Меню

Лукашенко привозит из Азии заключенные контракты. И вот почему это выгодно «через полмира»

Лукашенко привозит из Азии заключенные контракты. И вот почему это выгодно «через полмира»
Фото: president.gov.by

Сказка «Аленький цветочек» – это сказка про трудности логистики. Одной дочери купец обещал самоцветы, второй – хрусталь, третьей – импорт семян (свежий цветок в реальности бы не доехал). И все это, как можно догадаться, шло с дальней дуги того времени, пока Россия воевала за право вести торговлю с Европой.

С тех пор ничего не меняется. Были, конечно, проблески торгового оптимизма, когда газ и нефть качали по трубам, но иных труб уж нет, а вторые заблокированы Польшей. Пока что единственная ниточка, которая связывает нас с Европой – это нитка «Дружбы» через Мозырь, по которой нефть поступает в Венгрию. Но даже нефтяная инфраструктура сегодня подвергается атакам, так что торговая стратегия Беларуси сегодня состоит из двух слов – «дальняя дуга».

Купеческие премудрости

Казалось бы, все просто: у нас товар, у вас купец. Но дело в том, что белорусская продукция санкционная, и на любом этапе ее могут изъять союзники США. Кто в таком случае несет риски? Как правило, продавец: если, например, вы покупаете холодильник в магазине, то пока его не занесли в квартиру, вы за него не в ответе. А теперь представьте, что вам предлагают оплачивать перевозку холодильника от склада до порога из своего кармана – и если, например, у продавца ГАИ забрало машину с грузом, то вы платите полную стоимость ни за что.

Заманчиво? Не очень. Но по такой схеме (она называется FCA) сегодня хотят работать белорусские предприятия со странами дальней дуги, потому что рисков слишком много. И это мы не берем военные факторы – например, белорусские грузы ранее шли через иранский порт Бендер-Аббас, где произошла серия взрывов. То же самое касается Черного моря, где сегодня Украина начала топить российские танкеры и бомбить порт в Новороссийске. Делают они это не просто так: поскольку через Черное море Иран хотел бы построить торговый путь до Каспия (об этом, кстати, был недавний визит президента Пезешкиана в Беларусь), то Черное море наверняка станет ареной боевых действий или диверсий, чтобы все это сорвать.

Кроме того, нам сложно координировать белорусские поставки. Страны дальние, партии грузов небольшие, и в идеале предприятия должны вместе отправлять комбайны, трактора и автобусы одним фрахтом в страну N, чтобы было дешевле. Но только на бумаге получается гладко, а в реальности у каждого свой график.

Еще один вопрос – контейнерные грузоперевозки. Раньше китайцы субсидировали возврат своих контейнеров, то есть с каждой поставки часть фрахта возвращалась оператору. Так китайцы стимулировали внешнюю торговлю. Но из-за пандемии и санкций рынок контейнеров подешевел, а из-за падения стоимости железной дороги упал рынок автоперевозок.

Сегодня, к примеру, многие транспортные компании в России простаивают: люди вложились в фуры, но перевозки не обеспечивают рентабельности, и машину выгоднее продать, чем работать в минус.

Чудо морское, сырье лесное

Казалось бы, причем фуры и контейнеры к странам дальней дуги, ведь грузы туда идут по морю? Но выхода к морю у нас нет, и приходится везти товары в порты Петербурга, Новороссийска и Владивостока по суше. А чем больше звеньев в цепочке, тем выше стоимость. При этом для трактора дорогая логистика не так критична (он и сам дорогой), а вот дешевые товары, типа леса и удобрений, сразу взлетают в цене. Решения ищут: например, в перспективе Северный морской путь будет работать круглый год, а не с июля по октябрь, как сейчас. Но и стоить он будет дороже, так как навигацию будут пробивать ледоколами.

Поэтому чудо, что Беларусь в таких условиях экспортирует продукцию в страны, который не каждый гражданин найдет на карте. Мьянма и Оман для многих – примерно как дворец из сказки про Аленький цветочек. Только вот привозит Александр Григорьевич из чужих дворцов не готовые товары, а заключенные контракты.

У читателя, конечно, возникнет вопрос: «А какая выгода покупать нашу продукцию, если ее везут через полмира?»

Но, если вы живете, например, в Зимбабве, то все центры силы от вас одинаково далеко. В Африке активно работают европейские и китайские корпорации, но и те и другие умеют считать деньги. Кроме того, есть большие вопросы по качеству продукции: тот Китай, который идет не Европу, это вовсе не тот Китай, что идет в Африку: станок или машина будут сильно хуже. Так что белорусский товар имеет свою нишу. К тому же комбайн – это не телефон, который надо менять раз в два года, сельхозтехника служит по 10 и более лет. Один раз продал – и десять лет обслуживаешь. Но, опять же, нужны запчасти, склады, сервис. Как минимум, надо все это привезти, а как максимум – обучить местных инженеров и рабочих.

Поэтому белорусские предложения всегда являются пакетными. Например, парни и девушки из Африки, которых можно видеть в районе кинотеатра «Октябрь» и БНТУ – это как раз студенты технических специальностей, которых готовят по межправительственным соглашениям, они сюда приехали не за свой счет. Это всегда часть пакетных договоренностей с Батькой. Так к белорусскому трактору страна-покупатель получает инженера, а затем у себя на родине ему помогают открыть профтех, чтобы обучать рабочих.

Если в стране при этом есть запасы металлов или драгоценных камней, нефть, то мы можем работать по бартеру, получая за технику, например, золото. Которое можно продать в арабских странах или в КНР.

Помутились у Трампа очи ясные

Когда Дональд угрожает сделать бесполетную зону над Венесуэлой (по факту это означает объявление войны), то всевозможные контракты с Венесуэлой тут же расторгаются. Потому что по новым контрактам не смогут работать западные корпорации, а по старым страна не сможет рассчитаться из-за возможной войны. С другой стороны, если рискнуть и вложиться в такое предприятие, можно потом в благодарность получить монополию на рынке. Например, страна устоит под внешним давлением, прокормит население в период санкций, а потом будет десятилетиями покупать именно ваш трактор в обмен на нефть. Тут, как в сказке, надо рассмотреть в чудище, которого лепит западная пропаганда, прекрасного молодца.

В чем и заключается работа Александра Григорьевича. Еще вчера мы жили в мире, который двигался к единой модели глобализации. Хорошо ли, плохо ли, но она работала, правда, в пользу США, а затем – Китая.

Но как только КНР окончательно перетянула на себя глобальное одеяло, американцы поменяли правила игры – теперь мир ждет ДЕглобализация, то есть серия локальных войн и кризисов, а американцы будут указывать, кому с кем торговать в ручном режиме.

Поэтому Трамп, как барин-феодал, сейчас приезжает в очередную страну и отчитывается, что заключил контрактов на целые горы злата и, так и быть, отменит тарифы. Правда, раньше американцы учили, что тарифы – это зло и что в торговле не должно быть никаких ограничений. Теперь легенда меняется, вот только Беларусь, которая годами жила под санкциями, никогда не зависела от американских вводных.

С тем же Ираном мы работали всегда, как и с КНР, поэтому наша задача сейчас – создавать новые опорные точки (то есть выбирают самую безопасную и стабильную страну в регионе), вести через нее расчеты и логистику, а уже оттуда работать по соседним странам, которые переживают кризис, как Мьянма. Чтобы наши белорусские активы не страдали под бомбами, а средства в иностранных банках не сгорели.

Так что ждем Президента из командировки с целым букетом Аленьких цветочков.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59