Меню

Жалкий «ассиметричный» ответ или попытка сорвать переговоры с LІNAVA: политолог о литовском дроне

Жалкий «ассиметричный» ответ или попытка сорвать переговоры с LІNAVA: политолог о литовском дроне
Фото: МВД Беларуси и из открытых источников

Литовское правительство не может решить, что им делать. Правящая коалиция настолько разнородная, что одна ее часть выступает за санкции, вторая — за ответные воздушные провокации, а третья — против ограничений в отношении Беларусь.

Так политолог прокомментировал инцидент с БПЛА в Гродно.

То, что в правительстве Литвы сидят лебедь, рак и щука, показало недавнее заседание комиссии нацбезопасности — решение закрывать границу так и не приняли. И вместо письменного ответа в сторону Гродно с литовской стороны отправили «ничейный» дрон с БЧБ-листовками.

При этом так совпало, что параллельно в Минске проходили переговоры с литовскими грузоперевозчиками — ассоциацией LІNAVA. Это не чужие нам люди, потому что во многих литовских компаниях работают белорусские дальнобойщики, да и в целом есть поручение Президента оказывать всяческое содействие литовскому бизнесу.

LІNAVA
Перевозчики Linava в Минске

Поэтому запуск дрона по содержанию — провокация, чтобы испортить фон для возможных переговоров, а по форме — некий воздушный ответ якобы на нарушение границы с белорусской стороны. Литовцы по-прежнему утверждают, что сигареты запускает «режим Лукашенко», хотя в зондах постоянно находят латвийские и польские сим-карты, а также задерживают литовцев. Так Литва начала запоздалую борьбу с сигаретчиками с помощью полиции, но бизнес, судя по всему, временно переместился в Латвию.

Что же касается дрона, то его начинка с БЧБ-листовками понятна — это сигнал, что Вильнюс якобы не хочет разговаривать с Минском. Но подчеркнем — именно «якобы», потому что вокруг границы слишком много сил, которые заинтересованы в эскалации. Это и структуры белорусской оппозиции, и Украина, и Брюссель, и Польша, а также иностранные контингенты, которые сейчас размещаются в Литве, и американское посольство. Им всем надо показывать, что не зря едят свой хлеб.

Поэтому провокацию нужно отделить от реального переговорного процесса. Как минимум со стороны Литвы уже видны ястребы и прагматики, и это верный путь к дальнейшему расколу правящей коалиции через работу с перевозчиками. По разным оценкам, транспортный сектор дает Литве 13-14% ВВП, это огромные деньги, поэтому мнение ассоциации LІNAVA будет учитываться на следующих выборах.

А пока что Литва получила нежелательный контакт с нашим МИДом, пусть и в виде вручения ноты. Мы сразу же указали на место пуска беспилотника и его полетное задание, что исключает провокацию «под чужим флагом». Вильнюсу банально нечем крыть, и по состоянию на вечер понедельника в СМИ не появилось ни одной убедительной контрверсии. Оппозиционные СМИ зачем-то написали, что дрон самодельный, хотя это серийное немецкое изделие.

Ситуация затягивается, и время работает на Минск. У Литвы все меньше шансов сохранить лицо, потому что сигаретные шары продолжают перелетать границу. А иного способа, кроме как совместно работать против трансграничной преступности, здесь не может быть. Либо Литва пойдет на все белорусские условия и снимет санкции, которые вводило прошлое правительство, либо ее ждут транзитный тупик, отсутствие легального заработка у приграничного населения и как следствие — взрывной рост всех форм контрабанды. Более того, безработное приграничное население, связанное с Беларусью, будет представлять собой маргинализированную базу с одинаковыми целями, интересами и протестными установками.

Так что, закрыв границу и заморозив транспортный сектор, Литва дала нам в руки ключ от своего суверенитета. Вероятно, настал исторический момент им воспользоваться — так стоило бы системно ответить на провокацию с дроном и БЧБ-листовками.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59