Учат русский, делают иконы, поют «Подмосковные вечера»: как кубинцы осваиваются в Беларуси
Кубинцы Роберт и Хелен полтора года назад переехали в Минск. Из ценных вещей взяли с собой только фотографию дочери, ради которой и решились на переезд. Чтобы покупать самое необходимое, на родине они вынуждены были работать в две смены, но все равно не могли себе позволить привычные для белорусов продукты. Сегодня бывшие жители Гаваны полноценно питаются и откладывают деньги на мечту.
Под минским небом
Знакомимся с Робертом и Хелен возле храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», что в деревне Лысая Гора под Минском. В этой церкви кубинская пара недавно повенчалась. Здесь все рядом: гостиница, в которой они живут, и мастерская Свято-Елисаветинского монастыря, где вместе с белорусскими мастерами изготавливают декоративные футляры для икон. Мои собеседники уже немного знают русский, но лучше понять друг друга нам помогает монахиня Пелагея, которая владеет испанским.
Молодая кубинская пара Хелен Родригес и Роберт Леаль приехали в Минск из Гаваны в апреле прошлого года. Две недели просто скитались. Ночевали на улице и террасах кафе, а днем обивали пороги служб иммиграции и европейских посольств. Искали работу и возможность остаться в Беларуси. При этом уже истекал срок их безвизового пребывания в стране, и они ни слова не знали по-русски.
– Обращались в управление ООН по делам беженцев, посольство Франции и посольство Италии. Нас отправляли в посольство Кубы, чтобы мы вернулись обратно, – рассказывает Роберт. – У нас было очень мало денег. Мы ели суп раз в день, пили чай, спали на пледе под открытым небом, но не сдавались.
К скудному питанию они привыкли в Гаване, где не могли позволить себе купить ни куриных яиц, ни молока. Роберт и Хелен работали много, а получали мало. Нужда побудила молодую семейную пару оставить родину.

– Это была инициатива Роберта, а я поддержала мужа. Решающую роль сыграла необходимость обеспечить лучшее будущее для нашей дочери, которая сейчас осталась на Кубе с родственниками, – говорит Хелен.
Сначала они попытались устроиться в Москве – не получилось. И тогда муж и жена приехали в Минск.
– В России полиция нас часто останавливала, а здесь нет, – говорит Хелен. – Люди относились все доброжелательно. Прерывали свой разговор по телефону, чтобы показать нам дорогу.
Хелен и Роберт бродяжничали, пока, как они считают, сам Бог не протянул им руку: помощь пришла от неравнодушных белорусов.
Кресты Свято-Духова кафедрального собора величественно сияли на солнце. Пара поднимались по ступенькам к храму. Казалось, там нашла приют их последняя надежда.
– Встретились со священником. Он дал нам 50 рублей. Мы не хотели брать. Но он настоял. Накормил нас. Я заплакала: «Где нам могут помочь?» Священник дал адрес Свято-Елисаветинского женского монастыря. Мы не сразу добрались, так как потерялись. Потом обратились к молодому человеку, прохожему. Он свернул со своего маршрута и любезно нас проводил.
Знакомство с иконами
Сестры монастыря помогли супругам устроиться, оформить разрешение на временное пребывание. Переселенцы занимают уютную комнату с удобствами в подворской гостинице. Трудятся в иконной мастерской на контракте.
Хелен и Роберт показывают свое рабочее место. На столе – материалы для творчества. Кубинцы оклеивают бархатом заготовки. Так получаются искусные обложки для икон-складней.
– Какое-то время пришлось над новичками постоять, – говорит руководитель мастерской Владимир. – Но в целом стараются. Работают хорошо.
Хелен говорит очень эмоционально: «На Кубе мы ни икон, ни четок не делали, конечно. Это так приятно научиться новому».
Здесь пара впервые познакомилась с православными святыми изображениями. И относятся к своим обязанностям с трепетом:
– Мы чувствуем душевный мир, спокойствие и большую радость от того, что можем работать и посвящать свое время делу Божьему. Первая икона, которую увидели, это изображение преподобномученицы Елисаветы. А наша любимая – образ Спасителя, Господа Иисуса Христа, потому что Он владыка Неба и Земли, всей Вселенной и наших жизней.

