Своими впечатлениями от прошедшего референдума в Беларуси с МЛЫН.BY поделился заместитель председателя Совета Федерации России Константин Косачев.
— Референдум по Конституции всегда в любой стране носит судьбоносный характер. А в Беларуси проведение референдума наложилось на события предшествующего года или даже полутора лет. Мы все хорошо помним события августа 2020-го года, и понятно, что люди, вышедшие на белорусские улицы в тот момент, имели дополнительные возможности, чтобы осознать произошедшее тогда и уже не в спонтанном режиме каких-то сиюминутных эмоций, а определиться в своей гражданской позиции. Вот в чем были дополнительная цена, смысл и судьбоносность нынешнего референдума
Люди могли проголосовать ногами, могли сорвать проведение референдума, они могли выйти на улицы на протестные акции, но ничего этого практически не было. Явка почти 80% -- практически рекордная. Мы понимаем, что референдум организовывался в достаточно сложных эпидемиологических условиях, нужно было обеспечить защиту людей в том числе и от инфекционной заразы. И все это в комплексе, на самом деле, было результатом того пути, который белорусский народ прошел за последние полтора года
Я имел честь участвовать во Всебелорусском народном собрании ровно год назад, в феврале 2021 года, когда впервые прозвучала идея внесения поправок в Конституцию и тогда казалось, что все это говорится для того, чтобы успокоить общественное мнение, снять накал и потом страна заживет так, как было раньше. Ничего подобного.
С тех пор, когда президент на Всебелорусском народном собрании все объявил, это было скрупулезно выполнено и парламентом, и правительством, и Центральной комиссией по проведению референдума.
Сработали комплексно, что называется, целенаправленно для того, чтобы обеспечить для людей возможность изъявления своей гражданской позиции. И она определена через явку, через исход голосования. То, чего мы достигли, достаточно высокий показатель.
— Как вы оцениваете содержание поправок в Конституцию?
— Комментировать их мы, международные наблюдатели, должны предельно осторожно, потому что это исключительно прерогатива белорусского народа. И формулировать эти поправки и давать им путевку в жизнь могут только белорусы. Но, с моей точки зрения, как российского политика, поправки прогрессивные.
— Каковы ваши впечатления от посещения избирательных участков?
— В первую очередь, очень хорошая организация. Никакого давления, принуждения, абсолютная прозрачность, высокая степень защищенности результатов голосования. Ведь нужно было обеспечить сохранность для тех бюллетеней, которые были использованы в ходе досрочного голосования. И мы тщательнейшим образом проверяли надежность урн с бюллетенями, наличие в них подписей соответствующих избирательных комиссий.
В Центральной комиссии мы тщательно разбирались с тем, как организован подсчет голосов, какой путь проделал каждый протокол сначала участковой избирательной комиссии, потом районной, областной, прежде чем стал частью общего результата.
У меня создалось впечатление, что и не нужно было воздействовать на людей. В разговорах с ними я убедился в том, что события августа 2020 года оказались для многих шоком, люди осознали цену вопроса. Очень важный урок Беларуси тогда получила, и, мне кажется, он пошел впрок.