Меню

Не просто ромашки: маскировка в боях за Минщину 1941-го

Не просто ромашки: маскировка в боях за Минщину 1941-го
Фото: из фонда БГАКФФД

Обычная для первого этапа Великой Отечественной войны «жанровая сценка» из недр Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов: два бойца, задумчивые и сосредоточенные на своем деле, готовят позицию к бою. Это пулеметчики 331-го стрелкового полка 100-й стрелковой дивизии Западного фронта маскируют огневую позицию перед боем на подступах к Минску, в районе Острошицкого городка Минского района. Дата «щелчка» затвора фотоаппарата знаменитого фронтового фотокорреспондента Василия Аркашева сохранилась – 26 июня 1941 г. Знание временной отсечки, когда был снят кадр, помогает понять мрачноватое состояние бойцов: в тот день по архивным данным Белгидромета стояла довольно жаркая погода — до +23 в тени, а уж прохлаждаться под навесом бойцам первого лета войны было некогда. Все, от кашевара до генерал-майора Ивана Руссиянова, командира «сотки», жарились на +28 – 30 выше нуля по Цельсию. Но не это обстоятельство прежде всего занимало бойцов и командиров…

В это время, в середине дня 26 июня 1941-го, Минск покинула последняя наша регулярная часть — конвойная бригада НКВД, поддерживавшая порядок в столице БССР — 28-го в город въедут танки с черными крестами… А в тот момент, пока бойцы вплетают ромашки в ячеистую маскировочную сетку, продолжаются последние налеты вражеской авиации на уже истерзанный бомбами город: по воспоминаниям Ивана Руссиянова он, находясь на наблюдательном пункте «сотки» у Острошицкого Городка, явственно слышал гул далекой бомбардировки, чуял запах гари от полыхающего города… Эту далекую, смазанную расстоянием «музыку» и слушают бойцы-пулеметчики. К ней примешивается наплывающий рокот двигателей машин 57 и 39 танковых корпусов вермахта: уже через несколько часов эти бойцы отразят их первые атаки.  Да уж, есть от чего загрустить…

…Опасность опасностью, волнение — волнением, а к бою готовиться надо. И красноармейцы, в полном соответствии с наставлением по инженерному делу для пехоты РККА издания 1939 года (ИнЖ П-39), готовят стрелковую ячейку под расчет пулемета к бою. Важным этапом работ, как иллюстрирует снимок, была маскировка.

Маскировочную сеть эта брошюра, выпушенная в Москве большим тиражом и обязательная во всех стрелковых частях Красной Армии, предписывала изготавливать из ниток или шпагата с ячеей (именно так звучало это слово в те времена) 5 на 5 см и обрамлять веревкой с петлями по бокам и на углах. Размер сети должен был составлять 10 на 10 метров и весить 5 – 7 кг. Выбирая место для отдельной стрелковой ячейки, ИнЖ П-39 рекомендовал использовать для большего удобства маскировки неровности местности, а главное местные предметы и растительность. Станковые пулеметы, находящиеся в ячейке, маскировали завесями из срезанной растительности (веток, кустов и травы), штатными сетями или масками (экранами), окрашенными под цвет местности.

В данном случае защитники Родины пользуются дарами природы — маскируют пулемет травой и цветами-ромашками: ничего лирического на снимке нет — пахучие бело-желтое растение сорвано исключительно с прагматичной целью. Причем работают на снимке не саперы, а именно пехотинцы: батальон «копачей» из состава 100-й стрелковой еще весной 1941-го был отряжен для строительных работ по укреплению западной границы БССР.

Внимательное отношение к обустройству оборонительных позиций, кстати говоря, помогло подпустить вечером 26 июня врага вплотную и накрыть его огнем замаскированной пехоты. Затем в Т-II и Т-III фашистов полетели бутылки с зажигательной смесью, по ним стали работать наши противотанковые ружья. Такое было возможно только при хорошей маскировке переднего края обороны: враг просто проглядел, откуда по нему зазвучат выстрелы и станут выползать бойцы с «коктейлями Молотова» в руках…  Кадрового формирования 100-я стрелковая дивизия, действовавшая по военной науке и еще не имевшая серьезных потерь среди военнослужащих с довоенной выучкой, именно поэтому весь день стойко держалась, дождавшись к утру 27 июня на помощь артиллеристов — дивизионную артиллерию и 151-й корпусной артполк. Подкрепленная огнем бога войны, 27-го пехота «сотки» перешла в наступление: особого продвижения не вышло, однако и вражеский напор сильно застопорился. 100-я стрелковая получила возможность планомерно отойти на новые рубежи — к реке Волме, что протекает в Минской области. 3 июля дивизия с боями, но организованно отошла за Березину. Впоследствии соединение с большими потерями, но сберегая значительную часть вооружения и техники будет отведена в Смоленщину РСФСР, будет биться там, чтобы в сентябре окончательно переместиться в Воронеж — на переформировку. За эти летние бои подчиненные Ивана Руссиянова удостоятся звания гвардейцев, ряд полков получит на свои знамена боевые ордена, дивизия получит новое имя — станет 1-й гвардейской стрелковой!

Так воинская выучка, терпение и внимание к предвоенным наставлениям по маскировке и инженерному делу позволили нашим предкам затормозить вражеский блицкриг, сорвать график продвижения врага, нанести ему потери, и, следовательно, сработать на победу в Великой Отечественной войне.

Такие они, цветы войны лета 1941-го…

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59