Меню
Голас Любаншчыны

Как сенсорная чувствительность влияет на развитие ребенка? Рассказывает логопед

Как сенсорная чувствительность влияет на развитие ребенка? Рассказывает логопед
Фото: depositphotos.com, носит иллюстративный характер

Учитель-логопед Марина Студнева ответила на вопросы о сенсорно чувствительных детях и влиянии этой особенности на них. Об это пишет издание sb.by.

— У сенсорно чувствительных детей возникают серьезные сложности с поведением и обучением. Но прежде всего давайте разберемся, что такое сенсорная интеграция. Данное понятие отражает то, как ребенок видит окружающий мир и ощущает себя в нем. Это бессознательный процесс, происходящий в головном мозге. Его можно сравнить с дыханием — ни взрослый человек, ни ребенок не задумываются, как в их легкие поступает и выходит воздух. Все мы просто дышим, верно? Ровно та же история и с сенсорной интеграцией. 

Сенсорная интеграция позволяет организовать получение информации о внешнем мире через различные каналы восприятия, такие как зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, ощущения тела и баланс. Она придает значение получаемым ощущениям, фильтруя и отбирая то, на что нужно сосредоточиться. Например, сенсорно чувствительные дети могут слушать учителя на уроке, не обращая внимания на шум с улицы.

Сенсорная система играет важную роль в сенсомоторном развитии, и без ее правильного функционирования невозможно достичь благополучного развития. Например, у ребенка могут возникнуть проблемы с ощущением некоторых частей своего тела, нарушены процессы выработки рефлексов, моторного планирования и восприятия входящей информации, а также возникнут трудности с поддержанием равновесия.

Нарушение обработки сенсорной информации приводит к трудностям в использовании информации, получаемой через ощущения. Это может затруднять нормальное функционирование ребенка в повседневной жизни, а также влиять на его развитие, поведение и обучение.

Когда детский мозг получает слишком много или слишком мало сенсорной информации, ребенок может неадекватно реагировать на ощущения. Реакции на сенсорные стимулы могут быть следующими:

  • Сенсорная повышенная чувствительность: ребенок сильно реагирует на ощущения, воспринимая их как болезненные или пугающие;

  • Поиск сенсорных ощущений: ребенок активно ищет сенсорные стимулы, стремясь получить больше сенсорной информации;

  • Сенсорная пониженная чувствительность: ребенок слабо реагирует на ощущения, как будто плохо чувствует или не замечает стимулы.

Сенсорная  интеграция — неотъемлемая часть развития ребенка. Если в раннем возрасте процесс сенсорной интеграции прошел успешно, то ребенок быстро адаптируется к школьной жизни. Первоклассники оказываются в полисенсорном пространстве: им следует сидеть спокойно на протяжении долгого времени, выполнять инструкции, слышать учителя, понимать сказанное, уметь сосредотачиваться на задании, не обращая внимание на шум или движения, а также разговоры в классе. При хорошей сенсорной интеграции включение в образовательный процесс проходит быстро и успешно, а сенсорно чувствительные дети, к сожалению, сталкиваются с рядом серьезных трудностей.

ГУ" Березинский районный центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59