы теперь могут о изменять нормы наполняемости групп при наличии объективных обстоятельств и положительного заключения органов санитарного надзора. Это позволит снять напряженность при определении в детский сад в микрорайонах-новостройках.

Новшества ждут и лиц с особенностями психофизического развития

  1. Закрепляется принцип инклюзии как один из принципов государственной политики в сфере образования. Это означает равный доступ к получению образованию всем обучающимся.
  2. Увеличен срок получения специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью и в центре ЦКРОиР с 9 на 10 лет.
  3. Теперь можно сочетать обучение на дому с занятиями в учреждениях образования — это будет способствовать социализации учащихся с особенностями психофизического развития.

Что нового вводится в части общего среднего образования

  1. Общее среднее образование стало обязательным. Однако выпускники 9 класса могут получить общее среднее как в 10-11 классах школы, так и в профессионально-технических учреждениях, учреждениях среднего специального образовании.
  2. Уменьшилось количество видов учреждений образования — чтобы регламентировать названия учреждений, они будут делиться на начальную, базовую и среднюю школу. Им будет предоставлено право реализовывать образовательную программу дошкольного образования. Уменьшение количество видов не приводит к сокращению учреждений образований, не ущемляет права учащихся в получении образования.
  3. В первый класс принимаются дети, которым исполняется 6 лет на 1 сентября года приема. По заявлению одного из законных представителей ребенка и на основании решения педсовета руководитель учреждения может принять ребенка, которому исполняется 6 лет до конца календарного года (до 31 декабря).
  4. Узаконено закрепление микрорайона за учреждениями образования. В первую очередь школа принимает детей, проживающих на территории закрепленного за ней микрорайона.
  5. Учащиеся, которые завершили обучение в 4 классе гимназии, могут продолжить обучение в 5 классе гимназии без вступительных испытаний. А уже в 10 класс учащиеся зачисляются на основе конкурсного приема по среднему баллу свидетельства об общем базовом образовании и отметок.
  6. Продолжительность учебного года определена с 1 сентября по 31 августа. Здесь имеется в виду, что в период летних каникул воспитательная работа в учреждения образования не прекращается: работают воспитатели, летние лагеря, различные мероприятия.
  7. Узаконена норма, предусматривающая профильное обучение на третьей ступени общего среднего образования и допрофильную подготовку на второй ступени общего среднего образования
  8. Выпускники 9-х и 11-х классов будут по-прежнему сдавать выпускные экзамены. Формы их проведения, перечень предметов, сроки будут устанавливаться Министерством образования. Предусмотрена возможность сдавать экзамен в 11 классе в форме централизованного экзамена.
  9. Предусмотрено сочетание обучения на дому в учреждениях общего среднего образования при наличии медзаключения.
  10. В кодексе закреплена возможность обучения учащихся, содержащихся под стражей и в следственных изоляторах.

Новшества в сфере профессионального образования

  1. В кодексе корректируются некоторые определения терминов: абитуриент, бакалавр, магистр, компетенция, сетевая форма взаимодействия и другие.
  2. Обеспечено право на получение образования в течение всей жизни.
  3. Получение грантов на получение образования для иностранных граждан.
  4. Расширена сфера целевой подготовки — организации в крупных населенных пунктах также смогут отбирать потенциальных абитуриентов для получения образования на условиях целевой подготовки.
  5. Типовая учебно-программная документация заменена на примерную. Механизм утверждения учебных планов будет более гибким.
  6. Изменения внесены в классификатор ОК РБ 011-2022, специальности и квалификации. Структурно-квалификационные группировки укрупнены. Учреждения образования смогут регулировать содержание своих специальностей в соответствии с требованиями определенных регионов, предприятий, с которыми они взаимодействуют. В системе высшего образования — через введения так называемых профилизаций.
  7. Сохранена обязанность изучения белорусского языка, кроме отдельных категорий, которые по каким-то причинам не изучали его ранее (иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающих на территории Беларуси).
  8. Сокращаются и оптимизируются существующие виды учреждений профессионального образования. Например, исключаются типы и виды учреждений профессионально-технического образования: профтехучилища и профессиональные лицеи, профессионально-технические колледжи. Такие учреждения станут колледжами, продолжив реализацию своих образовательных программ.
  9. Программы профессионально-технического и среднего специального образования продолжат реализовывать структурные подразделения учреждений высшего образования, различные филиалы. Среднее специальное образование традиционно реализуют учебно-педагогические комплексы: гимназии, колледжи искусств, училища олимпийского резерва.
  10. На уровне высшего образования будут действовать три вида учреждения образования: институт, академия (консерватория) и университет.
  11. В кодексе закрепляется сетевая форма взаимодействия при реализации образовательных программ.
  12. Появится и самостоятельная дистанционная форма получения образования — будут разработаны нормативные документы.
  13. Выпускники, учившиеся за собственные средства, могут обратиться в учреждение образования за направлением на работу. После трудоустройства им предоставляется статус молодого специалиста.
  14. Вводится трудоустройство для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, с особенностями психофизического развития, получивших профессиональное образование.
  15. Также будут действовать новые органы самоуправления: ученический и студенческий советы.
  16. После 11 классов сроки получения профессионально-технического образования, которые сейчас составляют от года до двух лет, сокращены до 6 месяцев и года. Это позволит быстрее выйти на рынок труда.
  17. Сохраняется и получение среднего специального образования в сокращенный срок на основе профессионально-технического. А также получение высшего образования в сокращенный срок на основе среднего специального.
  18. Структура высшего образования претерпела изменение. На уровне высшего образования предусматривается получение общего, углубленного и специального высшего образования.
  19. На уровне дополнительного образования взрослых реструктурировано количество наименований образовательных программ. Добавлены программы переподготовки, повышения квалификации водителей механических транспортных средств.

Новшества в дополнительном образовании детей и молодежи

  1. Дополнительное учреждение образования детей и молодежи — Национальный детский технопарк. Новая редакция кодекса регулирует его деятельность.
  2. Новая редакция кодекса также дает право Минобразования устанавливать требования по согласованию учебной программы обучения детей и молодежи.
  3. Усилена роль воспитания по формированию у обучающихся гражданственности и патриотизма.

 

Рекомендуем