«Бежали от разрухи без запасных вещей, еды и воды». История семьи из Украины
В мае прошлого года в дом семьи Белоус попал снаряд. Мощное орудие в одночасье оставило без крыши над головой двух несовершеннолетних детей и их родителей. Что делать? Куда бежать? Решение надо было принимать быстро. Схватив документы и укутав спящих детей в теплые одеяла, Юлия и Сергей Белоус выбежали из подвала соседского дома, где вместе с его хозяевами переживали непростой период, и отправились на поиски мирной жизни.
— Нестерпимая душевная боль и страх. Боязнь того, что будет дальше. За доли секунд ты лишился всего нажитого. У нас был свой частный дом, бизнес, планы, мечты… Но все разрушилось как карточный домик, — не сдерживая слез, рассказывает Юлия.
«На мне были резиновые шлепанцы и домашняя одежда»
Жизнь с чистого листа Белоус начали в деревне Залужье Стародорожского района. Сюда они приехали из города Красный Лиман Донецкой области. Но на чужбине не оказались — здесь они были в 2015 году, когда их родной город также подвергался обстрелам. Вот только после того, как ситуация стала лучше, вернулись назад. Но ненадолго. Повторившиеся удары артиллерии, минометные обстрелы и ожесточенные стрелковые бои внесли свои коррективы в планы семьи.
— До переезда мы месяц сидели под активной атакой. Понимали с супругом, что надо бежать, но не хватало решимости. Все же дом есть дом. За нас поставили точку в этом вопросе другие люди, и мы были вынуждены бежать. Бежали от разрухи без запасных вещей, еды и воды. На мне были резиновые шлепанцы и домашняя одежда. Даже не успели забрать сумки, которые всегда были наготове, потому что все полностью сгорело. Мы как котята в мешке. Нас против нашего желания выселили из собственного дома, и призвали делать, что хотим, — с болью в глазах вспоминает события прошлого женщина.
Во время массовых обстрелов Юлия вместе со своей семьей жила в подвале у соседей.
— Он у них небольшой. Мужья спали сидя, а когда дети просыпались, они могли ненадолго прилечь на их место, потому что сильно отекали ноги. Мужчины провели в подвал свет, поставили буржуйку. На ней мы готовили. Но когда были самые массовые обстрелы, мы этого не делали — боялись, что увидят выходящий дым, и бросят в дом снаряд. Мыться мы бегали изначально в дом, а потом все гигиенические процедуры проводили в подвале, — вспоминает Юлия.
С поддержкой окружающих
Дорога до Беларуси у семьи Белоус заняла пять суток. Ехали сюда через Польшу. В нашей стране одним из остановочных пунктов был город Осиповичи.
— Небольшой, но уютный город встретил нас доброжелательно. Очень благодарны милиционерам, которые помогли нам на железнодорожном вокзале. Они подошли поинтересоваться, что у нас случилось. Рассказали им свою историю. А они, выслушав нас, купили детям печенье и чай, чтобы подкрепились и согрелись, — поделилась женщина.
Когда семья приехала в Залужье, обратились к директору ОАО «Залужье» Дмитрию Королько, который помог оперативно решить вопросы с жильем и работой. Не остались в стороне неравнодушные люди, которые начали помогать обустраивать выделенную от колхоза квартиру, а также угощать продуктами.
Сейчас разрушено приблизительно 90% Красного Лимана. Нет ни школ, ни садов. Дети учатся онлайн, а кто-то перешел в новую школу.
— Не передать словами, насколько мы благодарны каждому, с кем нас столкнула в Беларуси судьба. Такую поддержку и заботу мы еще нигде не ощущали. Отдельное спасибо также социальным работникам Стародорожского территориального центра, — благодарит женщина.
Следом за Белоус в деревню Залужье приехали родители мужа Юлии, а также две его двоюродные сестры со своими семьями. Подтянулись двоюродные братья женщины со своими женами и детьми.
— Вот только мои родители остались в Красном Лимане. Периодически мы с ними связываемся, — тяжело вздыхая рассказывает женщина.
Сейчас все пять семей живут по соседству, и практически каждый вечер захаживают друг к другу в гости.
— Чувствуется родное плечо. Рады, что получилось оказаться рядом, — рассказывает женщина.
Незаживающая рана
Сегодня Юлия работает в отделе кадров в ОАО «Залужье», а ее муж там же трактористом. Дети ходят в школу. Казалось бы, жизнь налаживается. Но в глазах женщины до сих пор видно всю боль утраты, которую она пытается скрыть изо всех сил. Юлия признается, что даже сейчас живет одним днем. А прошлое вспомнить не хочется — все же за 18 лет жизни с супругом они достигли многого. Но в одночасье потеряли все.
— Сейчас главное — чтобы была стабильная работа и жилье. Надо кормить и одевать детей. Дать им светлое будущее, — уверяет женщина.
«В Беларуси мы впервые попробовали чернику»
По наблюдениям Юлии, украинцы и белорусы очень похожи:
— Я была в Польше и поняла, что для меня там все чужое. Не лежит к душе. А у вас все как свое. Даже улицы похожи на те, что у нас в родном городе. Еще у вас очень интересный язык, он похож на украинский. Поэтому это значительно облегчает наше пребывание здесь. Схожи и наши праздники. Правда, в Украине сейчас переписали весь календарь, даже церковных праздников. И я не понимаю, как так можно было сделать. Закрыть глаза на свою историю, свое прошлое. Зачеркнуть то, что было достигнуто нашими предками.
Отдельное внимание, по мнению женщины, заслуживает природа.
— У вас она разнообразная, даже оттенок листьев другой. Много берез. У нас в лесах нет ягод, а у вас они есть. В Беларуси мы впервые попробовали чернику, потому что у нас ее нет. Неповторимый вкус, — резюмировала женщина.