«Брутальные» задержания и теплые сердца: кто они, белорусские правоохранители
Сегодняшний выпуск, вдохновленный одним из моих любимых телеграмм-каналов, будет добрым. Я подумала, что хорошим людям важно говорить хорошие слова по поводу и без повода. И в первую очередь говорить «спасибо!».
Так что сегодня, просто так, спасибо белорусским правоохранителям за то, что они есть. Сотрудникам, которые всегда там, где нарушается закон, чтобы нарушение пресечь, которые отдают силы и время, чтобы преступлений и не совершалось, то есть профилактируют и предупреждают. А уж если что-то противоправное случилось — расследуют и докапываются до истины. И сколько б мы раз об этом не говорили — скажем еще, чтобы понял каждый.

Задержания в Литве
Но, кстати, повод для благодарностей, пусть и чуть формальный, есть. Наш замечательный сосед, который периодически может устраивать какое-то непонятное «уа-пада-пада-па», недавно все же пошел по рациональному пути. И вместо того, чтобы пытаться обвинять Беларусь в контрабанде сигарет метеозондами, стал разбираться с собственными контрабандистами, которых в Литве как грязи в Париже, то есть много, по самую Эйфелеву башню.
Выехали вот на литовское приграничье силовики и сотнями стали задерживать заказчиков контрабанды, исполнителей контрабандных схем, пособников контрабандистов и прочих граждан, которые знали про контрабанду, но преступно промолчали. Нарушителей закона, как водится у силовиков всего мира, клали лицом в землю и асфальт грубо, но по делу, наручники или стяжка давили запястья преступников, ласковые слова им на допросах вряд ли говорили — только давление ради скорейшего результата.

Что по этому поводу писали беглые экстремистские СМИ? Сухо и протокольно: проводится спецоперация, идут задержания. Хотя про ровно такую же работу белорусских правоохранителей они писали, пишут и будут писать только одну ангажированную чушь: идет хапун всех подряд, «хавайцеся ў бульбу».
То, что у этих самоизгнанных наркоманов и проституток двойные стандарты, все уже привыкли. Прямо сейчас в чатах Вильнюса и Варшавы самая популярная тема — что «демократический мир» перевернулся с ног на голову: те, кто якобы за демократию, устраивают хаос неподчинения всем и только грызут друг друга за деньги вместо того, чтобы пытаться созидать. А анархисты, которые теоретически за анархию и хаос, призывают внезапно подчиниться офису Тихановской, не критиковать его, не бороться с ним и вообще не выпендриваться. То есть вообще на планете у анархистов мать порядка — анархия, а у белорусских мать порядка кто? Света, получается. Такая вот внезапная любовь и неожиданная анархо-кхалиси…
Но вернемся к теме силовиков и брутальности задержаний. Делают ли так наши? Само собой, и это нормально. Лет 15 назад завирусилось по всем телефонам видео из Брянска, где добрый наркополицейский успокаивает юного барыгу, который жутко перетрухал, увидев, что по нему работает группа захвата, — испугался, маленький? Ну ничего, не надо было продавать наркотики.
И что не так?
Совершенно уверена, что и наши, когда нужно, работают так же. Даже сознание, бывает, люди теряют от испуга, если оно к тому моменту еще не было утеряно вместе с совестью или мозгом. Ну а как вы хотели, если нарушили закон? Будьте добры испугаться! Не до смерти, конечно, но желательно сильно. Чтобы начисто пропало желание впредь поступать плохо.
Жалко ли таких задержанных? Допускаю, что кто-то и пожалеет. Но вспомните из той же России кучу видео задержаний чиновников за коррупцию — как-то вмиг почти все слезы лить начинают и руки заламывать, ругать себя за дурость и клясться в любви к Родине. Жалко их? Нет. Как думаете, силовикам жалко? Вряд ли. Да и Родина их не жалеет — и не должна.
Дальше рассказываю плюсы. Один брутально задержанный наркоторговец с демонстрацией его брутального задержания по телевизору — это, условно, 10 молодых ребят, которые посмотрят, тоже чуть испугаются — и передумают пойти в этот преступный бизнес. А это значит, что 10 потенциальных барыг не продадут дозы сотне других ребят, и из них не погибнет один, двое, пятеро… Правильно ли я говорю, уважаемые сотрудники Следственного комитета? Неочевидное — иногда жесткость, а то и жестокость, нужна для того, чтобы защитить.

