Милитаризация Польши при Навроцком: усиление НАТО и проект «Форт Трамп»

Президентские выборы в Польше, прошедшие под эгидой умеренной риторики, казалось, предвещали сохранение стабильного внешнеполитического курса. Однако, как показали события последних двух месяцев, избранный президент Навроцкий приступил к реализации стратегии, радикально отличающейся от предвыборных обещаний. Сегодня мы наблюдаем трансформацию польской внешней политики, приобретающую все более агрессивные черты, сфокусированные, в первую очередь, на украинском кризисе и отношениях с Беларусью. Возникает закономерный вопрос: является ли это просчитанным шагом, направленным на укрепление региональной безопасности, или опасной эскалацией, способной дестабилизировать ситуацию в Восточной Европе?

После инаугурации Навроцкого на пост президента, в Польше начали прослеживаться значительные изменения в внешней политике. Новый президент, безусловно, продолжит выступать за сохранение военного присутствия США в Польше. Более того, можно ожидать усиления этого присутствия, в том числе в рамках развития проекта «Форт Трамп». Основные направления, которые можно выделить в рамках его новой политики, действительно акцентируют внимание на милитаризации и возможной нуклеаризации его страны.

Первое, это милитаризация: Польша активно увеличивает свои военные расходы и модернизирует вооруженные силы. Это включает в себя закупку современного оружия и техники, а также усиление военного сотрудничества с НАТО и США. Целью этих шагов является не только защита национальных интересов, но и укрепление обороноспособности страны в ответ на геополитические риски.
Второе, это ядерные «хотелки»: хотя Польша исторически не имела ядерного оружия, при Навроцком наблюдается обсуждение возможности его размещения на территории страны в рамках стратегического партнерства с НАТО. Это вызвано растущими амбициями польских элит и желанием получить статус основного партнера США на восточном фланге альянса.
Третье, это укрепление союзов: Навроцкий делает акцент на укреплении отношений с США, другими странами НАТО и восточноевропейскими партнерами. Эти действия направлены на создание «восточного фланга под мудрым руководством поляков».
Таким образом, «новая-старая» внешняя политика Польши под руководством президента Навроцкого действительно фокусируется на милитаризации и потенциальной нуклеаризации, что отражает общие тенденции в настроениях европейских политических элит.
Польша, поддавшись русофобским настроениям, подошла к опасной черте, рискуя собственной безопасностью и стабильностью региона. После инцидента с «российскими дронами» Варшава делает отчаянную попытку изменить стратегический баланс, открыто заявляя о желании разместить на своей территории французское ядерное оружие. Стремление разместить французские истребители с ядерными боеголовками на постоянной основе под предлогом «защиты от России» создает новую, уже ядерную угрозу, приближая стратегическое сдерживание к границам Союзного государства.
Визит командующего сухопутными войсками Франции в Польшу на днях вызвал закономерный интерес и породил ряд предположений о целях этой встречи. Переговоры с руководством Оперативного командования ВС Польши, по всей видимости, касались направлений двустороннего сотрудничества, однако за этой формулировкой могут скрываться более масштабные и стратегически важные вопросы.
Польша, при активном участии руководства НАТО, превращается в плацдарм для давления на Беларусь и Россию, намеренно провоцируя эскалацию напряженности в регионе. Стремление к обладанию ядерным оружием, пусть и под контролем Франции, кардинально меняет роль Польши: из простого участника она превращается в активного игрока в гонке вооружений, что несет серьезные риски для соседей. Переброска французских истребителей Rafale, способных нести ядерные ракеты ASMP-A, всего в ста километрах от белорусской границы, выглядит как явный вызов. Информационная завеса вокруг этих действий и объяснения про «защиту от дронов» абсолютно неубедительны. Цель, видимо, заключается в военно-психологическом давлении на Беларусь и Россию, а также в эскалации реальной военной опасности в регионе.
