Демонстрация прямых контактов с Трампом: политолог об освобождении Зенковича

В Госдепартаменте США сообщили, что гражданин США Юрий Зенкович освобожден и вместе с группой американских дипломатов выехал в Литву. Позже эту информацию подтвердили в пресс-службе белорусского Президента.
Госсекретарь США Рубио в социальной сети подчеркнул, не выделяя конкретно Зенковича, что 47 граждан США освобождено за рубежом (в т.ч. в Афганистане, России, Венесуэле) за 100 дней правления Трампа. Очевидно, что Рубио показывает дипломатический успех шефа, но можно сделать общий вывод, какие направления сейчас приоритетны для Госдепартамента в плане «разморозки». Грубо говоря, нормализация идет с теми странами, где внутреннее напряжение ранее создавала Демпартия США и которые не интересны Трампу в плане «раскачки».
Минску же важно показать, первое, готовность идти с Трампом на сделки, выполнив свою часть договоренностей. Надо сказать, что с момента выхода фильма, где снялся Зенкович, прошло более 7 месяцев, и тогда в кадре он обращался к Байдену, Харрис и Трампу одновременно с просьбой о помощи. Как видим, выполнила последнюю администрация Трампа, заработав себе очки, но само освобождение стало возможным только после выборов в США. Похоже, Демпартия Зенковичем даже не занималась — так что американский паспорт сам по себе не гарантирует освобождения.
К слову, для Минска не так принципиально, что именно американцы выполнят в ответ за передачу Зенковича, самое главное, что продемонстрированы прямые контакты с США, минуя посредников в виде белорусской оппозиции. А ведь ранее именно последние пытались возглавить тему «палітвязней», показывали, что якобы опекают их, ходатайствуют перед США и «вытаскивают людей». Но в реальности ни на что не влияют, более того, не знали даже фамилий лиц, которых освобождали в Минске. Американцы банально не ставят их об этом в известность.
Причина в том, что все структуры в Вильнюсе создавались Демпартией США и затем присягали Байдену, поэтому в ближайшие 3-4 года, пока Трамп у власти, им ничего не светит. За этот период, как можно предположить, абсолютное большинство людей, которые ранее были осуждены за протестные преступления, отбудут сроки, то есть предмет торга исчезнет сам собой, и тема повиснет в воздухе.
Взрослый мальчик Юра
Что же касается Зенковича, то он после освобождения не представляет для Минска угрозы или интереса, потому что, во-первых, это политический труп — он признал вину, написал прошение о помиловании и подробно рассказал, как планировал заговор и теракты. Во-вторых, если вспомнить контекст, то Зенкович имел достаточно бредовый план найти бесплатно людей в силовых структурах Беларуси, чтобы те за некие будущие должности и барыши согласились поднять по тревоге войска и захватить столицу, арестовав Президента. То есть Зенкович не имел какого-либо значимого ресурса, и его планы, очевидно, с большим сомнением воспринимались «старшими товарищами» в США. Поэтому Зенковича, конечно, вытащили, но для американцев это неприятный сбитый летчик, а не «герой движения».
По психотипу Зенковича можно сказать, что это такой мальчик, который не наигрался в детстве в войну, шпионов и заговоры, поэтому охотно пошел на вербовку в США и сам, инициативно, лез в Беларусь, чтобы устроить здесь переворот. Вместе с тем, в его окружении явно были те, кто подталкивал и радикализировал, а он выступал эдаким организатором-дурачком. Понятно, что никакого конспиративного опыта Зенкович не имел, и все его планы быстро стали известны.
На горизонте белорусской политики, к слову, Зенкович не преуспел и в легальном поле. В прошлые годы несколько раз пытался возглавить Партию БНФ, используя в качестве козыря связи в США и американское гражданство, но даже во внутрипартийной борьбе не преуспел. В протестах 2020-го он увидел последний шанс реализоваться как политик, но в итоге не только подставил людей, типа Григория Костусева, некогда руководителя БНФ, но и создал блестящую картинку для государственной контрпропаганды. В планах Зенковича цинично отрицалась какая-либо демократия, озвучивался вариант военной диктатуры, делились портфели, составлялись списки для задержаний, убийств, люстраций высших должностных лиц, в разных формах планировалось покушение на Президента — поэтому можно даже сказать, что Зенкович больше помог власти, чем навредил.
Если же сделать философский вывод, то он таков: люди, которые длительное время не проживают в Беларуси, как Зенкович, утрачивают связь с реальностью и начинают жить в своих фантазиях. Очевидно, эта же судьба ждет большую часть политической эмиграции, которая уже слабо представляет, что происходит в стране и каковы внутренние процессы. Мягко говоря, ни их, ни Зенковича, ни кого бы то еще белорусы здесь не ждут.
Рекомендуем


