50 побед в небе. О дважды Герое Советского Союза летчике Клубове
Известный советский журналист, автор ряда книг Юрий Жуков, а в годы Великой Отечественной войны — военный корреспондент газеты, в своей книге «Один МиГ из тысячи» поведал, что говорил ему Герой Советского Союза летчик-истребитель Александр Клубов незадолго до своей гибели.
Вот небольшой пересказ изложенного в книге:
** Значит, хочешь писать о героях… Конечно, дело нужное. В песне вот мы пели до войны: «Когда страна быть прикажет героем, у нас героем становится любой». Да, вроде было все очень просто. А потом оказалось совсем не просто. И вовсе не любой героем может стать. Верно? Только ты не подумай, будто я хочу сказать: вот мы какие, а больше никто так не может. Нет, может. Но что надо сделать, чтобы и он смог? Вот ты об этом и расскажи, если сумеешь.
Клубов замолчал и пристально смотрел на меня своими красивыми, немного печальными светло-карими глазами. Когда он горел в самолете, очки и шлем спасли ему верхнюю часть лица, и теперь она резко контрастировала с изуродованными щеками и носом.

** Вот ваш брат все пишет о летчиках, о героях опять же. Знаем, что герои. Мне уже надоело корреспондентам рассказывать, как я горел. Ему интересно это расписывать, а мне вспоминать больно. И почему он не пойдет к техникам, не расспросит их, как они работают. Героев Советского Союза — летчиков много. А почему не дают Золотые Звезды техникам? Я тебя спрашиваю! Вот, к примеру, приезжает фоторепортер из «Красной звезды»: «Желаю снять вас, товарищ Герой Клубов». А я ему говорю: «В одиночку сниматься не буду, сними меня с моим техником, с которым я всю войну прошел и который и в снег, и в дождь, и в пургу из любого летающего гроба за ночь самолет делал, чтобы я на нем утром фашиста сбил!»
** — Нет, — с силой сказал Клубов. — И если ты с честным намерением к нам приехал, учти все это. Нашему народу не нужно с нас, летчиков, иконы писать. Ты так о нас расскажи, чтобы любой школьник прочел и подумал: «Да, трудное это дело. Но если с душой взяться и поту не жалеть, ну, так не Покрышкиным, скажем, а таким, как Андрюшка Труд, стать можно. Но только не прячь, пожалуйста, трудностей, и всяких наших бед, и несчастий, и даже смертей. А то ведь, знаешь, сколько нам навредила довоенная кинокартина «Если завтра война»? Дескать, раз-два — и в дамки! А что вышло? Вот то-то!..
Его высказывания напоминали исповедь человека перед друзьями, перед Родиной».
50 побед Клубова: так воевал дважды Герой Советского Союза
Александр Клубов был одним из самых ярких воздушных бойцов из Покрышкинской плеяды. И если бы не трагическая гибель в авиакатастрофе в ходе учебно-тренировочного полёта 1 ноября 1944 года, он встретил бы День Победы вместе с боевыми товарищами и всей страной, а потом, возможно, и вырос бы до крупного авиационного командира.

