«Минской правде» — 75: как газета пережила мамонтов, радио и искусственный интеллект
Давным-давно, когда люди рисовали мамонтов на стенах пещер, все издания были желтыми. Потому что новости малевали охрой, а мамонтов делали чуть толще и жирнее, особенно когда они плохо ловились.
«Минская правда», конечно, не такая древняя – и при этом точная, как часы. Но вот и нам исполняется 75 лет.
Минщина в далеком 1950 году была другой – саблезубые тигры не бегали по прериям, но зато рядом на карте можно были найти Бобруйскую и Барановичскую области. Потом их расформируют, а крайние кусочки передадут центральному региону. Так началось первое расширение аудитории МП: как говорится, задали тренд. Сегодня газету читают по всей республике, а еще в России.

Почему нам именно 75, а не 35? Потому что первые независимые СМИ в Беларуси – это вовсе не те, которые в 1990-х начали брать гранты и рассуждать, что Минскую область надо называть Менской. Независимая – это та журналистика, которая создавалась с нуля после оккупации на отвоеванных территориях. Потому что самая первая «Минская правда» вышла из пота, крови, копоти пожаров и партизанских стенгазет.
Независимой она была от немецкого сапога, и люди, которые писали о свободной и счастливой жизни, имели в виду вовсе не свободу есть в три горла и счастье жить в Европе. Память о той самой Европе еще кровоточила, оружие и кости лежали в лесах, и никому не надо было объяснять прописные истины, чем 75 лет спустя занимаемся мы – потомки.
мИИнская нИИправда
Сегодня прописные истины дети уже черпают не из книжек, а спрашивают у ИИ. Например, что делать, если на работе нахамил начальник. ИИ думает три секунды, а потом вежливо предлагает записаться к психологу и подать жалобу в ООН. Самые наивные так и делают, но если накануне зумер еще и посмотрел «Слово пацана», у него начинается полный ступор. Потому что ясно: обидчика надо пырнуть отверткой, а то пацаны не поймут, какой уж тут психолог и жалобы.
Так информация вокруг нас превратилась не просто в помойку (чем всегда и был интернет), а в свалку с лабиринтами, которые ведут в никуда. Принять какое-то нормальное решение по советам из интернета уже практически невозможно – потому что на каждый вопрос вам дадут абсолютно ВСЕ возможные варианты ответов. Конечно, по отдельности под ногами может лежать что-то полезное, но все равно это мусор на свалке, просто организованный ИИ в популярные маршруты, по которым ежедневно ходят миллионы свалкопроходцев.
Скептики говорят о том, что следующие поколения из-за ИИ разучатся не что писать, а даже что-либо самостоятельно искать – так из-за лени погибли последние зачатки мышления. Но все это мы уже слышали: практически с той же поры, как кончились мамонты, ведутся разговоры о том, что рано или поздно кончатся белые листы бумаги с черными буквами и картинками.
Журналисты пока не вымерли, разве что начали писать с ошибками и халтурить с помощью ИИ куски тексты, которые раньше копировали и переписывали вручную, меня слово «молоко» на «молочишко», чтобы добиться уникальности. Но результат все равно так себе – результатишко – и зависит от таланта.

При этом за 75 лет истории МП газету, как инструмент информации, хоронило сначала радио, потом телевидение, а теперь хоронит интернет с Ютубом. Но мы свято уверены: даже когда человечество снова вернется в пещеры и при свете лучин будет мычать в Тик-Токе и лайкать бессмысленные видео, останется пару-тройка умельцев, которые сохранят навык писать предложение из 10 слов. И, самое главное, они будут лучше всех знать, что происходит в соседней пещере, кого завтра съедят немецкие тигры и почему прибалты закрыли тропы в свои болота.
Скалы и оскалы
Другой вопрос, что человек в своей массе может разучиться читать. Миколка-Паровоз для молодого поколения уже распался на «миколку» и «паровоза» – есть два слова, но уже непонятно, что они значат. Но хотя бы есть понимание, что раньше были плохие немцы, которых надо было пускать под откос.
Для младшего поколения газета на тему борьбы с нацизмом – это как для нас в свое время была «Война и мир», эдакий избыточный текстовый формат, который длинно пишет о далеком прошлом 200 лет назад. Но, как видим, вечные темы – мир и война – никуда не исчезли, просто меняется их подача. Поэтому ИИ, конечно, не заменит привычных газет. В КНР, например, давно оцифровали всю рекламу и всех телеведущих – живые люди на экране, конечно, остались, но это особый шик и признак КАЧЕСТВА. То же самое и с газетой: это элитная форма получения информации, потому что зоркий редактор внимательно следит, чтобы лишнее слово не улетело в эфир, аки воробей во времена Мао.