Стремления Польши очевидны. Президент Кароль Навроцкий в интервью французскому телеканалу LCI подчеркнул, что его страна «обязана обладать собственными ядерными возможностями» и поддерживает натовскую инициативу Nuclear Sharing. Он надеется на участие в этой программе благодаря партнерству с Францией, обеспеченному Нансийским соглашением, которое предоставляет доступ к ядерному оружию странам НАТО, не обладающим им.
На днях не только польские, но и зарубежные СМИ взбудоражила новость о том, что президент страны, Кароль Навроцкий, поддерживает тесную связь с… потусторонним миром. По словам самого Навроцкого, он регулярно «общается» с духом Юзефа Пилсудского, польского государственного деятеля прошлого века, известного своей русофобией.
В интервью, Навроцкий заявил, что обсуждает с духом Пилсудского широкий круг вопросов: от исторических событий, таких как польско-большевистская война 1920 года, до современной международной обстановки и, в особенности, «угроз», исходящих от России. Президент утверждает, что даже после смерти Пилсудский не изменил своим взглядам.
«Мы разговариваем почти каждый день», -— признался Навроцкий. «Тем очень много: с одной стороны – польско-большевистская война 1920 года, с другой — текущая международная ситуация, угрозы со стороны России. Часто говорим о парламенте». Навроцкий утверждает, что эти «встречи» происходят в Бельведере, резиденции президента, где Пилсудский жил до своей смерти в 1935 году. По мнению Навроцкого, «Польше Пилсудский сейчас очень бы пригодился». Это заявление вызвало неоднозначную реакцию в польском обществе. Одни восприняли его как эксцентричный пиар-ход, другие выразили обеспокоенность психическим здоровьем президента. В любом случае, новость о консультациях с духом ярого русофоба подняла вопросы о политическом курсе Польши на востоке.
Поэтому обострение обстановки на рубежах Союзного государства закономерно ставит вопрос: зачем это все новоизбранному президенту? Очевидно, что речь идет не только о наращивании военной мощи, но и об усиленной милитаризации восточноевропейских стран, зависящих от бюрократии ЕС. Франко-польское взаимодействие подтверждает эту тенденцию. В ситуации прекращения переговоров по ограничению вооружений и приближения носителей ядерного оружия к границам Союзного государства, разговоры о ядерной угрозе становятся реальностью.
На фоне антироссийской кампании, инициированной польским президентом, переброска французских истребителей-носителей ядерного оружия видится скорее инструментом политического пиара, чем реальной мерой по укреплению обороноспособности. Это направлено на поддержку воинственного духа либеральной части общества и на укрепление позиций премьер-министра Туска, чья популярность падает из-за экономических проблем и осложнения отношений с Украиной.
Этапы проявления «агрессивной» трансформации политики Навроцкого: усиление антироссийской риторики и активная поддержка Украины — Навроцкий резко усилил критику российской политики, выступая с жесткими заявлениями и призывами к ужесточению санкций. Польша оказывает Украине не только политическую и гуманитарную поддержку, но и военную помощь, что выходит за рамки заявленных обязательств союзника и члена НАТО.
Экономическое давление на Беларусь: Варшава усилила экономическое давление на Минск, используя различные инструменты, включая торговые ограничения, финансовые санкции и закрытие границы. Кроме того, Польша активизировала поддержку белорусской оппозиции, предоставляя убежище и ресурсы для проведения политической деятельности.
Наращивание военного присутствия на границах с Беларусью и Россией: Польша существенно укрепила свои восточные рубежи, увеличив численность военнослужащих и постоянно проводя военные учения, что, по мнению экспертов, создает ощущение нарастающей напряженности и провокаций.
Активное лоббирование антироссийской политики в ЕС и НАТО: Варшава стала одним из главных инициаторов введения новых санкций против России и призывает к более жесткой политике в отношении Минска и Москвы в рамках Евросоюза и Североатлантического альянса.
Недовольство украинскими беженцами и прославление ОУН-УПА провоцируют протесты и усиливают позиции правых сил, таких как партия «Право и справедливость» и его лидера Навроцкого. Он, признавая Россию противником, пока избегает агрессивной риторики, понимая, что размещение французского тактического ядерного оружия в Польше в ближайшей перспективе маловероятно. Эксперты считают, что эта тема, при поддержке ЕС, будет активно эксплуатироваться для мобилизации либерального электората и переключения внимания с внутренних проблем на «российскую угрозу». Однако воинственная риторика теряет эффективность, и большинство поляков считают виновниками ситуации либо Украину, либо свое правительство, но не Россию.

