Меню

НАТО в космосе: стратегия будущего или гонка вооружений?

НАТО в космосе: стратегия будущего или гонка вооружений?
Фото: ESA, SpaceX

В последние годы космическое пространство, некогда ассоциировавшееся исключительно с научными исследованиями и мирным освоением, все активнее трансформируется в новую арену стратегической конкуренции и важнейшую область для обеспечения безопасности и оборонных возможностей. На фоне постоянно растущих военных расходов стран — членов НАТО, американские военные эксперты единодушно подчеркивают первостепенную важность развития космических программ для Североатлантического альянса. Этот процесс поднимает ключевой вопрос: является ли освоение космоса НАТО стратегией будущего, направленной на поддержание стабильности, или же оно неизбежно приведет к новой гонке вооружений?

Эволюция космической политики НАТО: от признания к оперативности

Еще десятилетие назад космос в контексте НАТО воспринимался скорее метафорически, чем как реальный военный домен. Однако с 2019 года ситуация кардинально изменилась. Альянс официально признал космос оперативной сферой наравне с сушей, морем, воздухом и киберпространством. Этот шаг был подкреплен принятием Официальной Космической политики НАТО в 2019 году и созданием специализированных структур:

Космического операционного центра НАТО в Рамштайне (Германия) — ключевого узла для координации космической деятельности.

Центра передового опыта в области космоса в Тулузе (Франция), который способствует повышению «космического IQ» среди стран-членов.

Важным шагом стало официальное признание на саммите 2021 года в Брюсселе, что атаки в космосе, из космоса или на космические объекты представляют явную угрозу безопасности Альянса и могут привести к задействованию Статьи 5 Североатлантического договора о коллективной обороне. Это подчеркивает серьезность, с которой НАТО подходит к потенциальным угрозам в космическом пространстве. Публикация Доктрины НАТО по космосу ожидается к 2026 году, что еще больше укрепит операционные рамки Альянса.

Приоритеты НАТО в освоении космоса

Американские военные эксперты из RAND Corporation выделяют пять ключевых приоритетов для продвижения космической миссии НАТО:

1. Обновление политики сдерживания и обороны в космосе. Текущая угрожающая обстановка, характеризующаяся активностью таких стран, как Россия и Китай, разрабатывающих широкий спектр противокосмических технологий, требует адаптации действующей Космической политики НАТО. Это включает разработку планов реагирования на различные сценарии, предусмотренные Статьей 5, с учетом защиты коммерческих космических активов и междоменного сдерживания.

2. Внедрение Коммерческой космической стратегии НАТО. С учетом быстрого развития коммерческих космических возможностей Альянсу крайне важно научиться эффективно использовать эти активы. Утвержденная в феврале 2025 года Коммерческая космическая стратегия НАТО направлена на укрепление отношений с коммерческим космическим сектором и использование его решений для повышения военного потенциала. Это требует создания прочных партнерств с промышленностью и устранения регуляторных барьеров.

3. Финансирование космической деятельности Альянса. Несмотря на общий рост оборонных расходов, доля, выделяемая на космические программы, остается относительно небольшой. Эксперты предлагают модель проектного финансирования для многонационального сотрудничества, подобную программе Alliance Persistent Surveillance from Space (APSS), которая уже привлекла более 1 миллиарда долларов вкладов. Также рассматривается возможность использования фондов ЕС.

4. Развитие интероперабельных космических возможностей. Для обеспечения надежного сдерживания НАТО должно сосредоточиться на разработке совместимых космических систем. Включение космических требований в процесс оборонного планирования НАТО и переход к подходу, ориентированному на эффекты, позволят союзникам координировать развитие своих космических сил и добиваться большей синергии, избегая избыточности.

5. Подтверждение роли НАТО как космического посредника. НАТО должно продолжать служить платформой для обсуждения, координации и согласования оборонной деятельности в космосе. Это включает установление стандартов, повышение «космического IQ» среди стран-членов, содействие обмену разведданными и проведение совместных учений с привлечением стран-партнеров, таких, как Япония.

Одноразовая японская ракета H-IIA

Эти приоритеты отражают стремление НАТО не только реагировать на угрозы, но и активно формировать будущее космоса как оперативного домена.

Угрозы и вызовы: почему космос становится приоритетом

По мнению американских экспертов, космос уже давно перестал быть исключительно мирной территорией. Россия и Китай активно развивают контркосмические технологии, включая средства для глушения, взлома и уничтожения спутников. Например, Россия провела испытания противоспутникового оружия, а Китай разворачивает спутники двойного назначения, которые могут использоваться как для гражданских, так и для военных целей. Эти действия угрожают ключевым системам связи, навигации и разведки, на которые опирается НАТО.

