Любовь с первой задачи. Учитель математики из Борисова откровенно рассказала о своей профессии
Она влюбила в математику десятки детей. Многие школьники считают ее авторитет незыблемым и никогда не осмеливаются появиться на уроке с пустой тетрадкой. Она — наставник, друг, помощник — Елена Ивановна Чура. Вот уже 32 года в своем кабинете на втором этаже борисовской гимназии № 3 она ждет старшеклассников, которым открывает удивительную тайну царицы наук. Почему в «спутницы жизни» выбрала самую что ни на есть точную науку, как ее ученики удивили врачей и какие секреты доверяют ей школьники — узнала корреспондент «Минской правды».
Математики я с детства боюсь. И когда спешила на урок Елены Чуры точно наступала на горло собственным предпочтениям. «Вот бы на литературу или историю», — мечталось про себя. Но уж больно интересным математиком прослыла в своем городе Елена Ивановна, у которой в учениках — победители и призеры различных олимпиад, конкурсов.
Прозвенел звонок на урок. Я отправилась на «галерку». Девятиклассники не прятались под парты, а как–то весьма воодушевленно и хором начали припоминать тему прошлого урока — рациональные дроби. Говорить вслух и дискутировать здесь принято. Учитель говорит, что, когда человек не ошибается, он не учится, не развивается.
— Знаете, математические законы вполне можно сравнить с готовой конституцией, — уже для меня учитель делает лирическое отступление. — Дойти до разгадки задачи можно разными путями. Главное — не нарушать законы. С точки зрения математического анализа, можно разложить по полочкам любую жизненную ситуацию и найти в этот момент единственно правильное решение. Математика — это мировоззрение! Изучая ее, дети учатся интеллектуальному творчеству и уважению к законам. Нет, математикой увлечь подростка гораздо легче, чем, скажем, мировой культурой.
За 45 минут урока на доске появились и успели исчезнуть более десяти сложных уравнений и примеров. У меня — море вопросов. Разумеется, не о дробях, а о той свободе и непринужденности, с которой пролетел урок. У детей на лицах — тихое уважение равных к равному.
— Елена Ивановна вообще нравится! С ней легко! Напряжение снимает шутками о жизни и математике, — сказала мне одна из учениц педагога, выходя из класса.
Подумалось, простой набор простых вещей. Но как она умело это все совмещает со сложными математическими темами? Осталось загадкой.
Любовь с первой задачи
Она с самого детства знала, что в «спутницы жизни» выберет самую что ни на есть точную науку.
— В нашей семье есть судостроители, инженеры. Брат моей мамы преподавал в БГУ, он доктор математических наук. Поэтому и я с детства любила точные науки: математику, физику, химию. У меня это получалось, — вспоминает Елена Ивановна. — А пойти в педагоги мне посоветовала мой классный руководитель Лилия Петровна Логимахова, учитель Ганцевичской школы Борисовского района. Она предложила поступать в педуниверситет, именно на физико-математический факультет. Говорила: «Тогда у тебя всегда будет много часов и с перспективой все будет хорошо». В итоге я поступила в Минск, в педуниверситет.
Елена была одной из лучших студенток, поэтому на распределении у нее был выбор, куда ехать работать. Она не задумываясь выбрала родной Борисов.
— Я попала в школу №6, — продолжает педагог. — И проработав полтора года, ушла в декрет, а потом в еще один. У нас две дочери.
Говорит, что новым этапом в ее работе стал переход в гимназию:
— Когда я выходила из декрета, в отделе образования мне предложили место в СШ №15 (сейчас уже гимназия №3). Конечно же, я сразу согласилась. Много слышала хорошего об этой школе. Здесь был совсем другой уровень подготовки детей. Мне очень нравилось. Придя сюда, я стала готовить детей не только к олимпиадам, а и целые команды для участия в конкурсах и турнирах.
Елена Чура считает себя абсолютно счастливым человеком. Признается, что все, о чем мечтала с детства — сбылось. У нее работа, которая ей по душе. А еще она мама двоих дочерей, бабушка двухлетнего Макара и любимая жена.
