Меню
Мядельский райисполком

Ценой жизни спас детей. О подвиге летчика лейтенанта Александра Мамкина

Ценой жизни спас детей. О подвиге летчика лейтенанта Александра Мамкина
Фото: из открытых интернет-источников

Летчик Мамкин упорно и упрямо вёл горящий самолет, хотя огонь добрался до кабины пилота. От температуры плавились его лётные очки, прикипая к коже лица, горела на нем одежда, шлемофон, в дыму и огне было плохо видно, он вел самолет практически вслепую. Но оставить самолет Александр Мамкин не мог, за его спиной плакали дети…  Невыносимая боль гасила сознание летчика, но каким-то невероятным усилием воли он продолжал вести самолет.

Как Александр Мамкин тогда нашел площадку для посадки, уму непостижимо… Но он это сделал, и отвел смерть от детей! А уже на земле, он еще успел спросить: «Дети живы?», и услышать голос мальчика Володи Шишкова: «Товарищ летчик, не беспокойтесь! Я открыл дверцу, все живы, выходим».

Лишь тогда Мамкин потерял сознание. Врачи же так и не смогли объяснить: как мог пилотировать самолет, да еще и посадить его, летчик, в лицо которого вплавились очки, а от ног остались одни кости?

Из уст спасенных мамкиным детей

В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны, среди документов, рассказывающих о подвиге летчика Александра Петровича Мамкина, есть воспоминания спасенных им детей.

***

Володя Форинко:«Мне было всего четыре года, и в моей памяти сохранилось мало, но кое-что помню. В самолете было очень тесно, и каждого из нас лично усаживал дядя-летчик. В памяти всплывает какой-то треск, догорающий самолет, заплаканное лицо воспитательницы… Помню, как в землянке меня посадили на нары, на которых лежал летчик. Лицо у него было все в ожогах, он бредил, тянулся куда-то руками…».

*** 

Галя Тищенко, которой в то время было одиннадцать лет: «Мы притихли, когда услышали звук, как будто в металл горсть камней сильно бросили… А через несколько секунд увидели впереди, где кабина летчика, пламя. Я помню руки Мамкина в этом огне — они метались и все что-то делали. Самолет резко пошел вниз, и вскоре его потряс такой удар, что мне показалось — разваливается на куски. Я увидела, как Мамкина выбросило из кабины».

***

Володя Шишков «Я сидел за спиной летчика. Я видел… как он был объят пламенем, но он сделал все, чтобы мы были живы». 

То, что произошло в ночь с 10 на 11 апреля 1944 года в небе Беларуси, ныне даже представить себе физически невозможно, не говоря уже о том, чтобы пережить… Огненная трасса немецкого истребителя попала в двигатель самолета Р-5, и тот вспыхнул практически мгновенно. А летчик лейтенант Александр Мамкин в ту же секунду получил ранение, но продолжал пилотировать горящий самолет.

На борту в тот момент находились десять ребятишек — детдомовцев из Полоцкого детского дома, их воспитательница и двое тяжелораненых партизан, их и вывозил летчик Мамкин из немецкого тыла на Большую землю.

Полоцкий детский дом в 1941 году попытались эвакуировать, но безуспешно. К 1943 году в детдоме насчитывалось около 200 сирот и воспитателей. Продуктов не хватало, дети постоянно болели. А тут еще стала известна страшная новость о том, что немцы хотят использовать воспитанников детдома в качестве доноров для своих раненых. И тогда партизанскому отряду имени Щорса была поручена операция по эвакуации детей, которая получила название «Звездочка». Лишь чудом удалось партизанам вывезти ребят из деревни Бельчица под Полоцком, самых малых тогда несли к спрятанным саням по глубокому снегу через широкое поле на руках.

Детей разместили у местных жителей в деревне Емельяники. Но вскоре немцы начали ожесточенную борьбу с партизанами, и детдомовским детям стало небезопасно находиться там, где в любой момент мог начаться бой, а придя немцы, их бы не пощадили. Поэтому было принято решение эвакуировать их за линию фронта. Так начался второй этап операции «Звездочка», когда в конце марта — начале апреля летчики 105-го отдельного гвардейского авиаполка начали вывозить сирот и их воспитателей. В числе выполнявших это ответственное задание был и лейтенант Александр Мамкин.

В ночь с 10 на 11 апреля он совершал свой уже девятый полет за ребятами. На борту его самолета Р-5 находилось 13 человек: семеро детей сидели в кабине штурмана, трое, с воспитательницей, находились в грузовом контейнере под фюзеляжем, а под нижними консолями крыла в специальных контейнерах были еще и двое раненых партизан.

27-летний Александр Мамкин, уроженец хутора Крестьянский Воронежской области, с детства был приучен к тяжелому труду, в 14 лет начал работать в колхозе, затем закончил финансово-экономический техникум. А в 1936 году Александр Мамкин поступил в Балашовское летное училище Гражданского Воздушного Флота СССР. После окончания училища в 1939 году с отличием ему было предоставлено право выбирать место работы. Но молодой летчик попросил направить туда, где он будет нужнее. Три года Александр Мамкин работал в Таджикском, а затем — в Узбекском управлениях Гражданского Воздушного Флота Советского Союза.

