Формула молдавской власти: чем меньше избирателей останется в стране, тем легче править

Правящая партия в Молдове сохранила свою власть после парламентских выборов. На прошедших выходных парламентских выборах она с натяжкой, но получила все же однопартийное парламентское большинство и может сформировать новое правительство. Хотя все экзит-поллы и опросы общественного мнения показали другую электоральную картину, Центральная избирательная комиссия огласила результаты в пользу президентской партии PAS — Майя Санду сохраняет абсолютную власть.
Нарушения избирательного процесса и немая реакция Запада
Пока все правоохранительные силы были брошены на борьбу с возможным российским вмешательством в выборы, вмешался явно кто-то другой: лояльный к власти и не сочувствующий народу. Теперь в Молдове не только президент, но и парламент представляет зарубежную диаспору.

Дело в том, что страна не голосовала за эту партию; большинство удалось получить только за счет аномального голосования на зарубежных участках. Неужели молдавская диаспора так ненавидит свою метрополию, что голосует ей назло? Судя по итогам предыдущих выборов, пока считали голоса не члены PAS, подобных расхождений в результатах не было.
Но конечно же, европейские наблюдатели не заметили никаких фальсификаций в день выборов и того что лишили права голоса полмиллиона молдаван, проживающих в России, и тысяч 300 в Приднестровье. Для всех проживающих в России открыли только два участка в Москве, а с Приднестровьем зарыли мосты через Днестр.
На участках в России успели проголосовать лишь 4202 избирателя, а приднестровцев всего проголосовало лишь 12 266 из 280 тысяч граждан Молдовы поживающих в регионе. А всего приняло участие в выборах чуть больше полутора миллионов избирателей, и на удивление высокой явка оказалась на некоторых зарубежных участках, что на протяжении дня оставались пустыми: выше, чем в целом по стране.

Благодаря таким участкам рейтинг правящей партии удалось подтянуть с 40% с вечера подсчета до свыше 50% к утру. Результаты теперь гарантируют PAS в парламенте не менее 54 мандатов из 101 а победе правящей партии на парламентских выборах в Молдове день сильно обрадовались в Евросоюзе.
В Брюсселе заявили, что повод для торжества есть, потому что на этот раз Молдова выиграла у России «битву за демократию». О том, что на самом деле «выиграла» Молдова, сохранив правящий режим, лучше судить по свежему отчёту правительства США об инвестиционном климате в Молдове. Основными проблемами там называются: слабое восстановление экономики после падения в 2022 году (рост всего 0,1% в 2024), высокая инфляция и рост издержек из-за войны в Украине и разрыва традиционных торговых маршрутов, низкая производительность, отток молодых работников, коррупция и неэффективная сеть госкомпаний, сложная и непредсказуемая бизнес-среда, зависимость от импорта через ЕС при более высоких затратах на транспорт и логистику.
Состояние демократии и двойные стандарты о «вмешательстве»
А о том, что стало с демократией, можно судить по продолжающимся арестам политических оппонентов и закрытию ведущих СМИ. Постпред Молдовы при Совете Европы Алексей Тулбуре рассказывает, что ограничение прав и свобод человека в Молдове во имя демократии — благо и так и надо. Исключение из выборов партий «Сердце Молдовы» и «Великая Молдова» за несколько дней до выборов лишило десятки тысяч граждан права на выбор; сейчас вот «главный враг для демократии» стала партия Василия Костюка «Democrația Acasă», победившая на выборах, — ее хотят лишить мандатов.
В Центральную избирательную комиссию подана жалоба с целью пересмотреть выбор за граждан, так как якобы румынский политик Джордже Симион непосредственно участвовал за них в этой кампании. Законодательство Республики Молдова запрещает участие иностранных политиков в избирательной кампании. Но как же быть тогда с другими европейскими лидерами, которые активно поддержали партию Санду?
Спикер парламента от PAS Игорь Гросу уже отправился в Бухарест благодарить румынского премьера Боложана «за поддержку» его партии. Неужели не все румыны хорошие и не только «правильно вмешивались»? В свое время сама руководитель ЦИК страны публично заявила, что вмешательство со стороны ЕС — это вовсе не вмешательство, так как Молдова стремится в ЕС.
У «Альянса за объединение румын» (AUR) есть даже 6 депутатов в Европарламенте. Лучше бы ЦИК рассмотрел вмешательство Зеленского в выборы с его угрозами военных последствий, если молдаване выберут неправильный курс? Он в отличие от Джорджа Симиона не имеет паспорта ЕС, но агитировал за правящую партию. Его видимо вдохновило недавнее заявление Трампа, что тот не будет больше мешать ему вести войну в Европе до последнего украинца.
Внутриполитический кризис в США и европейская война
США оставляют за Украиной и Европой выбор — дальше воевать или заключить какую-либо сделку, но сами в этом больше не участвуют. За деньги будут продавать оружия столько, сколько те смогут купить — но сами больше тратиться не станут. У Белого дома теперь хватает заботы бороться с прекращением финансирования правительства, организованным демократами в стране. Это кстати второй уже «шатдаун» для Трампа, когда работа госучреждений окажется парализованной. Предыдущий длился рекордные 35 дней в 2018-2019 годах при первом сроке Трампа.
Никто не сомневается, что и на этот раз Трамп справится, вопрос — какой ценой: демократы требуют сохранить льготы по Obamacare, отменить сокращения Medicaid и выделить $350 млрд на продление программ, тогда как республиканцы предлагают лишь временное финансирование без уступок в сфере здравоохранения. Переговоры Трампа с лидерами демократов в Белом доме пока не принесли результата: стороны обвиняют друг друга в срыве соглашения.

