«Установите приложение удаленного доступа». О новых способах хищений с карточек рассказали в УСК
Количество доверчивых людей, которые сообщают реквизиты своих банковских платежных карточек злоумышленникам, не уменьшается, а потому уголовные дела по факту хищений денежных средств с карт-счетов ежедневно возбуждаются следователями Минщины. Как обезопасить себя, рассказал заместитель начальника управления Следственного комитета по Минской области, полковник юстиции Валерий Калин.
— Продолжается ли рост подобных преступлений в центральном регионе?
— К сожалению, следует констатировать, что прогнозируемый рост хищений путем использования компьютерной техники продолжился. В 2020 году следователями Минской области возбуждено 3041 такое уголовное дело, тогда как в 2019 году — 1022 уголовных дела. А за истекший период текущего года нами возбуждено уже свыше 600 таких дел. Одним из условий, повлиявшим на это, явилось использование преступниками методов социальной инженерии, а также распространение новых способов совершения таких преступлений. Не секрет, что эти способы постоянно модернизируются.
— Каковы наиболее популярные из них?
— В 2020 году таковыми явились «вишинг» и «фишинг». Используя телефонную связь и выдавая себя за сотрудников банков,под различными предлогами злоумышленники уточняют у потерпевших наличие банковских платежных карточек, срок их действия, CVV-коды, паспортные данные, смс-коды, после чего похищают денежные средства с их карт-счетов.
Так, по данным следствия, 21 января текущего года неизвестный мужчина позвонил в мессенджере «Вайбер» 35-летнему жителю Минского района и представился сотрудником банка. Потерпевший сообщил по его просьбе реквизиты своей карточки, после чего с его карт-счета было похищено более 29 тысяч рублей. Минским районным отделом Следственного комитета по данному факту возбуждено уголовное дело по ч.3 ст.212 (хищение путем использования компьютерной техники, в крупном размере) Уголовного кодекса Беларуси.
Также для завладения реквизитами карточек используются специальные интернет сайты-ловушки (фишинговые сайты). Ссылки на такие сайты направляют гражданам, которые вводят там реквизиты своих банковских платежных карточек, таким образом их компрометируя.
— Злоумышленники звонят только с мобильного телефона?
— Необязательно. Последнее время звонки потерпевшим поступают в мессенджеры — Viber, Telegram, Whatsapp. Часто звонящие даже подписываются именем, схожим с наименованием банка. Нередко неизвестные звонят посредством IP-телефонии и изменяют при этом свой номер, который определяется мобильными устройствами связи потерпевших как схожий с номером банковского учреждения.
— Вы подчеркнули, что способы совершения подобных преступлений постоянно совершенствуются. Как еще злоумышленники получают информацию от потерпевших?
— Последнее время мы отмечаем рост хищений, связанных с использованием приложений удаленного доступа, которые по просьбе неизвестных потерпевшие устанавливают на свои смартфоны. Такие приложения позволяют злоумышленнику дистанционно наблюдать за происходящим на устройстве потерпевшего.
Так, 15 февраля текущего года неизвестный мужчина позвонил в Viber 71-летней жительнице Дзержинска, представился сотрудником банка и сообщил, что якобы с ее карт-счета имелась попытка перевода денежных средств. Он уточнил реквизиты карты и предложил установить на смартфон определенное приложение удаленного доступа. Далее сказал женщине открыть мобильный банкинг и ввести данные. После этого злоумышленник похитил с карт-счета потерпевшей более 16 тысяч рублей. Дзержинским районным отделом Следственного комитета по факту хищения путем использования компьютерной техники, в крупном размере возбуждено уголовное дело по ч.3 ст.212 Уголовного кодекса Беларуси.
— Что порекомендуют следователи Минщины для того, чтобы белорусы не стали потерпевшими по уголовным делам указанной категории и смогли обезопасить себя?
— Прежде всего — ни под каким предлогом не сообщайте кому-либо, в том числе по телефону, в социальных сетях реквизиты своих банковских платежных карточек (номер карты, срок действия, код CVV, который размещен на обороте карты, имя и фамилия владельца), а также логин и пароль к интернет-банкингу, кодовое слово из смс-сообщений.
Помните: сотрудник банка не будет звонить Вам в мессенджер, на абонентский номер телефона и просить сообщить данную информацию!
В случае поступления звонков от «сотрудника банка» необходимо уточнить его фамилию, номер телефона, после чего завершить разговор и самим позвонить в банк.
Если «сотрудник банка» в разговоре сообщает, что с карточкой происходят несанкционированные транзакции (заявки на оформление кредита, попытки хищения денежных средств), сообщите, что придете в банк лично. Если с картой действительно какие-то проблемы, то банк может ее заблокировать сам. В любом случае все подобные вопросы нужно решать в отделении банка, а не по телефону.
— А как обезопасить себя в социальных сетях?
— Пользователям социальных сетей «ВКонтакте» и «Одноклассники» при поступлении сообщений от состоящих в категории «друзья» людей с просьбами о предоставлении реквизитов банковских платежных карточек не отвечать, а связываться с данными пользователями напрямую посредством иных средств связи.
Также не рекомендую пересылать реквизиты и фотоизображения банковских платежных карточек, CVV кодов, сеансовых ключей к системе Интернет-банкинг, а также личных документов посредством глобальной компьютерной сети Интернет,
Также отмечу, что следует быть бдительными и помнить, что при совершенствовании технических средств у преступников появляются новые возможности для совершения хищений. Однако похитить денежные средства с карт-счета возможно только в случае передачи держателем карты ее реквизитов иным лицам.