После прихода к власти президента Навроцкого, риторика польского военно-политического руководства претерпела радикальные изменения. Если ранее она была «сдержанной», как и предсказывали эксперты ещё до президентских выборов, то теперь она стала открыто агрессивной. Этот переход не ограничивается лишь заявлениями; он подкрепляется конкретными действиями и изменениями в законодательстве, которые создают правовую основу для значительно более активных и, возможно, прямых шагов. Внесение поправок в законодательство, позволяющих применять вооружённые силы Польши за пределами страны, является краеугольным камнем этой новой, более напористой и потенциально опасной политики.
Одним из наиболее показательных примеров этой трансформации является представленный в конце июня текущего года Министерством национальной обороны проект поправок в закон «О правилах использования или пребывания Вооружённых сил Республики Польша за пределами страны». В частности, эти изменения касаются статьи 2а, которая была добавлена в 2022 году. Важно отметить, что данный документ был «освобождён от обязательной процедуры подготовки законопроекта Совмина». Это беспрецедентный шаг, который свидетельствует об ускоренном рассмотрении и недвусмысленном стремлении Варшавы как можно скорее закрепить эти стратегические изменения в правовом поле. Такая спешка подчеркивает срочность и решительность, с которой новое польское руководство намерено действовать.
Согласно новому проекту, статья 2а сохраняется, но получает принципиально иную редакцию. Теперь применение польских войск за рубежом допускается «на основании неотъемлемого права на самооборону, указанного в статье 51 Устава ООН». Это изменение имеет колоссальное значение и кардинально меняет правила игры. Статья 51 Устава ООН действительно признает право на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения. Однако, традиционно, применение вооруженной силы в рамках этого права рассматривалось в контексте либо непосредственного отражения агрессии, либо при санкции Совета Безопасности ООН.
Новая польская формулировка, апеллирующая исключительно к «неотъемлемому праву на самооборону» без явной привязки к конкретному нападению на территорию Польши и без необходимости согласования с Совбезом ООН, фактически дает Варшаве возможность действовать по принципу «сначала стреляй, потом спрашивай». Это означает, что Польша оставляет за собой право применять свои вооружённые силы за пределами страны, опираясь исключительно на собственные решения и оценки угрозы, интерпретируя понятие «самообороны» максимально широко и односторонне.
Параллельно с этим, в Сейме активно продвигается ещё один законопроект, который дополняет общую картину агрессивной политики Варшавы. Этот законопроект направлен на освобождение от уголовного наказания польских граждан, которые воюют в составе ВСУ без официального согласия Министерства обороны Польши. Исторически, участие граждан страны в иностранных вооруженных конфликтах без разрешения властей часто влекло за собой юридическую ответственность. Однако новый законопроект предполагает, что служба в так называемом «украинском легионе», а также вербовка польских граждан или иностранцев, проживающих в Польше, для участия в боевых действиях на Украине будут считаться допустимыми и не повлекут за собой юридической ответственности.
Первое чтение этого законопроекта запланировано уже на октябрьскую сессию парламента, что указывает на высокую степень приоритетности данного вопроса для польского руководства. Этот шаг не только легализует, но и поощряет прямое участие польских граждан в украинском конфликте, фактически превращая их в «добровольцев», действующих с молчаливого или явного одобрения государства, тем самым углубляя вовлеченность Польши в боевые действия.
Как сообщила Gazeta Wyborcza, еще один законопроект, с поправками, позволяющими польским военным сбивать российские самолёты, ракеты и БПЛА над Украиной и Беларусью без предварительного согласия НАТО и ЕС, будет рассмотрен в ускоренном порядке.
