Меню

Подорожают ли электромобили в Беларуси? Разбираем грядущие изменения рынка

Подорожают ли электромобили в Беларуси? Разбираем грядущие изменения рынка
Фото: из архива "МП", открытые источники

Белорусский рынок электромобилей готовится пережить серьезные изменения, поскольку могут быть отменены льготы, предоставляемые дилерам-импортерам и покупателям. Каких изменений ждать, и как это отразится на рынке?

В чем уникальность отечественного рынка электромобилей

Ожидается, что к концу уходящего года в нашу страну будет ввезено 27 тысяч электромобилей и последовательных гибридов, что в 2,5 раза больше, чем за 2024 год. Цифры ярко показывают возрастающую долю «электричек» на отечественном авторынке. Из-за того, что электромобили и последовательные гибриды занимают на нашем авторынке почти одну треть, и состоит его уникальность. Такого явления мы не наблюдаем ни в Евросоюзе с его разрекламированным «зеленым переходом», где на рынке присутствуют только 15% электромобилей, ни в соседней России, где этот показатель еле перевалил за 2%. При этом электромобилей у нас за три квартала этого года продано в 2 с лишним раза больше, чем последовательных гибридов, а в октябре доля гибридов снизилась в 2 раза.

Причины такой популярности «электричек» нужно искать в льготных условиях, которые созданы законодательством в Беларуси: нулевая таможенная пошлина на новые автомобили и последовательные гибриды и такая же ставка НДС для дилеров-импортеров на электромобили возрастом не старше пяти лет. Если к этому присовокупить чисто символический утилизационный сбор по сравнению с автомобилями, оснащенными двигателями внутреннего сгорания, а также нулевую ставку транспортного налога и возможность инвестиционного вычета для юридических лиц в случае приобретения ими электромобиля, то выгода уже очевидна.

Нельзя также сбрасывать со счетов возросшие потребности белорусских продвинутых автомобилистов, которых привлекают в электромобилях различного рода «навороты», доступные даже в бюджетных моделях в базовой комплектации: обилие цифровых приборных панелей, интеллектуальных камер кругового обзора, использование некоторых элементов искусственного интеллекта.

Как изменяются «условия игры» на рынке электромобилей уже сейчас и в следующем году

Известно, что в 2025 году 15 тысяч электромобилей юридические лица могли ввезти на территорию Беларуси беспошлинно, но эта установленная квота была полностью исчерпана в сентябре, и уже начиная с 1 октября происходит растаможка под 15%. С 2026 года для юридических лиц квоты на беспошлинный ввоз электромобилей не будет, а также, вполне возможно, что отменят такую же ныне существующую льготу на «зеленые» транспортные средства, ввозимые физическими лицами.

Плюс к этому, серьезно скажется на рынке нововведение, связанное с одобрением типа транспортного средства на ввоз электромобилей и последовательных гибридов юридическими лицами. Будет установлено, что в Беларусь 150 электромобилей и последовательных гибридов одной модели и одной комплектации можно ввезти без получения одобрения, а затем получение такого документа для юридических лиц станет необходимостью. Сама процедура получения одобрения достаточно длительная и недешевая, поэтому на некоторых временных промежутках может возникнуть дефицит импортных «электричек», что может сказаться на цене в автосалонах.

Не обойдет белорусских дилеров и нововведение, инициированное Китаем: автомобили, зарегистрированные там менее 180 дней назад, будет невозможно вывезти из страны без определенного пакета документов. Иностранные дилеры должны будут получить полную информацию о техническом состоянии автомобиля, который они вывозят из Китая, и гарантировать его постпродажное обслуживание в своей стране на СТО, расположенных по конкретным адресам. Только на таких условиях можно будет получить экспортную лицензию. Так Китай планирует защитить своих официальных дистрибьютеров на рынках других государств от «серого» импорта. Это также приведет к тому, что дилеры не смогут импортировать новые китайские авто в прежних объёмах, поэтому возможен дефицит наиболее популярных моделей.

Зато на авто с пробегом Китай никаких ограничений не устанавливает, поэтому можно ожидать роста рынка б/у автомобилей из Поднебесной.

Что может быть с ценами

Эксперты предполагают, что уже в феврале 2026 года только из-за 15-процентных таможенных пошлин электромобили подорожают минимум на 10%. Если же учесть остальные указанные выше факторы, то ценник может подняться ещё больше.

Поэтому всем, кто запланировал покупку нового электромобиля, есть смысл сделать это не откладывая, в декабре – январе, пока будут распродаваться авто льготного завоза по «старым» ценам. К немедленной покупке располагают пока еще приемлемые условия автокредита и лизинга, а также более широкие возможности для выбора модели и комплектации.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59