«Вся больница была в шоке от моих учеников»
Долго о себе рассказывать Елена Ивановна не любит и все время переводила разговор на учеников. Сегодня у Елены Ивановны на подходе уже четвертый выпуск. Говорит, каждый был особенный. По-доброму хвастает. Практически всех помнит пофамильно, а некоторых, самых достойных, — в лицо. Считает, что для учителя самая большая награда — успехи учеников. Конечно, приятно, когда они ценят твои старания и через много лет возвращаются, чтобы сказать простое спасибо.
— Мне повезло, я учила очень много талантливых ребят. Со многими общаемся до сих пор, — с гордостью говорит учитель. — Особенно с моим первым выпуском, в котором были практически одни мальчики. Дети были непредсказуемыми. С ними всегда что-то происходило. Я не успевала зайти в гимназию, как на их поведение начинали жаловаться учителя. Но самое интересное, у них на все было объяснение. И эти дети были сильные в учебе. Как и мой нынешний девятый класс.
Долго Елена Ивановна рассказывала о «своем девятом». Она к ним очень привязалась, ведет детей с 5 класса. Признается, что сегодня ее самая главная мечта — довести их до выпуска в 11 классе и увидеть, как сложится судьба:
— Просто после девятого из четырех классов будут делать два. А еще в десятый класс будут набирать по конкурсу аттестатов со следующего учебного года. Надеюсь, что мои дети пройдут, попадут в один класс и я пойду с ними дальше, — переживает педагог. — Очень люблю этих ребят, они лучшие. А сколько в них доброты! Когда я попала в больницу, они всем классом пришли меня навестить. А попали на тихий час. Так сумели убедить врача, чтобы меня отпустили к ним выйти. Волновались, как я себя чувствую, рассказывали новости. Вся больница была в шоке. Врачи говорили, что такое бывает редко. Прямо слезы наворачиваются, как вспоминаю. Причем родители потом признавались, что даже не знали об этом.
Часто ученики к ней идут за советом и не только по учебе, а и в делах сердечных:
— Особенно мальчишки из первого выпуска. Они постоянно советовались по поводу девочек, как поступить в той или иной ситуации. Помню, один из моих учеников говорит: «Елена Ивановна, представляете, понравилась мне одна девчонка. Она обалденно красивая. Решил провести ее домой, так с ней поговорить не о чем было. Глупая оказалась. Но с виду такая красотка». Я внимательно слушала его и даже не знала, что в этой ситуации посоветовать. Так что всякое бывало. Но работать с детьми — это самая интересная в мире профессия. От них всегда столько энергии, вам не передать.
«Все мы живем в мире математики»
Елена Ивановна называет себя строгим, но добрым педагогом.
— Когда у меня не было своих детей, была уверена, что нужно быть очень строгим педагогом, — признается учитель. — А когда мои девочки пошли в школу, я кардинально изменила свои взгляды на стиль преподавания. И теперь даже если мой ученик получает плохую отметку я ему говорю — ничего страшного, следующий раз исправишь. Чтобы он меньше переживал.
И добавляет, что хороших отметок никогда не жалеет:
— Любимчиков у меня нет, но нравится, когда ученик бережно относится к математике и старательно решает задачи. Я бы не сказала, что это сложный или совсем непонятный предмет, но он очень важный. Ведь математика учит думать, анализировать, как никакая другая дисциплина. Кстати, научно доказано: если уменьшить количество уроков по математике всего лишь на час в неделю, то у ученика упадет успеваемость на 10 — 12 процентов по всем предметам. Математика сегодня окружает нас со всех сторон: все наши гаджеты, программы, которыми мы пользуемся — это математика. Вам, нравится, например, рисовать. Вы открываете фотошоп — это же сплошные координаты. Каждому цвету соответствует число — и числами вы рисуете картину. Многие люди не обращают на это внимание, потому что считают себя гуманитариями, но если они чуть более пристально посмотрят вокруг, то увидят, что все мы живем в мире математики.
— Но есть, наверное, люди, которым она не дается. Были ли у вас такие ученики?
— Были. Но я считаю, что у каждого человека есть свои задатки, и при работе с детьми стараюсь не сравнивать их способности и не ставить математику во главу угла: у кого-то обучение идет легче, кому-то материал дается сложнее, это не повод вгонять учеников в депрессию.
Молодым педагогам опытная Елена Чура желает терпения и сил, подчеркивая, что преподавание — это сложный труд, на который уходит много времени:
— Нужно помнить, что учительство — это бесконечный поиск и совершенствование себя. Остановишься и все, дальше детям с тобой будет не интересно.