Дети-вещи. Как в благополучной Швейцарии продавали и эксплуатировали малолетних рабов
Вы никогда не задумывались, почему в Европе так легко и непринужденно прижился феномен ювенальной юстиции? Ответ довольно прост и очевиден, если немного углубиться в историю: практика изъятия детей из родной семьи существовала там с XVIII века.
Попасть в кабалу
Вплоть до конца 60-х годов ХХ века (а по некоторым данным и до конца 1970-х) в самой, пожалуй, респектабельной европейской стране, Швейцарии, существовал термин verdingkinder — «кабальные дети» или «дети-рабы». Так называли маленьких швейцарцев, которых отнимали у родителей и передавали в чужие семьи, где их использовали как бесплатную рабочую силу. В самом термине, по сути, отражена чудовищность явления, ведь слово verdingen означает «отдавать напрокат, дать кому-то в пользование».
Стать «ребенком-вещью» можно было в силу множества причин. Власти изымали детей из слишком бедной семьи, а также если мать разводилась с отцом или из-за того, что один из родителей имел цыганскую кровь. К этому могли привести и другие противоречия, когда, например, образ жизни родителей не гармонировал с нравственными нормами буржуазного общества.
В Швейцарии даже существовали государственные (!) аукционы, на которых фермеры за символическую плату приобретали изъятых из родных семей детей, чтобы использовать их в качестве бесплатной рабочей силы. В некоторых кантонах 20% всех работ, связанных с сельским хозяйством, выполняли дети-рабы. На торгах детей осматривали на предмет здоровья и выносливости, и самых «выгодных» приобретали наиболее состоятельные фермеры.
Впоследствии, уже став взрослыми, фердингкиндеры признавались, что в новых семьях о них никто не заботился. Более того, их использовали на тяжелых работах, подвергали психологическому и физическому насилию. «Я должен был есть в маленькой комнате без окон, рядом с конюшней»; «Мне никогда не разрешали сидеть за кухонным столом. Меня запирали на сутки в сарае без света, редко кормили. Мой приемный отец меня неоднократно насиловал», — таким вспоминают свое детство эти люди.
Многие из них, не выдержав, покончили с собой. Некоторые пошли на этот шаг уже в зрелом возрасте. Других продолжает преследовать травма, полученная в детстве, и желание свести счеты с жизнью не покидает их до сих пор.
Незрячее государство
А где ж были учитель, пастор, власти? Все отвернулись. Государство обеспечивало фермы дешевой рабочей силой, одновременно освобождая себя от финансового бремени по содержанию детей из семей, нуждавшихся в поддержке. По сути, за швейцарское благополучие заплачено судьбами сотен тысяч детей, лишенных детства или жизни.
В течение многих лет эти темные главы швейцарской истории оставались скрытыми, словно подобной проблемы никогда не существовало. Только с 1990-х некоторые жертвы антигуманного общества нарушили молчание. Каждому, безусловно, было очень тяжело вспоминать о своем искалеченном прошлом. Многие заговорили об этом только после выхода на пенсию, когда собственные дети выросли. В Берне есть частная организация, которая старается помогать бывшим фердингкиндерам, собирает и публикует их воспоминания, проводит выставки. Один из подопечных организации рассказывает: «Когда мой отец заболел, моя мать подала заявление на пособие, но оно было отклонено. Властям было проще изъять меня из семьи, чем давать матери деньги на мое воспитание. Нас было девять детей. Нас всех изъяли и поместили в качестве бесплатных работников на фермах».
В 2013 году правительство Швейцарии принесло официальные извинения за эту позорную страницу в истории страны. Впрочем, никто из бывших детей-рабов, доживших до наших дней, так и не дождался компенсации за свое загубленное детство. Швейцарский парламент даже отклонил ссуду, предназначенную для финансирования углубленных исторических исследований по этому вопросу.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!