Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content

Нужно ли поощрять «стукачество» на дорогах?

Нужно ли поощрять «стукачество» на дорогах?
Фото: Светлана Курейчик

О гражданской позиции в СМИ принято говорить обычно при проведении плебисцитов. Когда следует обозначить свою гражданскую позицию и проголосовать. Сделать, так сказать, гражданский выбор. Желательно – не ошибившись.

На самом деле гражданская позиция – это не только про политику. Это вообще про все. Про все общество, которое нас окружает. Словари учат понимать гражданскую позицию с точки зрения личностных оценок происходящего в обществе. На самом деле это не так. Потому что с точки зрения гражданской позиции следует уступать место в транспорте старшим. А с точки зрения личностной оценки ситуации следует признать, что рассматривать тупой тик-ток в телефоне удобнее все-таки сидя. Так что старики постоят. Не развалятся. И так – во всем…

Журналисты «Минской правды» Ольга Селезнева и Владимир Орехов порассуждали о том, как активная гражданская позиция может помочь в выявлении нарушений среди водителей, а заодно повысить культуру на дорогах

Селезнева: Припаркованный и мешающий пройти (особенно с коляской) автомобиль на тротуаре, разворот через сплошную и создание аварийной ситуации на дороге, наезды водителей на «зебру», непристегнутый ремень безопасности или еще страшнее – дети в автомобиле без соответствующих автокресел… Перечень можно продолжать долго. У каждого, думается, в нем будет свой пунктик. Так как с хамством и наплевательским отношением к другим со стороны автовладельцев/автолюбителей каждый хотя бы раз да столкнулся. Как думаешь, Владимир, найдут ли отклик среди людей призывы ГАИ проявлять больше гражданской ответственности в борьбе с нарушениями среди водителей?

Орехов: То есть, граждане должны включить свою гражданскую ответственность и начать выявлять нарушителей на дорогах вместо ГАИ? Как это вообще реализуемо на практике? Вот картина: я стою на остановке после дождя, кругом лужи, в том числе на дороге, пролетает авто, окатывает меня жижей и… дальше что? Я должен выхватить телефон и успеть сфоткать номер улетающей вдаль машины? Или я должен предугадать действия водителя и попросить людей на остановке снять, как меня будет окатывать грязью какой-то шумахер? Другая ситуация: я вижу, как водитель из окна выбрасывает пачку из-под сигарет на дорогу. И что дальше? Вновь должен позвонить куда-то и кому-то отправить фотовидеофиксацию нарушения?

Селезнева: Есть куда более простые примеры, когда можно проявить гражданскую позицию. Скажем, самое массовое нарушение среди водителей – неправильная парковка авто. Таких – как блох у собаки. Все машины – стоят, никто никуда не улетает, фотографируй на здоровье и отправляй куда следует. Прогресс нам в помощь: телефоны есть у всех, ехать никуда не надо, отправил картинку по почте на горячую линию 102 и с чувством выполненного гражданского долга можешь ложиться спать… Но, мне кажется, что гражданская позиция – это не просто отправленное по какому-то адресу подтверждение. Это еще и профилактическая беседа с водителем-нарушителем… Здесь же отмечу: большое начинается с малого. Любая безнаказанная мелочь при нарушении ПДД формирует некую установку безнаказанности. Нарушил – не засекли – дальше понеслось. Как итог, только за прошлые выходные в Минской области зарегистрировано четыре ДТП, в результате которых шесть человек травмированы, задержаны 25 нетрезвых водителей, 99 бесправников. Добью цифрами: 825 пешеходов привлечены к административной ответственности, из которых 216 находились в нетрезвом состоянии и 252 пешехода не были обозначены световозвращающими элементами. Это вершина айсберга. Это человеческая безответственность. За это нужно наказывать. Даже если будем «стучать» с активной гражданской позицией.

Орехов: Боюсь, что в последнем случае этот нарушитель будет проводить профилактическую беседу с носителем активной гражданской позиции, а не наоборот. Чтобы такого не произошло, необходим некий правовой документ, который бы хоть как-то регулировал подобные ситуации. Чтобы до мордобойства не дошло… Ну, и не стоит забывать, что стукачество претит нашему народу. Вовлекая граждан в «гражданскую активность», мы банально будем плодить стукачей… Никто за просто так «стучать» не будет. Стукачество необходимо поощрять…

Селезнева: Это не стукачество, а активная позиция граждан, желающих жить в обществе вежливых водителей, а не автохамов, ну, и культурных пешеходов, от поведения которых не только портится настроение, но часто зависит человеческая жизнь. Но ты прав, хотя на первом этапе кляузничество можно и стимулировать. Как в Москве, где власти всячески борются с автомобилизацией города. Здесь также призывы к активной гражданской позиции натыкались на пассивность. За просто так, за исключением самых отмороженных «активистов», никто ни на кого не доносил. Тогда было создано приложение, которое, по сути, приравнялось к системе автоматической фиксации правонарушений. При этом для кляузников были предусмотрены плюшки и ништяки. Каждый донос поощрялся. За каждого оштрафованного – 200 баллов. Сдашь пять автомобилей на одной улице или поймаешь три раза одного и того же автохулигана, или обнаглевшего пешехода поймаешь в фокус телефона – можешь рассчитывать на медаль стоимостью от 500 до 1500 баллов. Полученные баллы можно потратить на призы: билеты в музей, кинотеатр, на бесплатный проезд в транспорте… А за 10 тысяч баллов можно заработать 40 бесплатных часов стоянки на территории Москвы… После чего пошла уж музыка не та, гражданская активность мгновенно выросла…

Орехов: Главное – не переусердствовать. Чтобы не появились однажды злостные стукачи по примеру наших злостных жалобщиков. Тем более что с подобным приложением война между «безлошадными» гражданами и автовладельцами выйдет на новый уровень. Силы несколько сравняются. Не будем забывать и о том, что хваленая дисциплинированность на дорогах Западной Европы также основана на стукачестве. А еще – на не мелких штрафах…

По словам начальника отделения по агитации и пропаганде ГАИ Минской области майора милиции Ирины Сапуновой, активная гражданская позиция участников дорожного движения —важная составляющая безопасности дорожного движения, и, в первую очередь, в части предупреждения правонарушений на дороге.

– Мы всегда просим граждан не быть пассивными и безучастными в отношении фактов нахождения на проезжей части уязвимых участников дорожного движения, фактов правонарушений водителями-бесправниками и – особо – фактов вождения в нетрезвом виде, и сообщать об этом на 102 или напрямую в дежурную часть ГАИ Миноблисполкома.

Отрадно видеть реакцию людей; за 9 месяцев нынешнего года сообщений от граждан о том, что «за рулем, возможно, находится нетрезвый водитель», было — 1448. То есть более чем по 150 в месяц. ГАИ очень серьезно относится к таких сообщениям и должным образом их отрабатывает. И почти всегда они подтверждаются. Львиная доля таких сообщений приходится на летнее время, когда тепло, народ выезжает на природу, когда количество соблазнов резко возрастает…

Таких активистов мы всегда отмечаем. Эти люди предотвратили беду, которая могла возникнуть на дороге. А может быть и спасли кому-то жизнь.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!

Рекомендуем

Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59