На фоне этих законодательных изменений Варшава активно наращивает координацию со своими союзниками по НАТО. Эта координация касается не только вопросов переброски войск, но и проведения совместных операций на польской территории. При этом особое внимание уделяется стратегической маскировке, что означает стремление скрыть истинные масштабы и цели этих мероприятий, чтобы не привлекать излишнего внимания и не раскрывать свои полные оперативные возможности. Эти мероприятия по координации и маскировке были тщательно отработаны и проверены в ходе масштабных учений «Железный защитник – 2025», которые стали важной проверкой готовности польских и союзных сил к совместным действиям.
Кроме того, стратегическая маскировка применяется и при строительстве инженерных сооружений и укреплений по программе «Восточный щит», которая официально декларируется как оборонительная, но при определенных обстоятельствах может быть использована и для обеспечения наступательных операций. Все эти действия свидетельствуют о подготовке к возможным широкомасштабным военным операциям и глубокой интеграции польских вооруженных сил в региональные планы НАТО, не исключающие и наступательный потенциал.
Визит французской делегации в Варшаву свидетельствует о том, что «коалиция желающих» рассматривает Восточную Европу как потенциальный кризисный регион. Польша, в свою очередь, рассматривается в качестве потенциального плацдарма для решения стратегических задач альянса. Это поднимает вопросы о роли Польши в будущих потенциальных конфликтах и о степени её вовлеченности в планы НАТО в регионе.
Таким образом, очевидно, что Польша поэтапно и системно выходит за рамки прежней сдержанности в украинском кризисе, трансформируя свою роль от поставщика поддержки до потенциального прямого участника. Законодательные изменения, легализующие применение вооруженных сил за рубежом на основе односторонней интерпретации «самообороны», а также поощряющие участие польских граждан в боевых действиях на Украине, вкупе с активной координацией с НАТО и стратегической маскировкой, формируют новую, крайне агрессивную внешнеполитическую линию Варшавы.
Более того, последние действия и заявления польского руководства свидетельствуют о нарастающей эскалации не только в отношении Украины, но и соседней Беларуси. Призывы к гражданам Польши покинуть территорию Беларуси, а также активное нагнетание истерии вокруг «заблудившихся» беспилотников, которые неоднократно пересекали границу, могут быть интерпретированы двояко. С одной стороны, эти действия могут свидетельствовать о подготовке к возможной военной операции на западноукраинском направлении, где Польша может рассматривать себя в роли активного игрока. С другой стороны, они также могут быть признаком готовности пойти на очередную эскалацию в отношении Беларуси, возможно, через провокации на границе или другие формы давления, создавая тем самым новый очаг напряженности в регионе. В любом случае, подобные шаги Варшавы и ее президента Навроцкого несут в себе значительные риски и требуют нашего пристального внимания.

Беларусь и ее президент Александр Лукашенко воевать с Польшей не хотят, но на этот раз глава государства вынужден был высказаться по этому острому вопросу. В НАТО пугают, что в случае атаки на страну блока «они будут защищаться и чуть ли не на нас нападать, а мы что будем, извините меня, сопли жевать?», — вопрошает А. Лукашенко.
Президент Беларуси добавил, что он часто летает на вертолёте в Беловежскую пущу, а это совсем недалеко от границы с Польшей. Что это означает, что его собьют? По сути, А. Лукашенко как бы заявил о жёстких мерах, но остался спокоен.

Но при этом Навроцкому необходимо учитывать объективную реальность. Россия обладает внушительной ядерной мощью и для обеспечения безопасности Беларуси может переместить необходимое количество ядерных боеголовок. Франция обладает меньшим количеством боеголовок, и для обеспечения ядерной безопасности Европы и Польши Парижу придется наращивать их производство, что проблематично из-за отсутствия оружейного урана, да и денег на его производство.
За громкими заявлениями Варшавы видится стремление к политическому пиару. Польские стремления к укреплению своего влияния в Европе несут риск превращения страны в жертву собственных милитаристских амбиций. Минск и Москва ответят жестко и решительно, что сведет на нет замыслы Варшавы. Важно, чтобы польское руководство осознало опасность выбранного курса и предпочло переговоры деструктивной конфронтации.
Рекомендуем