Не то что Трампу денег жалко или в казне их нет, все понимают — ультиматум сделан демократами с расчетом на промежуточные выборы в Конгресс США. Ради этих выборов они готовы отстоять все льготы избирателям, чтобы получить дополнительные голоса. А эти голоса нужны республиканцам, им лучше, отказав сегодня что-то завтра дать в поддержку уже своих кандидатов.
Трампу сегодня пока не с чем вести партию на промежуточные выборы. Как в Молдове, закрыть рот всей оппозиции не получится. На него со всех сторон давят политические оппоненты и недовольные курсом внутри своей партии. Авторитет во многом подрывает и война в Украине, которую он обещал закончить за один день. Больше полугода она продолжается уже при Трампе, и он ничего не может сделать. ЕС приносит немалые жертвы, мешая всех усадить за стол переговоров.
Любопытно, что именно в этой патовой ситуации для Трампа в Верховной Раде Украины зарегистрирован проект постановления об обращении к Нобелевскому комитету относительно выдвижения кандидатуры Президента США Дональда Джона Трампа на соискание Нобелевской премии мира. Авторами являются народные депутаты: Анна Скороход из депутатской группы «За будущее», Михаил Соколов из фракции Юлии Тимошенко и другие видные персонажи. Среди них затесался и знаменитый на всю страну коррупционер Николай Тищенко из президентской фракции.
Украинская многопартийная инициатива выдвинуть Трампа на премию мира, не заканчивая войну, — явный политический сигнал, но кому он и о чем, понятно только адресату. Анну Скороход, по инсайдерской информации из Белого дома, всерьез рассматривали кандидатом в спикеры украинского парламента, которому по закону переходят и президентские полномочия в случае невозможности исполнять обязанности Зеленским. Она могла бы подписать и так необходимые Трампу мирные соглашения.
Перспективы расширения ЕС и внутренние риски для Молдовы
Еврокомиссия тоже шлет кому-то сигнал, предлагая изменить процедуру приема новых членов в ЕС, чтобы продолжить процесс присоединения Украины и Молдовы, несмотря на вето Венгрии. Как сообщает Financial Times, предлагается начать работу даже при отсутствии официального решения всех стран ЕС о начале переговоров. Хотя относительно Молдовы ни у кого нет возражений, при желании давно могли бы начинать.
Брюссель, демонстрируя, что он готов начать процедуру принятия в ЕС страны с войной, рискует сам вступить в войну, но это лишь очередное и пустое заявление — никто и никого в итоге принимать не будет. Грузия уже притормозила на пути в ЕС, не видя за выполнением всех их требований никакой перспективы членства. Путь от кандидата к членству не зависит от критериев ЕС и от того, насколько принимаемая страна им соответствует.
Президент Румынии Никушор Дан, вдохновленный выборами в Молдове, предлагает на саммите ЕС пересмотреть уровень требований, предъявляемых к странам-кандидатам, отметив, что одна из тем предстоящих дебатов — «насколько высоко должна быть поднята планка». По его глубокому убеждению, ни одна из стран ЕС не была готова к членству, но их принятие было правильным.
а у молдавской власти в ожидании вожделенной евроинтеграции после выборов есть два пути: сделать для страны наконец что-то полезное или продолжить в ущерб своим национальным интересам служить чужой войне. Судя по тому, что их спикеры несут в эфирах, они уже выбрали второе: репрессии против политических оппонентов и всех, кто позволяет себе перечить власти, продолжаются — репрессивная машина набрала обороты, а власть вошла во вкус.
Мишенью кроме политиков, похоже, станет Молдавская православная церковь — ее приходы будут принудительно переводить к Бессарабской митрополии, в подчинение Бухареста. Но самое опасное для страны, если будут предприняты новые попытки оказывать давление на Приднестровье. Если к региону применить стратегию «удушения» и общения с позиции силы, это непременно приведет к эскалации конфликта и Молдова тоже рискует стать новым полем боя для чужой войны.
Возможно, именно этого и хотела «диаспора» — выбирая тех, кто приведёт к войне, завидуя статусу украинских беженцев. Первыми оформили пособия в ЕС не те кто бежал от войны, а именно те, кто жили там всё время с украинским паспортом.
Рекомендуем
