Первая учительница подарила ощущение победы — жительница Березино о своей школе и педагогах

Сентябрь — особенный месяц для большинства из нас. И не только потому, что с первого дня осени мы инстинктивно начинаем следить за погодой в ожидании первых холодов.

А еще и по вине Дня знаний. В первые сентябрьские дни особенно забавно наблюдать за первоклассниками. Они такие важные и непосредственные в своих новых школьных нарядах с бабочками и бантами, огромными ранцами и большими букетами. Им всегда немного завидуешь. Ведь у них все впереди — первая буква, первая оценка, первая неудача и первая любовь.
Венчает эту череду наблюдений за школьной детворой первое воскресенье октября, когда ученики снова бегут в школу с охапками цветов. На этот раз, чтобы сказать спасибо учителям. Они незримо возвращают нас в школьное детство, заставляют вспомнить уроки и учителей.

Я закончила школу в далеком 1986-м. Была далеко не отличницей, но до сих пор помню основные законы физики и названия большинства химических элементов, не ошибусь в основных датах средних веков и даже знаю, кто такой Рамсес, не перепутаю названия столиц мира и смогу уверенно показать их на глобусе, а еще разбираюсь в дробях и законах геометрии, в свои 50+ запросто продекламирую стихи Купалы и Пушкина, отличу прозу Алексея Толстого от Льва Толстого и даже рискну ответить на простой вопрос на немецком языке. За все это я благодарна своим педагогам.
Первую учительницу звали Надежда Алексеевна. К сожалению, детская память (а педагог вела у нас всего один год) не сохранила фамилию. Но до сих пор перед глазами стоит ее сдержанная спокойная улыбка. А ведь она преподавала в классе, где было больше тридцати учеников. Благодарна я Надежде Алексеевне и за свой первый в жизни День знаний. Тогда первоклассникам объявили конкурс на лучший рисунок на асфальте — и я старательно мелом рисовала, прикусив губу, Кремль. Точно помню, вышло так себе, но учительница меня похвалила и даже подарила книгу. Это ощущение победы было со мной все школьные годы. А поддерживали веру в себя учителя. Они были для меня просто небожителями. И сегодня через много лет я бережно храню память о каждом из них.

Евгения Манцевич. Скромно одетая в толстых очках, она даже на переменах старалась объяснить нам решение задач и так смешно приседала в такт словам. Евгения Янковская. Эта учительница рисования и черчения буквально порхала со своими белыми кудряшками по школе и готова была каждому помочь с рисунком. А еще она была очень сильным человеком и умела любить. Более десяти лет ухаживала за больным мужем и стеснялась в старости своей немощи и болезни. А ее муж, Виктор Янковский, в памяти учеников остался самым интеллигентным и скромным учителем ботаники. А ведь мало кто знал, что ему довелось пережить оккупацию в Березино. Екатерина Шансева у нас преподавала химию и обладала даром — одним взглядом успокаивать школьных хулиганов. Никогда не забыть и Нину Дударенко. Возле класса всегда толпились ученики с учебниками. Не выучить у нее было невозможно. Она была требовательна к себе и детям. И совсем не хотела понравиться всем. Искренне признавалась, что не совсем понимает «Мастера и Маргариту».
Увы, но все эти мои учителя и многие другие уже покинули этот мир. Но я все же еще чувствую себя ученицей. Потому что иногда встречаю в городе своего классного руководителя и учителя истории Людмилу Полочанскую. Она уже разменяла девятый десяток, но по-прежнему в моей памяти — в строгом костюме, на каблуках и с круглой дешевой заколкой в волосах. Ее уроки истории всегда были эмоциональными и живыми. Она могла быть резкой и решительной, но никогда не безразличной к нам и происходящему. Я всегда рада ее звонкам, готова помочь и прислушиваюсь к ее мнению. Мне до сих пор нравится у нее учиться, доверять ей рабочие проблемы, говорить о личном и смело обсуждать наболевшее.
А еще я помню яркие краски в нашей 9-ой аудитории, где весь май по стенам гуляли солнечные зайчики, блики на полу оставляли березы во дворе, залетали майские жуки, и стучали каблуки учителей. Я часто прохожу мимо родной школы и заглядываю в окна. Мне хочется вернуться туда и вновь почувствовать себя беззаботной ученицей. Я люблю свою школу — и мое отношение к ней не изменили ни лихие 90-е, ни тяжелые двухтысячные, и ни наше техногенное время.
Да, у нас не было крутых телефонов и интернета, не было сотни телеканалов и соцсетей. А у учителя на уроке были только указка и учебник. Мы не дарили педагогам дорогих цветов и подарков, не знали столько стихов и песен в их честь. Но мы их бесконечно любили и уважали. Как не вспомнить, как я поучала свою маму «А наша Надежда Алексеевна букву «щ» пишет так», как хотела удивить Нину Александровну, что за лето успела прочитать весь список литературы.
Прошло уже почти сорок лет, как под звуки школьного вальса я оставила школу. На смену моим любимым учителям пришли другие педагоги. Они не хуже, но они уже не те. Они владеют последними инновациями, имеют в своем арсенале мультиборды и не носят дешевых пластмассовых заколок. Но это совсем не важно. Ведь теперь они хотят подарить нашим детям веру и надежду в лучшее, сделать их счастливыми и уверенными в себе. Из личного опыта знаю, как это непросто, но такие учителя есть. Это радует и вселяет надежду, что школа не только для меня будет родным домом, а учителя — старшими товарищами для выпускников.

Педагоги точно заслуживают дорогих цветов, искренних поздравлений и нашего уважения. Ведь именно они своим горением по-прежнему делают наше детство счастливым и дают ученикам верный путь во взрослую жизнь. Они, педагоги, как и мои учителя, видят в этом смысл жизни. Спасибо им и низкий поклон за терпение и верность нелегкому педагогическому делу, любовь к детям и позитивный настрой. С праздником, дорогие учителя!