История учителя по призванию, посвятившего всю жизнь математике

Светлана Иосифовна Пашкевич родилась в 1939 году, из-за чего успела увидеть ужасы концлагеря и послевоенную бедность. Однако, несмотря на все пережитые в детстве трудности, смогла построить прекрасную жизнь. И теперь в разговоре она больше внимания уделяет именно своей профессии, ведь Светлана Иосифовна — учитель по призванию. Школе она отдала всю жизнь, проработав в статусе математика вплоть до 75 лет, то есть даже после пенсии. Последние 15 лет живет в Логойске, из них 7 отдала учительству в районных школах.
— Похвалюсь, что я окончила школу с серебряной медалью: по русскому была четверка. Медаль тогда давала право поступить без экзаменов, но было собеседование. Я поступала в Гомельский пединститут и сомневалась, на кого мне пойти: любила химию и математику. Пошла на математика. Я окончила физмат и все время работала математиком. И даже здесь, в районе, будучи пенсионером. Проработала до 75 лет.
— Как складывалась ваша профессиональная карьера?

— Тогда очень не хватало кадров, и нам сказали: «Кто согласен ехать в Брестскую область, сразу выходите. Я хотела в Жлобин, но Жлобин и Жлобинский район отпадал — там было три места всего лишь. И мы с подругой поехали в Брестскую область. Первая школа, в которую направили, — средняя, света не было, вечерние занятие проводились при лампах. Ну а потом там случилось ЧП. Летом был организован лагерь, и туда собрали самых лучших учеников. Переправляться нужно было на громадных лодках, на которых люди возили дрова. Меня отправили в отпуск, и в это время меня там не было. Технички, учителя и пионервожатые сопровождали. И когда они вместе с детьми плыли по реке Припять, навстречу шел катер. Как потом выяснилось, команда была пьяная, решили детей на волнах покатать. И они мимо быстро проехали. Волны накрыли лодки, те опрокинулись. Больше половины утонули. А это же Западная Беларусь — там народ достаточно жесткий. Когда оставшиеся вернулись в деревню, жители схватили пионервожатую за галстук и тащили ее утопить. В отместку. Был очень громкий скандал, директора судили, потом перешли на экипаж.
После этого случая я попросила перевести меня в другую школу. В районо не хотели. А потом получилось так, что физика из другой школы, более крупной, нужно было кем-то заменить. Школа находилась в деревне Рубель Столинского района, в каждом классе было по сорок человек. И меня стали уговаривать. Много раз вызывали, пытались уговорить, я все не соглашалась. В конце концов сказали: «Если не согласишься — исключим из комсомола». В то время это было бы трагедией. Ну, меня вызвали на бюро райкома комсомола. «Поедете?» — «Поеду». И я вот в этой школе проработала до пенсии и после пенсии. Я работала математиком и организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Первая в районе организовала торжественное вручение паспортов. Мне за работу дали знак «Отличник народного образования», у меня есть грамота Министерства образования БССР. Очень сильные ученики были. Дети были очень любознательными, а мы старательными, активными.

Мы работали с душой, были агитаторами в колхозе. Раз в неделю должны были ехать на ферму или в красный уголок и проводить там или политинформацию, или беседу, или, если классный руководитель, подготовить концерт с детьми и выступить. И нам за это не было никаких доплат — это было само собой разумеющееся. С учениками в десятом классе я занималась дополнительно, готовя их к поступлению. За это тоже никогда ничего не платили — у нас даже мысли такой не было. Перед пенсией по-другому уже, доплачивать стали. А тогда мы на энтузиазме жили.
— А как вас занесло так далеко от Брестской области?

— Муж мой был зубной врач очень хороший, к нему ездили из райцентра на лечение. Когда его не стало, дети (они все в Минске) перевезли меня сюда. На сам Минск не хватало ресурсов, поэтому выбрали Логойск. Когда приехала, пришла в милицию оформлять документы на дом. Смотрю, написано «Районо (районный отдел народного образования — прим.ред)». Думаю, зайду. Говорю первое: «Вы видите, что я пенсионерка». «А кто вы по профессии?» — «Математик». — «О, нам нужны математики. Только не в самом Логойске, а в Гайне (агрогородок)». Я привыкла в одной школе всю жизнь, а тут в какую-то деревню ехать. Они меня стали уговаривать, а я долго не думая поехала туда посмотреть. Школа понравилась: аккуратненько так, чисто. Я согласилась. Ездила в эту школу работать шесть лет. У меня и сейчас там друзья. Отличный коллектив, деятельный, организованный. А потом так получилось, что нужно было уступить место. Но мне в тот же день позвонили из другой школы (деревня Логоза), и туда позвали. Я не соглашалась сначала, потому что были проблемы с позвоночником, боялась подвести. И там я еще шесть лет проработала. Потом пригласили в другую школу в агрогородок Острошицы, там я тоже год проработала. Потом все. Но я все время работала по специальности — математиком.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!
Рекомендуем