А для того, чтобы этот долгожданный день настал, Александр Фёдорович сделал немало: по имеющимся сведениям, основанных на боевых донесениям, у Клубова 457 боевых вылетов, более 130 штурмовок, в ходе которых он уничтожил и повредил не менее 15 танков, 27 автомашин, 7 зенитных пулемётов и 6 зенитных орудий, 16 лодок и около 200 солдат и офицеров противника. Впечатляющим был и путь Клубова, как воздушного бойца: он провёл 95 воздушных боёв, в ходе которых сбил 31 самолёт противника лично и еще 19 в группе.
Свой же первый воздушный бой Александр Клубов провел в августе 1942 года на Северном Кавказе, и воевал он тогда на устаревшем биплане И-153. И Клубов навсегда запомнил свою первую воздушную схватку с врагом: шесть советских истребителей взлетели и взяли курс в указанный в боевом задании район, когда внезапно им навстречу появилось восемь немецких бомбардировщиков. Ведущий нашей группы подал команду «В атаку!», и летчики обогнули гору и внезапно ударили по врагу с тылу. В первой же атаке был подожжен самолет ведущего немецких бомбардировщиков. Александр Клубов по примеру более опытных товарищей тоже открыл огонь и враг, охваченный пламенем, ушел к земле, а Клубов, несмотря на яростный заградительный огонь вражеских стрелков, атаковал еще одного противника. Когда бой закончился и Александр Клубов посадил свой самолет, к нему подбежали товарищи и поздравляли с первой победой. А он поблагодарил за поздравление и высказался: «Не так страшен, черт, как его малюют. Душонка у фрица трусливая. Видели, как стервятник влетел в каменный склеп?»
Позже на боевом счету Александра Клубова были еще сбитые вражеские самолеты, и он стал опытным летчиком-истребителем.
Авиатехник полка Занин рассказывал: «Были нередко случаи, когда наши самолеты возвращались с боевого задания, а ты смотришь и думаешь — ну на чем же там держится все? Я хорошо знаю И-16, там же все сделано из дерева и перкали. И на «чайке» тоже. А что такое перкаль? Это же тонкая техническая хлопчатобумажная материя. Попадет пуля в самолет, и при скоростном движении эта перкаль рвется дальше от встречи с воздухом…

Однажды после напряженной боевой работы — группа ходила на штурмовку, старшим был Клубов, его «чайка» садилась, и можно было видеть с земли как летчик педалями управлял самолетом — после попадания снаряда в фюзеляж машины там остались одни лоскуты!»
Наиболее полно участие героя сегодняшней зарисовки в обороне Кавказа отражено в боевой характеристике на лейтенанта Александра Клубова, подписанной 16 декабря 1942 года:
«В боях за Социалистическое Отечество против немецких захватчиков показал себя бесстрашным командиром. В Отечественной войне участвует в должности командира звена и за период с 12.8.42 г. по 30.11.42 г. на самолете И-153 имеет 131 боевой вылет на штурмовку вражеских войск и его техники в районах Моздокского направления. Несмотря на сильное противодействие воздушного противника и на сильный зенитно-пулеметный огонь, уверенно, точно и правильно сбрасывает бомбово-реактивный груз на голову заклятого врага. За 123 штурмовки уничтожил и повредил: 12 танков, 27 автомашин. Участник 46 воздушных боев, во время которых уничтожил 2 самолета противника типа Ме-109 и в паре 1 самолет с младшим лейтенантом Павловым. Участник 3-х штурмовок самолетов противника на аэродромах, во время которых в группе 5-7 самолетов уничтожил и повредил 24 самолета».
Но 2 ноября 1942 года, в одном из боев и самолет самого Клубова был подбит, память об этом осталась на лице летчика: пламя сильно обожгло его лицо и руки, и хотя он провел в госпитале не одну неделю, следы от ожогов на лице остались.

А всего за период боев на Северо-Кавказском фронте Александр Клубов произвел 242 боевых вылета, стремясь к победам, он всегда анализировал каждый бой, так после одного из боев Клубов в своем дневнике написал: «Немцев было больше, но на стороне наших летчиков мастерство и стойкость. Пользуясь известной формулой воздушного боя, мы завладели высотой, на большой скорости налетели на вражеские самолеты и с близкой дистанции открыли по ним прицельный огонь». И в том же 1942 году Александра Клубова наградили орденом Красного Знамени, а в мае 1943 года — орденом Отечественной войны 1-й степени.
В конце же мая 1943 года Александра Клубова перевели в 16-й гвардейский истребительный авиационный полк, и здесь, воюя под командованием знаменитого уже тогда Покрышкина, с 31 мая по 3 сентября 1943 года он произвел 68 боевых вылетов, участвовал в 28 воздушных боях, в которых лично сбил 10 самолетов и 1 в группе.
К его наградам добавились еще один орден Красного Знамени и орден Александра Невского. Именно тогда Покрышкин и сказал Клубову: «Хватка у тебя геройская. Значит, и быть тебе Героем».
Весной 1944 года Александра Клубова назначают командиром эскадрильи, и он особо отличился летом, когда за 5 дней уничтожил 9 немецких самолетов, и его начали называть «Герой Ясского неба», а Указом Президиума Верховного Совета СССР Александр Федорович Клубов был удостоен звания Героя Советского Союза.
Газета «Вечерняя Москва» 10 июня 1944 года о боевых действиях Александра Клубов в небе над Яссами писала:

«Ведущий группы советских истребителей Герой Советского Союза гвардии капитан Александр Клубов принял сигнал. 16 скоростных истребителей мгновенно полетели на перехват вражеских машин. Ещё 2-3 секунды, и Клубов со своей группой врезается в строй фашистских самолётов. Дерзкой атакой он разбивает их боевые порядки. В рядах немецких лётчиков начинается паника. Часть бомбардировщиков отворачивает в сторону, пытаясь выйти из боя, всюду их настигают меткие очереди Гвардейцев. Бой длится недолго. В воздушной схватке победу решают доли секунды. Этими долями секунды умело воспользовался Клубов. Его группа, насчитывающая 16 истребителей, одержала верх над 50 бомбардировщиками и 15 истребителями прикрытия и сбила 12 машин. Сам же Клубов уничтожил в этом бою 4 самолёта».
Необходимо напомнить читателям, что именно тогда была последняя попытка немцев вернуть себе господство в воздухе. Как писал английский историк авиации Р. Джексон: «В попытке выбить русских с территории Румынии немцы в конце мая нанесли сильный контрудар в районе города Яссы. Для обеспечения поддержки с воздуха они собрали лучшие истребительные эскадры люфтваффе. Их соперниками были несколько гвардейских истребительных авиаполков, в которых служили такие асы, как Покрышкин, Кожедуб, Клубов, Речкалов: перечень имен летчиков обеих сторон читался как справочник «Кто есть кто», содержащий сведения о Героях Советского Союза и кавалерах Рыцарского креста. Естественно, что, когда они встретились в воздухе, сражение над Яссами по своей свирепости и напряженности напоминало бои на Курской дуге. С утра до вечера воздух стонал и гудел от рева моторов…»
А вот как он же писал об Александре Клубове:
«Из советских летчиков, разбивших последние надежды люфтваффе, особенно отличился Клубов… Это были нелегкие победы, одержанные над опытным врагом, обладавшим высоким боевым и летным мастерством, пилотами, составлявшими элиту люфтваффе».

Трижды Герой Советского Союза Покрышкин об Александре Клубове
Известно, что Покрышкин хотел написать отдельную книгу с названием «Советский ас Александр Клубов». К сожалению, написать ее Александр Иванович не успел, но и то, что он сказал в своих книгах «Небо войны» и «Познать себя в бою» о своем боевом друге Клубове, запоминается:
** Особенно выделялся своей отвагой и мастерством Александр Клубов. Спокойный и немного флегматичный в обычной земной жизни, в воздухе он преображался, становился дерзким, решительным и инициативным бойцом. Клубов не ждал, а искал врага. У него была душа настоящего истребителя.
** Наш успех, дерзкие действия группы Клубова ожесточают поединок. Истребители противника наседают все яростнее, клубок сжимается, пушечные и пулеметные очереди слышатся все чаще… Клубов видит всех, всем вовремя подаст команды. Его мужество, его сообразительность, его воля связывают всю группу в мощный кулак. Он верен себе.
** В боевой обстановке часто бывают критические моменты, когда жизнь летчика буквально висит на волоске. Именно в эти минуты с наибольшей силой проявляются лучшие качества воздушного бойца. Клубов был смел, но не бесшабашен. Спокойный, хладнокровный, он умел в нужную минуту дерзнуть, пойти на риск больший, чем кто-либо.

