Как сенсорная чувствительность влияет на развитие ребенка? Рассказывает логопед
![Как сенсорная чувствительность влияет на развитие ребенка? Рассказывает логопед](https://mlyn.by/app/uploads/2024/03/depositphotos_148314953-stock-photo-girl-at-speech-therapist-office-1024x683.jpg)
Учитель-логопед Марина Студнева ответила на вопросы о сенсорно чувствительных детях и влиянии этой особенности на них. Об это пишет издание sb.by.
— У сенсорно чувствительных детей возникают серьезные сложности с поведением и обучением. Но прежде всего давайте разберемся, что такое сенсорная интеграция. Данное понятие отражает то, как ребенок видит окружающий мир и ощущает себя в нем. Это бессознательный процесс, происходящий в головном мозге. Его можно сравнить с дыханием — ни взрослый человек, ни ребенок не задумываются, как в их легкие поступает и выходит воздух. Все мы просто дышим, верно? Ровно та же история и с сенсорной интеграцией.
Сенсорная интеграция позволяет организовать получение информации о внешнем мире через различные каналы восприятия, такие как зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, ощущения тела и баланс. Она придает значение получаемым ощущениям, фильтруя и отбирая то, на что нужно сосредоточиться. Например, сенсорно чувствительные дети могут слушать учителя на уроке, не обращая внимания на шум с улицы.
Сенсорная система играет важную роль в сенсомоторном развитии, и без ее правильного функционирования невозможно достичь благополучного развития. Например, у ребенка могут возникнуть проблемы с ощущением некоторых частей своего тела, нарушены процессы выработки рефлексов, моторного планирования и восприятия входящей информации, а также возникнут трудности с поддержанием равновесия.
Нарушение обработки сенсорной информации приводит к трудностям в использовании информации, получаемой через ощущения. Это может затруднять нормальное функционирование ребенка в повседневной жизни, а также влиять на его развитие, поведение и обучение.
Когда детский мозг получает слишком много или слишком мало сенсорной информации, ребенок может неадекватно реагировать на ощущения. Реакции на сенсорные стимулы могут быть следующими:
- Сенсорная повышенная чувствительность: ребенок сильно реагирует на ощущения, воспринимая их как болезненные или пугающие;
- Поиск сенсорных ощущений: ребенок активно ищет сенсорные стимулы, стремясь получить больше сенсорной информации;
- Сенсорная пониженная чувствительность: ребенок слабо реагирует на ощущения, как будто плохо чувствует или не замечает стимулы.
Сенсорная интеграция — неотъемлемая часть развития ребенка. Если в раннем возрасте процесс сенсорной интеграции прошел успешно, то ребенок быстро адаптируется к школьной жизни. Первоклассники оказываются в полисенсорном пространстве: им следует сидеть спокойно на протяжении долгого времени, выполнять инструкции, слышать учителя, понимать сказанное, уметь сосредотачиваться на задании, не обращая внимание на шум или движения, а также разговоры в классе. При хорошей сенсорной интеграции включение в образовательный процесс проходит быстро и успешно, а сенсорно чувствительные дети, к сожалению, сталкиваются с рядом серьезных трудностей.
Рекомендуем
![пьяный за рулем Борисов](https://mlyn.by/app/uploads/2024/07/photo_2024-07-26_19-06-38.jpg)