В Гаване Роберт и Хелен каждое воскресенье ходили в евангелистскую церковь. Но мои собеседники признаются, что в Беларуси стали чаще обращаться к Богу, и Господь по-новому открылся для них. Радушие местных жителей настолько поразило, что супруги захотели принять православие.
– Когда увидели белорусские храмы, молящихся, то пришли в восторг. Я верю, что нас привел сюда промысел Божий. Мы ходили на богослужения в монастырь, смотрели, как праздники проходят, интересовались основами вероучения и решили покреститься. Теперь нас объединяет с окружающими одна вера, – подчеркивает Хелен.
Кубинка предлагает пройти в церковь, где они с Робертом венчались. Моя новая знакомая ставит свечу и благодарит Господа за то, что Он устроил их жизнь. Хелен не сомневается: их с Робертом соединил Бог.
Супруги, переглядываясь, вспоминают, как познакомились.
– Мы были на одном празднике. Хелен проходила мимо и задела меня локтем. Наши взгляды встретились, – откровенничает Роберт.
– Я обратила на него внимание. Стали общаться. Расписались еще на Кубе. Я всегда говорю: мы созданы друг для друга. Нам предначертано быть вместе. Вначале было трудно. Но Господь дает нам испытания, чтобы мы стали еще ближе друг к другу, – считает Хелен.
К переезду подтолкнула нужда
Роберт признался, что решиться на перемены было трудно. Уезжая, они оставляли дочь, свой дом, родственников и друзей. Но в тех обстоятельствах не видели иного выхода.
– Тяжело оставлять место, где ты вырос, чтобы пойти другой дорогой ради перспектив. В Гаване было плохо с зарплатой, с едой. Жители там испытывают проблемы с медобслуживанием и лекарствами, особенно когда речь идет о детях. Медицинская помощь бесплатная, но препаратов не хватает. Чтобы их достать, приходится дорого платить или обращаться к знакомым врачам.
Были случаи, когда без должной помощи люди умирали от инфекций. Мы часто жили без электричества. У нас на Кубе остались близкие, которым мы хотим помочь.

Зарплаты там не хватает, чтобы купить необходимые продукты. Яйца куриные, молоко мы себе позволить не могли. Очень дорого. Ситуация не улучшается, а цены растут.
– Приходилось выбирать: или ты покупаешь продукты, или одежду, – рассказывает Хелен. – Люди крутятся, имеют по две работы, но совмещать не всегда получается, особенно когда есть семья.
Многие трудятся на государственных предприятиях, а во вторую смену работают на частника, где зарплата повыше. Например, в барах, кафе. У меня среднее специальное образование, я работала педагогом-воспитателем. Нам выдавали деньги каждый день, и это позволяло держаться на плаву.

– Но человек с высшим образованием иногда зарабатывает почти столько же, что и со средним. Я учился меньше, но получал больше, чем Хелен, – замечает Роберт.
Он работает с 13 лет. Сначала был водителем велотакси. Пять лет возил в повозке пассажиров. Затем устроился оптовым продавцом на предприятие. Прошел обучение. Потом работал в строительной фирме, но недолго: начались проблемы со спиной и Роберт перешел на склад кладовщиком.
Но эти усилия не помогли преодолеть нужду. И тогда они начали новую жизнь в Беларуси.
Мечта – дом в деревне
В нашей стране пара решила остаться навсегда. Недавно они перевезли сюда своих мам – Маилин и Юслеивис. Маилин организовывала питание для сотрудников мединститута Сальвадора Альенде. А Юслеивис готовила еду для бригад скорой.
Семья откладывает деньги, чтобы купить небольшой дом в белорусской деревне. Хелен и Роберт намерены привезти сюда и дочь.

– Мы надеемся, что у нас обязательно будет свой очаг, свое дело и наши родные рядом с нами – счастливые, мирно и спокойно живущие, как хорошие белорусские граждане. За то время, пока мы живем в вашей стране, приобрели бытовую технику: телевизор, холодильник, электроплиту, обогреватель. Сможем пользоваться этим, когда у нас появится собственное жилье, – говорит Хелен.
Кубинцы дальше Минского района не ездили, но гордятся тем, что побывали в аквапарке и даже ходили по льду Минского моря.
– Нам здесь очень хорошо. Нет постоянного волнения. Ты не переживаешь о том, что завтра нечего будет есть, что пропадет электричество. В Гаване прием врача, лекарства стоят очень дорого. Здесь государство заботится о здоровье граждан. На Кубе – высокая преступность, а тут спокойно. Мы отъедаемся. Все очень вкусно, особенно выпечка, – нахваливает Роберт. – Хотелось бы попробовать блюдо из креветок или омаров, но пока нет такой возможности.
Ежемесячно мы делаем денежные переводы нашим родным, а недавно отправили посылку с лекарствами, вентиляторами и лампами с заряжающимся аккумулятором.
Хелен видит и другие преимущества жизни в Беларуси:

– Чистота на улицах, свежий воздух, легко дышится. У меня здесь прошла астма, больше не беспокоит аллергия. В моральном отношении люди в Гаване деградируют, к сожалению. На улицах можно увидеть много непристойного. А здесь – порядок и порядочность.
К нам очень хорошо относятся. Мы благодарны монастырю, который нас приютил. Сестры научили немного русскому языку.
Кубинцы приобщаются к белорусской культуре. Улыбчивые, любознательные, они открыты всему новому. Любят петь и танцевать. С радостью участвуют в мероприятиях духовно-просветительского центра «Ковчег».
На новогоднем огоньке они исполнили несколько песен на испанском, а также удивили и порадовали гостей центра, когда спели на русском «Подмосковные вечера». Теперь готовятся к новым выступлениям.
– Мы счастливы, что однажды ступили на этот путь, и стараемся не оглядываться назад, – уверяет Хелен, сжимая руку мужа.
Роберт согласно кивает. Маилин и Юслеивис приветливо улыбаются. Глядя на них, понимаешь: жизнь у семьи налаживается.
Автор: Ольга Косякова
Рекомендуем