От «осколка» к «донору стабильности»: как пазл белорусского суверенитета сложился в ЕАЭС

Осень время урожая. По плодам узнаем наши дела. Вот и сложное постковидное время дележа мировых богатств — период подведения итогов. Непредсказуемое поведение Трампа и целенаправленные вояжи китайских партийных управленцев в страны Европы про одно и то же: налаживание и сохранение рынков сбыты, связей с потребителями. Мы же должны остаться государством-производителем. Это вопрос выживаемости. И, подводя, пускай промежуточные итоги, мы сделали правильный интеграционный выбор. ЕАСЭ и СНГ, а не ЕС. Это факт, а не утешительное увещевание.
ЕАЭС vs ЕС
Мы перекресток цивилизаций, кратчайший путь в Москву, территория борьбы смыслов, а в конечном итоге, всё влияет и всё это упирается в выбор объемного евразийского сотрудничества или танцев на задних лапках за окраину в ЕС. Даже если бы мы прошли все мытарства и нас соизволили принять в еврозону, то какие бы нам дивиденды стоило бы ожидать? Беспроцентные кредиты, паломничество инвестиций, повышение благосостояния граждан… Угу. Реформа ЖКХ, отмена перекрестного субсидирования, аннулирование всех предприятий, которые мало-мальски угрожали бы производителям Старой Европы. Отдельные бы группы людей может и стали богаче, а большинство? А вся страна? Задайте эти вопросы грекам и литовцам.

Это не закон джунглей, это закон функционирования «райского сада». Митрополии живут за счет периферии. Столетиями Германия и Франция делили награбленные богатства и возможности, пока не стали привлекать другие страны. А для чего же тогда Восточное партнёрство. Управляемая зона дешевых ресурсов, доступного отдыха и охоты… Да и сейчас западные ценности больше не про доступ к поездкам на моря-океаны, а про доступ к умам и сердцам ваших детей. Чужие взрослые дяди знают лучше, кем должны себя чувствовать дети. Старая Европа превращается в сплошной остров Эпштейна…
Мы выбрали союз, как всегда утверждали либералы, душного совка. Только цифры: государства СНГ и ЕАЭС демонстрируют неплохие темпы развития. В 2024 году ВВП в наших объединениях вырос на 4,4 процента, по сравнению с загнавшим себя в угол Евросоюзом, где ВВП за 2024 год увеличился только на 0,9 процента.
Газ — доступный, атом — наш
Новости Союзного государства утешительные. Мы договорились по газу, сразу на пять лет. Кстати, президенты за закрытыми дверями общались три часа. Россия поможет возведением второй БелАЭС. Хотя после строительства в Островце у нас появились новые компетенции в области атомного строительства.
А могли бы по-другому разговаривать. Нас ведь к этому вели. Те же, кто привёл украинцев. Только вот бросить в котёл противостояния есть кому, ну дровишек могут подбросить, а вот к мирной жизни вернуть не спешат. От любых заграничных спичей и контента про демократию, перемены, несостоятельность власти и плохую жизнь белорусов несет тротилом.
А нынешняя власть гарантирует белорусам доступный газ и свою электроэнергию. Это если слишком прагматично и примитивно.
БелАЭС возродила весь так называемый «медвежий угол» белорусского приграничья. Раньше люди оттуда мчались в Минск на работу, в Вильнюс — в кафе. А теперь — специалисты со всей страны и мира устремляются в Островец. Да и сам город переживает возрождение. Атомная электростанция стимулирует развитие и других сфер. В том числе сферы отдыха и услуг.
Дешёвая энергия, особенно для отопления, — это подарок всем белорусам. Самые отдалённые деревни переходят на электричество. Вот почему крестьяне теперь остаются без внимания. И почему?.. Нажал кнопку — тепло. А какая помощь для промышленности, удешевления рентабельности, а значит, повышения конкурентоспособности.