История с рельсовыми террористами в Беларуси, которые еще и нагло пытались называть себя партизанами, за что, как по мне, уже могут отмотать в тюрьме годик-другой — им же в буквальном смысле простреливали колени. Не образно, не фигурально, а вот просто – стреляли в колени. Больно? Нечеловечески, говорят специалисты. Восстанавливается ли после такого человек? Полностью никогда, говорят другие специалисты. Жалко ли смотреть кадры преступников с простреленными коленями?..
А вот эмоции здесь лишние
В соседней Польше разбираются сейчас, кто же устроил диверсии на железной дороге — и вне зависимости от того, кого назовут исполнителями и заказчиками, главное не это — железнодорожный состав мог сойти с рельсов. И потенциально это сотни жертв. Так что каким бы не были итоги расследования, польская полиция уже виновата, что допустила эту угрозу.
Риски такие были и у нас, когда со стороны, какая ирония, той же Польши советовали нашим дурачкам — идите, испортите рельсы, это будет ваша борьба то за некую Новую Беларусь, то за старую Украину, то против России, то против войны, то за НАТО — неважно. Дурачки имеют свойство творить дичь, что очевидно, особенно когда за дурости еще и приплачивали, а такое было.
Два дурочка со взрывчаткой на железной дороге — это опасность гибели и травмирования около сотни пассажиров, которые просто едут по своим делам и, возможно, даже и не в курсе той дурацкой войны, которые в головах своих ведут эти террористы. Это около тысячи близких: мам, пап, детей, жен и мужей, чья жизнь в этот момент изменится навсегда. И тысячи, десятки, сотни тысяч людей, испытавших ужас от террористической атаки с огромным количеством погибших и получивших тяжелые травмы, потому что вообще-то именно это — страх в обществе — и есть главный инструмент и желаемая цель террориста.

Стоит ли все это простреленных коленей двух дурачков? Даже если жалко — да, стоит. Потому что как только простреленных коленей стало четыре и когда показали это публично — желание пытаться совершать что-то похожее у всех остальных в стране как рукой сняло. Из-за страха? Конечно. И именно так и надо — чтобы боялись до жути.
Но это все же частные случаи, не рисующие общую картину. Ее куда показательнее рисует другой частный случай: мальчик ехал к бабушке на такси, отправили, видимо, родители, таксист остановился не в указанной точке, а чуть дальше и через дорогу, мальчик постеснялся сказать и вышел, но не знает куда идти, а до бабушки не дозвониться. Мимо идет милиция — плачущий мальчик никогда в Беларуси не будет долго плакать незамеченным. Успокоили ребенка, созвонились с бабушкой, передали внука — не ругали, не бурчали, пожелали всего хорошего и пошли дальше.
Вот это — белорусские правоохранители
Как и сотрудники ГАИ, которые сопровождают на маяках машину, за рулем которой взволнованный муж везет в роддом рожающую жену, без лишних вопросов себе «а должны ли мы это делать?». Как ребята из патрульно-постовой службы, которые бросаются в воду, чтобы спасти тонущего. Как сотрудники Департамента охраны, которые домой едут со смены на отсыпной, но, если бузит в транспорте подвыпивший пассажир, простите, жена и дети, ваш муж и папа всегда на работе, отсыпной отменяется, буду задерживать. И так далее — частных подвигов много, и все они — брутально благородные.

Но даже не в этом суть, а в том, что главный результат работы белорусских правоохранителей мы уже даже перестали видеть и замечать, потому что к этому привыкли. Где бы я ни оставила незакрытой машину — я спокойна, что не обнесут; какой бы темной подворотней ни шел в ночи мой сын — я уверена, что к нему не пристанут «дай закурить». Всем этим иностранцы в Беларуси восхищаются, а мы ведь привыкли: что такого-то, так ведь и должно быть!
Совершенно верно, обеспечивать порядок — это их работа. Но то, КАК они это делают, — уже фирменное белорусское искусство. И слышишь иногда от сограждан: в Беларуси безопасно потому, что мы законопослушные сами по себе (и это правда, конечно), мы, мол, закон не нарушаем. Но, на мой взгляд, есть кое-что еще поважнее, — все просто знают, что найдут и посадят, а еще точно уверены: скрывать и скрываться — бесперспективно и бессмысленно. Точнее, боимся не мы, законопослушные, а жулики разного пошиба, а мы просто живем спокойно, трудами правоохранителей, в спокойной стране. И за это — спасибо.

А для преступников — да, будут брутальные задержания, которых так боятся экстремисты, госпереворотчики и прочие люди с низкой социальной ответственностью. И за то, что они боятся, тоже спасибо.
Причем спасибо — тоже брутальное.
Рекомендуем