Cуд запретил французам выбрать себе лидера: в чем причина

Во Франции сложилась уникальная политическая ситуация, когда правительство сформировало правящее меньшинство. В парламенте страны есть сразу две непримиримые друг к другу оппозиции и ни одного большинства.

Хоть рейтинг президента Маркрона лишь на уровне 7%, но он сохраняет власть, и это называется демократической формой правления, хоть держится она не на воле народа, а на юридической казуистике. Правительство отправить в отставку левые не могут — потому что их в этом не поддерживают правые, а правые — потому что их не поддержат левые. Борьба между оппозициями за то, кто скажет власти: «Пошли вон!»
Но это не может продолжаться бесконечно, так как максимум в 2027 году уже должны состояться президентские выборы, где Франция в два тура выберет себе одного общего для всей страны лидера. Кандидат от правящего меньшинства рискует даже не попасть там во второй тур. По всем прогнозам, победителем гонки должна была стать лидер крайне правой оппозиции Марин Ле Пен.

Популярность крайне правых идей и евроскептиков в ЕС уже становится предметом озабоченности Еврокомиссии. С каждым новым пакетом санкций сокращается благосостояние европейских граждан, но отказаться от своего безумия в Брюсселе не готовы, даже перед угрозой потерять власть.
Втянутые в их милитаристскую повестку национальные лидеры проигрывают выборы в своей стране, но это лишь заставляет их искать механизмы формирования правящих кабинетов в обход воли избирателей. Сама Еврокомиссия формируется по достаточно сложной схеме представительства и квот.

В Германии на выборах вторыми пришли к финишу крайне правые «АдГ», пришлось формировать большинство из бывшей власти и оппозиции, чтобы не выпустить власть из рук старых, утрачивающих авторитет элит. Но, если в парламентской демократии как-то еще можно обмануть избирателей закулисными интригами депутатов, то с президентами намного сложнее.
Схему с удалением из гонки неугодных кандидатов попытались апробировать на выборах в Молдове, где Центральная избирательная комиссия зачистила избирательный процесс, но он чуть не дал сбой, и пришлось результат в стране ночью корректировать на зарубежных участках.

С горем пополам протащили Майю Санду в президенты, но тут же осечку дали выборы в Румынии. Вышел во второй тур кандидат, которого никто до этого не знал и не рассматривал в прогнозах. Пришлось экстренно, выходя за рамки всякого приличия, срочно отменять второй тур выборов.
Такой беспрецедентный шаг с отменой всеобщих президентских выборов даже вице-президент США назвал пародией на демократию. Несмотря на все жертвы, в Румынии, чтобы сохранить свою власть, местной политической элите пришлось снова убирать нежелательного кандидата уже с повторных выборов, но что-то подсказывает, что в мае им предстоит еще один сюрприз.

Однако потерять Румынию не так страшно для Брюсселя, как сдать Париж… Поэтому зачистку кандидатов в президенты начали за два года до предстоящих выборов с самой популярной в стране Марин Ле Пен. Поводом для решения суда, который запретил ей на пять лет куда-либо баллотироваться, стала чистая формальность с оформлением помощников депутатов Европарламента, которые якобы занимались работой в партии.
Согласно вердикту Исправительного суда Парижа, Марин Ле Пен и еще несколько членов «Национального объединения» нецелевым образом расходовали средства Европарламента на ассистентов с 2004 по 2016 год. «Хотя факты не доказали личное обогащение, обход демократических правил приводит к двойному обману Европейского парламента и избирателей», — указано в решении суда.

Обвиняемым по этому делу проходит умерший в этом году отец Марин Ле Пен, основатель партии «Национальный фронт» Жан-Мари Ле Пен — странно, что этим формалистам не помешало его участие в выборах и в отношении его нет решения. Его дочь Марин Ле Пен приговорили к лишению свободы сроком на четыре года, из которых она два года должна провести под домашним арестом, а половина срока является условным.
Кроме того, ей лично придется выплатить штраф в размере 100 тысяч евро, а партии — 2 миллиона евро. Общий ущерб Европарламенту суд оценил в 2,9 млн евро. Самое любопытное в этом деле, что суд не доказал, что помощники были на самом деле фиктивными и не помогали депутатам. Председатель суда Бенедикт де Пертюи заявила, что внутри партии явно существовала «система». «Было установлено, что все эти люди на самом деле работали на партию, что депутат не давал им никаких заданий, — пояснила она, — и что они переходили от одного депутата к другому».
«Давайте проясним: никого не судят за участие в политике, это не суть. Вопрос был в том, были ли контракты выполнены или нет», — заявила судья. А за что тогда еще судят депутатов и помощников? Как и кто должен был подписать акт выполненных работ между депутатом и его помощником? А если бы помощник депутата Европарламента просто бездельничал, как это делает большинство евродепутатов, — тогда состава преступления нет?
Почему же тогда, если злоупотребление выявили чисто экономическое, решение суда такое политическое и связано с запретом на участие Марин Ли Пен в выборах? Почему вообще суд взялся за рассмотрение такой кадровой формальности, вместо того же отдела кадров Европарламента?
Не нужно путать с диктатурой произвол, творимый в отношении суверенных государств и национальных элит этими евроколонистами. Диктатура подразумевает управление обществом в интересах государства и некую ответственность за него — а здесь налицо примитивный паразитизм еврочиновников на субъектах ЕС, которые они считают собственностью.
Приговор суда в отношении лидера французских правых заместитель премьер-министра Италии Маттео Сальвини назвал «объявлением войны Брюсселем», а глава венгерского правительства Виктор Орбан написал «Je suis Marine!» («Я — Марин!») на французском языке в соцсети X. Напомнил тем самым Франции забытый политический мейнстрим и слоган, ставший символом осуждения нападения террористов на редакцию французского сатирического журнала Charlie Hebdo.