А еще у ИИ нет стиля: обычно его тексты пишутся языком инструкции к электросчетчику. Вроде все понятно… но неинтересно.
Интернет и гаджеты тем временем достигли своего потолка, потому что дальше начинается полный контроль личной жизни и слежка, чтобы рекламировать вам товары и услуги. Лет 20 назад первые пользователи соцсетей радостно вываливали все данные о том, на каком этаже живут, какой у них подъезд и что они ели на завтрак. Сегодня такой информации стало меньше, а есть и те, кто сознательно закрывается и не хочет ни вести соцсети, ни выкладывать что-то личное о себе. Такова защитная реакция на ненужное внимание и цифровые следы: представьте, что вам надо улыбаться не десять в раз в день, а десять тысяч раз выражать эмоцию. В итоге получится не искренняя улыбка, а приросший к лицу оскал, чем и стали Инстаграм с Фейсбуком.
Да и мозг человека так устроен, что мы веками жили в малых группах – от пещерных племен и вплоть до деревень 20 века, где все друг друга знали в лицо, и нам просто не нужно было столько информации, сколько дает интернет. В малой группе было важно мнение 10 реальных человек (и оно было реально ценным), а сегодня соцсеть может собрать несколько тысяч реакций, чем буквально сводит мозг с ума и создает пузырь ложной важности информации. Мы не знаем даже соседей по этажу, зато сведения обо всем на свете 24 на 7 лезут нам в глаза и уши.
И это привело к тому, что мозг сам просит фильтровать информацию и брать ее из проверенного источника. Так он цепляется за прочные скалы в этом потоке воды и мусора.
Когда лучше биться о скалы
Конечно, у скалы свои минусы – во-первых, она твердая и на ее можно наскочить. Но в том сила «Минской правды» – если о каком-то явлении в нашей области мы написали критично, значит, ждите проверку и реакцию. Этим госСМИ отличаются от приливов и отливов в интернете каждую весну и осень, где народ недоволен по поводу и без.

Во-вторых, скалу можно потрогать руками. Бумажное слово, картинки и верстка, над которыми работало 70 человек – это гораздо лучше и приятней, чем косноязычные лица в интернете. Мы все умеем по-простому, но смотреть хочется на красивое, а читать – приятное. Интернет забивает собой время и пространство, когда гражданам в области M временно нечего делать. С МП же сверяются, как с часами.
В-третьих, скала постоянно находится в одной и той же системе координат. В каждом нашем номере есть и простой труженик, и непростые предприятия, но, самое главное, есть политическая линия в поддержку государства. Иногда мы даже видим эту линию чуть лучше других – потому что дорога возникает под ногами идущего. И главный подарок к 75-летию МП, который невозможно подарить специально – это максимальная свобода творчества, чего, наверно, не было никогда за длинную историю газеты.

В этом примета нашего времени, а парадокс в том, что «государственная пропаганда» (как нас называют в иностранных СМИ) внутри себя гораздо свободнее, чем издания с польской и литовской пропиской. Они буквально висят в воздухе и вынуждены лгать каждый день в стиле Оруэлла, что война на Украине ведется миролюбивым НАТО, что рабский сбор клубники – это свобода, и что незнание обстановки в Беларуси – это сила.
Кстати, поляки вместо «будь здоров» говорят «сто лят». Но в случае МП 100 лет – уже как бы и немного. Как минимум, за следующую четверть века надо остаться Минской и, желательно, правдой. Потому что правда без Минщины – это правда без корней, а Минщина без правды – это корни с ложным сладким вкусом, как у бледной поганки.
Ни того, ни другого мы не желаем нашим читателям. А вот сто лет, надеемся, осилим вместе, потому что сила – известно в чем.
Рекомендуем