А в эти дни снова хорошие новости — построим ещё одну станцию. Видимо, этот проект должен оживить ещё один приграничный регион — Юго-Восток.
С голосом официального Минска считаются. Мы участники глобального диалога в клубе атомных стран мира. Это очень важно, это признак того, что мы — доноры стабильности. Мир может быть спокойным за мирный атом в руках белорусов. Глобальный саммит по атому в Москве — ответ западной коалиции на их попытку навязать зелёную экономику. Эксперты уже доказали, что последняя вреднее обычной. И наносит непоправимый вред экономике стран, которые хотят загнать в определение «диких джунглей». Но мир меняется, и меняется с участием Беларуси.
Минск — столица евразийской интеграции
Даже если мы не хотим вмешиваться в глобальное управление, а просто продавать свои МАЗы в Африку, нам приходиться участвовать и в геополитических процессах. Или есть другой вариант: свою экономику и интересы — «на ручник». И просто подпевать кому надо. Такова современная жизнь. А санкции против предприятий и запрет спортсменам на собственный гимн вынуждают нас участвовать в глобальном управлении. Сейчас это и есть залог Независимости, как некогда желание иметь свой клочок земли. Спокойно выращивать рожь и картофель ведь тоже не дают. Поэтому речь и о безопасности. И вот, чтобы иметь право на всё это, надо было успеть создать за два десятилетия единую страну, к которой уважительно относятся самые громкие центры мировых сил. Те, что на слуху. Но самое интересное-то, мы этим даже не гордимся, мы к этому привыкли. А ведь еще совсем недавно — всего лет 30 назад, мы были осколком постсоветского времени. Но пазл сложился. Или кто-то все-таки его сложил.
Белорусский дворец Независимости принимал глав правительств стран, которые занимают шестую часть суши и расположены в самом центре Евразии. В Минске одновременно проходил Евразийский межправсовет и Совет глав Правительств стран СНГ.
В мире тренд на глобализацию. Это не хорошо и не плохо. Это реальность. На больших площадках рядом с огромными и густонаселёнными странами мы отстаиваем свои внешнеполитические интересы. Минск слышат и благодаря авторитету власти, и нашему неизменному миролюбивому курсу. Второй момент — Минск является актором региональной интеграции. Время, когда к СНГ и ЕАЭС относились, как к игрушке амбициозных центров, ушло.

«Недавно состоявшийся в КНР саммит ШОС подтвердил стремление мирового большинства к сотрудничеству на принципах равноправия, взаимоуважения. Без диктата и угроз, незаконных ограничений и принуждения. Беларусь видит в СНГ и ЕАЭС серьёзных участников процесса создания справедливого многополярного мироустройства. По сути, через ЕАЭС и СНГ сформировался многоуровневый механизм регионального взаимодействия, нацеленный на сопряжение интеграцией»
Александр Лукашенко
Итак. Минск является одной из интеграционных столиц. И дело не только в расположении штаб-квартиры Содружества. Мы одни из зодчих объединительного процесса на постсоветском пространстве. Говорим и про развитие СНГ, стояли у истоков создания ЕАЭС.
Высокие гости успели оценить не только красоту белорусской выставки караваев во Дворе независимости, но и вид самого Минска, и главное, промышленный потенциал нашей страны. «Иннопром» — это лицо технологичной Беларуси. Основные разделы охватывают машиностроение и компоненты, металлургию и материалы, химическую промышленность, промышленные IT, автоматизацию производств и отраслевые услуги. Свои экспозиции презентуют свыше 500 компаний, в том числе почти 300 из 23 российских регионов.

Там же, в международном выставочном центре, главы государств ЕАЭС летом обсудили стратегические направления сотрудничества евразийской интеграции. Фундамент отношений — экономика. Учитывая потенциал: от сырья до социальных связей и в рамках СНГ и на пространстве ЕАЭС наши государства могут создать территорию технологического суверенитета. Ещё одно предложение Президента касаются продовольственной безопасности:
«Это вопрос социальной стабильности и, без преувеличения, существования народов и государств. Его серьёзность мы поняли давно, а введённые против Беларуси незаконные санкционные ограничения лишь подтвердили правильность взятого курса на достижение самообеспеченности по критическим позициям»
Александр Лукашенко
Равноправная интеграция
Единство ЕАЭС или стран СНГ позволит нам стать консолидированным пространством для логистических коридоров Север — Юг, Запад — Восток, ведь расположение наших стран очень выгодно.

Не поэтому ли их пытаются растягивать по разным союзам и даже внешнеполитическим курсам. Но в итоге поиск лучшей доли в чужом смысловом пространстве приводит к разбитому корыту. Опыт Украины — показателен.
Но свято место пусто не бывает. Наши исконные объединения становятся интеграцией возможностей и выходят за границы постсоветского пространства. К нам начинают присоединяться страны с самодостаточной и несломленной позицией. В ЕАЭС развивается институт государств-наблюдателей. С декабря 2024 в этом статусе Иран. Обращения поступили из Венесуэлы, Никарагуа и Мьянмы. А Минск приветствует инициативу Астаны по созданию формата «СНГ+». Дела Содружества вскоре обсудят в Душанбе. В октябре там пройдёт саммит СНГ. Белорусский лидер очертил чувствительные вопросы: это унификация электронной подписи и развитие торговли услугами. Ведь больше половины нашего ВВП формируется именно этой сферой. И время раздора ЕС, когда украинский и миграционный вопросы оголили взаимные претензии, должно для наших интеграционных объединений стать периодом новых достижений. Равноправие экономических отношений — это уже имидж ЕАЭС и СНГ.
Рекомендуем