Заметили расправу над политическую оппонентами в Париже и в Белом доме. Трамп сравнил вынесение приговора Ле Пен с судебным преследованием, которому сам он подвергся в США. «Это большое дело. Это очень большое дело. Я в полной мере осведомлен об этом. Многие считали, что ее ни в чем не признают виновной», — отметил экс-президент США. А сын президента, Трамп-младший, напомнил про Мюнхенскую речь вице-президента США: «Они просто пытаются доказать, что Джей Ди Вэнс был во всем прав?»
Но решение Парижского суда — это в первую очередь удар по Франции, когда Пятая Французская Республика выглядит все более недееспособной и трещит по швам. Согласно опросу «Фигаро», еще до судебного решения 42% французов говорят, что опасаются начала гражданской войны в этой стране. 60% опрошенных сомневаются в способности госинститутов обеспечить политическую стабильность.The New York Times считает, что запрет на участие в выборах для Марин Ле Пен подорвет французскую демократию, укрепив подозрения в том, что она перекошена в сторону растущих ультраправых сил. Власть показала, что боится честной конкуренции.
Естественным преемником Ле Пен теперь становится 29-летний Жордан Барделла, который, по словам Ле Пен, стал бы ее премьер-министром, если бы она стала президентом. А вот у Макрона преемника нет, он не создал сильной партии, поэтому его уход из политики создаст вакуум, который попытаются заполнить клерки с президентскими амбициями. В левый альянс во Франции тоже входят сразу несколько партий. Объединившись, они получили первое место на досрочных парламентских выборах, но так и не смогли назначил своего премьера. За президентские амбиции они, скорее всего, расколются.
Поэтому очень рискованное решение власти впервые за 40 лет сбить с президентских выборов кандидата по фамилии Ле Пен, если она не оспорит это решение, оно может вылезти власти боком. Кумир молодежи с внешностью кинозвезды, безупречными манерами и блистательной улыбкой Жордан Барделла может выиграть уже на досрочных президентских выборах в первом туре. В прошлом году он уже стал триумфатором выборов в Европарламент, изменив политический ландшафт Франции. Именно в главе с ним партия «Национальное объединение» нанесла сокрушительное поражение партии власти на выборах в Европарламент, вынудив президента объявить в стране досрочные парламентские выборы.
Власти теперь сделали все для того, чтобы устранить все препятствия для скорой победы ультраправых во Франции. Еще в декабре Марин Ле Пен намекала, что Эмманюэль Макрон может скоро завершить свой президентский срок. Или владела информацией о том, что за него это могут решить. «Я готовлюсь к досрочным президентским выборам в качестве меры предосторожности, учитывая хрупкое положение Макрона и те немногие институциональные рычаги, которые у него остались», — сказала она.

Напомним, что рейтинг действующего президента упал до рекордных 7%, а правительство парламентского меньшинства Франсуа Байру не может справиться с экономическими проблемами и бюджетным дефицитом. Его не отправили еще в отставку только потому, что правые не хотят в этом подыгрывать левым, а левые — правым, хоть одинаково им недовольны обе оппозиции. Но после такой циничной атаки в суде на Марин Ле Пен, возможно, правые уступят, чтобы лавры могильщиков этой надоевшей власти взяли себе левые, и поддержав очередной их вотум недоверия правительству.
В Брюсселе и в Европарламенте в Страсбурге, оказав медвежью услугу Франции, теперь снова отморозились, не увидев за решением Парижского суда политического преследования кандидата в президенты Франции. Придется согласиться, что большое видится на расстоянии.
Другое дело — осудить всех, когда речь зашла об уголовном преследовании возможного кандидата в президенты Турции — Еврокомиссия туда вставила свои пять копеек, невзирая на границы ЕС. Но ничего, если вспыхнет Франция, в Брюсселе тоже обязательно подгорит.
Рекомендуем