С началом Великой Отечественной войны он стал подавать рапорты с просьбой отправить его на фронт, и августе 1942 года Мамкина зачислили в 105-й гвардейский авиаполк Гражданского Воздушного Флота. Задачи у бывших гражданских летчиков, ставших военными, были сложнейшими: под покровом ночи, уклоняясь от вражеских зениток и истребителей, лететь в глубокий немецкий тыл, а доставив грузы партизанам, вернуться, вывозя на Большую землю раненых. На счету Александра Мамкина было более 70 таких боевых полетов. За два года тяжелейшей летной работы он на своем одномоторном Р-5 доставил партизанам около 20 тонн грузов и вывез на Большую землю более 280 раненых. 

И за проявленные мужество и героизм гвардии лейтенант Александр Мамкин, к моменту участия в операции «Звездочка», был награжден орденами Отечественной войны 1-й степени, Красного Знамени и медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени.

Воспитательница детского дома Валентина Степановна Латко впоследствии рассказывала, что прежде, чем совершить очередной полёт Александр Мамкин всегда приходил познакомиться с детьми, подбодрить. Так было и в этот раз, к тому же он обучил самого старшего мальчика Володю Шишкова как открывать люки, чтобы высадить пассажиров. Словно чувствовал беду…

В донесении командира 1-й транспортно-бомбардировочной авиаэскадрильи 105 ОГАП ГВФ о боевой работе за апрель 1944 года, в разделе «боевые потери», была совершена следующая запись:

«В ночь с 10 на 11 апреля самолет Р-5 02-03, пилотируемый гвардии лейтенантом Мамкиным, при возвращении на базу с партизанской площадки Вечелье, не долетая линии фронта, был подбит зенитным огнем противника, от чего загорелся в воздухе. На горящем самолете, сгорая заживо, летчик Мамкин произвел посадку на берегу озера Болныря. В результате чего были спасены 10 детей, 2 раненых партизана и воспитательница».

Александр Мамкин посадил тогда свой Р-5 неподалеку от расположения советских частей. Дети и воспитательница благополучно выбрались из самолета и оттащили от горящей машины раненых партизан. Ноги же самого летчика были обуглены до костей… Врачи сделали все возможное, но 17 апреля 1944 года Александр Мамкин скончался. Все 13 человек, которых он вез в своем последнем рейсе, остались живы.

Не может быть герой награжденным

Как ни странно, тем более, ни печально, но подвиг Александра Петровича Мамкина не стал широко известным примером мужества. Хотя, после публикации в «Комсомольской правде» 11 февраля 1965 года статьи «Огненный рейс», а затем и статьи «Потому что жил на свете он», многие советские школы стали бороться за присвоение имени летчика-героя, хотя публиковались о нем стихи, рассказы. 

Вот выдержки из одного из стихотворений, символично названного автором Леонидом Корниловым «Огненный Ангел»:

Луч прожектора в небо военное бьет.
Через линию фронта летит самолет.
Обжигают зенитки смертельным огнем.
И светло от горящей машины, как днем.
И обычное дело на этой войне,
Если лётная куртка горит на спине,
И пылает мотор и в кабине угар…
И обычное дело — о землю удар.
Не обычно лишь то, что окончен полет
И лететь уж нельзя, но летит самолет.
Он летит из последних расстрелянных сил,
Будто огненный ангел его подхватил.
Или сам уже огненным ангелом стал
Этот спекшийся с нервами русский металл.
Он дымит, но летит через пекло смертей.
Он несёт через линию фронта детей.
И не может детей подвести самолет,
Он летит, словно птица, убитая влет.
А зенитный снаряд не умеет жалеть.
И нельзя дотянуть. И нельзя догореть!
И трагически тает запас высоты.
Но деревья пригнулись и сжались кусты.
И планета качнулась, как только смогла,
И, прогнув горизонт, от удара ушла.
И пылающий ангел, сбивая прицел,
Через линию фронта к своим долетел.

И снова, и странно, и печально: летчик Александр Мамкин остался без государственной награды за тот, последний свой полет, в котором он совершил подвиг…

Утешает, правда, одно. У Александра Петровича Мамкина не было своих детей, но спасенные им ребята-сироты называли себя детьми Мамкина, а своим детям, внукам Мамкина, часто давали имя Александр. А недавно внук Владимира Шишкова, самого взрослого из спасенных Мамкиным детей, Роман Мельников сообщил, что в его семье в Санкт-Петербурге растет уже праправнук Мамкина! И вспоминал, как: «Дедушка подзывал нас к телевизору, когда шли кадры кинохроники, волновался, повторял: «Вот он, вот он, Саша Мамкин! Запомните его лицо. Если б не он, вас не было бы на свете!»

Вот и есть: светлая память Александру Петровичу Мамкину и продолжение жизни героя! Как главная ему награда за подвиг во имя спасения детей!

Подписывайтесь на Минскую правду в Telegram
Только самое актуальное, важное и интересное!
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59