Таким проявил себя Клубов однажды вечером, возвращаясь из воздушной разведки. Мы тогда здорово переволновались. Он почему-то задержался в полете. Уже прошли те сроки, когда он должен был показаться на горизонте. Я запросил его по радио. Клубов коротко ответил: «Дерусь». Потом замолчал. Летчики в воздухе не любят многословия, да оно и не нужно. По-видимому, с ним что-то случилось. Тревога нарастала с каждой минутой. Но в глубине души я верил, что Клубов возвратится.
И вот он появился… Его машина странно ковыляла в воздухе. С ней происходило что-то непонятное. Она вдруг резко клевала носом, и казалось, что вот-вот рухнет вниз. Потом так же неожиданно выравнивалась и даже слегка набирала высоту. Так повторилось несколько раз. Мы поняли, что на самолете Клубова перебито управление и он держит машину одним мотором. Она могла в любую секунду камнем рухнуть на землю.
Я приказал Клубову по радио покинуть самолет. Но его рация не работала, и услышать моего приказания он не мог. Клубов шел на посадку. Было страшно смотреть, как, уже планируя, самолет вдруг снова клюнул. Вот-вот врежется в землю. Клубов дал газом рывок. Машина чуть взмыла вверх. В тот же момент он прикрыл газ и мастерски приземлил самолет на «живот».
Мы подбежали к нему. Самолет был весь изрешечен пулями. Клубов вылез из кабины и, сдвинув на затылок шлем, молча, не спеша обошел машину. Покачав головой, тихо сказал:
— Как она дралась!
Присев на корточки, он стал на песке рисовать нам схему боя. Он в паре сражался против шести «мессершмиттов». Двух сбил, но у его машины было повреждено управление. После этого она стала «зарываться» носом. Клубов уже решил прыгать с парашютом, когда машина по какой-то игре случая вышла из пике. И Клубов привел «полуживой» самолет на аэродром. Рассказав это, он встал, раскрыл планшет и в своей обычной спокойной манере доложил мне о результатах разведки.
** В моей жизни Клубов занимал так много места, я так любил его, что никто из самых лучших друзей не мог возместить этой утраты. Он был беззаветно предан Родине, авиации, дружбе, умный и прямой в суждениях, горячий в споре и тонкий в опасном деле войны.

Клубов погиб, но за вклад в Великую Победу был удостоен второй Золотой Звезды Героя
До окончания Великой Отечественной войны, до дня Победы Александр Клубов не дожил, 1 ноября 1944 года произошла трагическая гибель Александра Клубова на прифронтовом польском аэродроме во время испытания нового самолета. Александр Федорович Клубов посмертно удостоен звания дважды Героя Советского Союза.
Александра Клубова похоронили на холме Славы в городе Львове, а впоследствии останки Героя перезахоронили на его родине — на Введенском мемориальном воинском кладбище города Вологды, где на могиле Александра Федоровича установлен бронзовый памятник.

В ноябре 1949 года в селе Кубенском был установлен бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Александра Клубова. Имя Александра Клубова носил совхоз в Вологодском районе, оно присвоено было пассажирскому теплоходу Сухонского речного пароходства, одной из улиц Вологды, военно-патриотическому клубу в Санкт-Петербурге.

В 2013 году имени летчика, дважды Героя Советского Союза Александра Клубова удостоились средняя школа №15 города Вологды и сельская Кубенская средняя школа. В апреле 2015 года состоялось открытие бюста асу-летчику Клубову в музее Победы в Москве, а в октябре 2017 года имя Александра Клубова было присвоено самолету гражданской авиации.

А самое важное то, что о нем пишут стихи дети!
*** Бутенина Валерия:
В небе ясном, голубом.
Бой случился роковой.
За свободу и покой.
Бился летчик молодой.
Земляк, КЛУБОВ,
— НАШ ГЕРОЙ!
Не забудем подвиг твой!
*** Косяков Михаил:
В огромном небе, необъятном небе
Летит истребитель громить врага,
И лётчик Клубов, наш ас знаменитый
Не даст пощады врагу никогда!
Промчатся годы, пройдёт война,
Но память народная о нём жива.