Кроме того, кибератаки на наземные станции и спутники, а также угрозы гиперзвукового оружия и потенциального ядерного присутствия в космосе создают новые риски. В условиях, когда более половины активных спутников принадлежат странам НАТО или их компаниям, защита этих активов становится критически важной. Война в Украине, где космические технологии активно используются для разведки и связи, подчеркивает уязвимость западных систем и необходимость их защиты.

Роль коммерческого сектора в космической стратегии НАТО

Коммерческий космический сектор переживает бум: компании, такие как SpaceX, OneWeb и другие, радикально снижают стоимость запуска спутников и расширяют их функциональность. Это открывает для НАТО беспрецедентные возможности использовать частные технологии для повышения устойчивости и эффективности операций. Создание сети SPACENET под эгидой НАТО также способствует укреплению связей с индустрией. Этот подход, однако, создает новую зависимость от частного сектора, что несет определенные риски в условиях конфликта.

Космос как поле для гипотез и предсказаний

Будущее военной деятельности в космосе, безусловно, будет характеризоваться эскалацией и усложнением. НАТО, осознавая эти вызовы, активно интегрирует космос в свою оборонную архитектуру. Успех Альянса будет зависеть от его способности интегрировать государственные и коммерческие ресурсы, адаптироваться к стремительно меняющимся технологиям и выстраивать гибкие стратегии реагирования на угрозы.

Помимо традиционных ядерных и конвенциональных средств, космические возможности будут играть все более важную роль в стратегии сдерживания НАТО. Это может включать разработку средств, способных нейтрализовать космические угрозы противника, но при этом без размещения оружия массового поражения в космосе, что соответствует заявлениям НАТО о соблюдении международного права.

Быстрое развитие частных космических компаний приведет к еще большей интеграции коммерческих спутниковых систем в военные операции. Это создаст новые вызовы в области безопасности и регулирования, но также откроет возможности для более гибкого и экономически эффективного развертывания.

Атака на спутники, даже не приводящая к их полному уничтожению, может вызвать серьезные сбои в гражданской инфраструктуре (связь, навигация, банковские операции), что значительно усложнит разрешение конфликтов и потребует новых механизмов деэскалации.

Технологии двойного назначения будут доминировать, делая разграничение между оборонительными и наступательными возможностями все более сложным.

Развитие космических программ может стать объединяющим фактором для стран-членов, стимулируя сотрудничество между крупными державами (США, Франция) и менее технологически развитыми союзниками.

Таким образом, можно предположить, что повышение рисков и конкуренции в космическом пространстве заставит ведущие державы, включая членов НАТО, активно участвовать в разработке и соблюдении правил и норм, регулирующих военную деятельность в космосе, чтобы избежать хаотичной гонки вооружений.

Возможность точно отслеживать и идентифицировать объекты в космосе, а также предсказывать их поведение, станет критически важной для защиты собственных активов и оценки угроз. НАТО будет наращивать свои возможности в этой области.

Поскольку спутниковые системы все больше зависят от программного обеспечения и сетевых технологий, кибератаки станут одной из основных угроз. НАТО будет уделять повышенное внимание кибербезопасности своих космических активов.

Альянс будет стремиться к углублению сотрудничества с ключевыми партнерами, такими как Япония и Австралия, для совместной разработки и использования космических технологий, создавая глобальную коалицию в космосе.

Национальные вооруженные силы стран – членов НАТО будут продолжать развивать и интегрировать космические силы и средства в свои структуры, что может привести к появлению специализированных космических командований и подразделений.

В ближайшие 5–10 лет НАТО, вероятно, станет крупнейшим заказчиком коммерческих космических услуг, что приведет к созданию новых альянсов между государствами и частными компаниями.

В ближайшие годы Альянсу придется также четко определить, какие действия в космосе будут считаться атакой, требующей коллективного ответа согласно Статье 5 Устава НАТО. Это может стать ключевым фактором в сдерживании потенциальных противников.

Одним словом, космос перестает быть лишь фоном для военных действий и становится самостоятельной, жизненно важной оперативной сферой. НАТО активно готовится к этой новой реальности, стремясь обеспечить свою безопасность и превосходство в безвоздушном пространстве. Вопрос лишь в том, сможет ли Альянс превратить космос в пространство сотрудничества или он станет ареной новых конфликтов, раздувая новую гонку вооружений.

Посмотрим, что будет доминировать в космической политике НАТО в ближайшем будущем: стремление к сотрудничеству или наращивание военного потенциала?

Николай Тягников

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59