Как женщина из Марьиной Горки превратила трагедию в силу и помогает сотням инвалидов
«Все в этой жизни предначертано Богом». Такой фразой начала наш разговор Людмила Маслова из города Марьина Горка, которая уже 35 лет живет с инвалидностью — 25 лет у нее нет левой ноги.
Несколько раз «не повезло»
После окончания школы 17-летняя девушка поехала учиться в Витебск на швею. Вместе с подругой снимала там квартиру. Пришло время летнего выселения, и однокурсницы, не задумываясь о последствиях «тяжелых сумок», принялись вывозить вещи на трамвае.

— Подруга предлагала доехать до железнодорожного вокзала на такси, но я отказалась, — вспоминает Людмила Викторовна. — Проезд на такси стоил 5 рублей, стипендия была 36, а на трамвай был проездной от училища. Бесплатно же!
Самое непредвиденное случилось тогда, когда девушки выходили из транспорта. Студентка Людмила с пятью сумками в руках упала и сильно ударилась коленом о бордюр. Чуть дошла до вокзала, приехала домой. Уже в Марьиной Горке обратилась к врачу, поставили диагноз «разрыв мениска». Назначали комплекс процедур, которые, по-видимому, не помогали: боль в колене с каждым днем не утихала, дошло даже до того, что, спрыгнув с колхозной машины, девушка не смогла встать.
Врачи рекомендовали сделать операцию, Людмила согласилась, но и здесь ей не повезло. Вместо больного мениска неопытный хирург удалил здоровый, к тому же занес инфекцию. Колено стало воспаляться, опухать, швы не заживали. Спустя несколько лет мучений (еще не одного хирургического вмешательства, костной пластики и т.д.) начала прогрессировать еще и злокачественная опухоль. Стал вопрос об ампутации ноги выше колена.

С того момента в жизни девушки появился другой дом — больница. Ровно шесть лет до ампутации ноги она лечилась в РНПЦ «Травматологии и ортопедии». Естественно, училище пришлось бросить.
— Сегодня стараюсь не оглядываться назад, не вспоминать те страшные годы, когда фактически была привязана к больничной койке. Сейчас я поняла, как важно попасть к хорошему врачу, ведь если бы не тот молодой и неопытный «товарищ», который только навредил неправильно сделанной операцией, — я бы точно ходила на двух ногах. Получается, что из здорового человека сделали… инвалида.
Это судьба?
Когда был финальный обход врачей перед операцией, девушка уже все понимала. Ее спросили: «Знаешь?» «Знаю», — такой был ответ Люды. Она уже будто предчувствовала, что скоро случится то самое страшное.
— Ампутацию назначили на понедельник, — вспоминает Людмила Викторовна. — Дабы снять стресс, вечером вместе с соседкой по палате на двоих выпили бутылку водки и две бутылки коньяка… Звезды в глазах, я кружилась вместе с кроватью. Врачам пришлось перенести операцию на день вперед.
Наверное, так распорядилась судьба: первая ампутация ноги должна была пройти 18 марта 1992 года, однако в тот момент врачи ее отложили — мол, наладится все. И ровно через пять лет в тот же день, 18 марта 1997-ого, меня лишили ноги.
Людмила Викторовна сейчас весьма спокойно рассказывает мне о своей трагедии, даже, порой, с усмешкой. Время лечит все: и раны, и боль, но не такую трагедию. Скорее, оно заставляет жить по-другому.
— В 24 года у меня отняли ногу. Конечно, это были чувства, несовместимые с жизнью. Молодая, перспективная — казалось, что все впереди, и я часто ругала себя за то, что что-то не осуществила до операции. Но даже в тот период старалась оставаться оптимистом, чувствуя поддержку близких друзей, одноклассников. В больнице за мной ухаживал молодой человек — пациент, попавший в аварию, в следствии чего получил серьезные травмы головного мозга и ног. Вместе утешали друг друга, ведь нам предстояло в любом случае с недугом жить. Потом я вышла за него замуж.

«Зачем тебе учиться? Ты же без ноги!»
Справляться с недугом было трудно. Представить то, что ноги больше нет и никогда не будет, Людмила Маслова долго не могла. Тем более что поддержки родственников она не чувствовала. Моя собеседница вспоминает, что, когда приехала домой в Марьину Горку после больницы, родители ее сторонились: на улицу выйти с дочерью им было неудобно и неприятно, прозвищем стало слово «калека». Сидеть дома, закрывшись, Людмила Викторовна не планировала.
— А когда сообщила близким, что пойду учиться в колледж, получила неприятный ответ. «Зачем тебе учиться, ты же без ноги, сиди дома…» Нога — это же не голова, — рассуждала Людмила Викторовна, — и успешно поступила в техникум на дневное обучение по специальности «экономика и управление предприятием».
Во время учебы в колледже нерешенной проблемой оставался протез, который надо было ждать несколько лет. Но и он не помог: многочисленные травмы, падения, вывихи привели к тому, что верной и единственной опорой при ходьбе стали костыли. А постоянные стрессы привели к появлению сахарного диабета.

«Умирать мне некогда»
Получив третью рабочую группу инвалидности, Людмила Викторовна несколько лет работала экономистом. Потом родился сын Андрей, а с мужем пришлось расстаться. Мама супруга предложила своему сыну альтернативу: развестись с женой-инвалидом и взамен получить в качестве подарка квартиру в Санкт-Петербурге. Выбор молодой человек сделал в пользу квартиры.
В Марьиной Горке Людмила Викторовна устроилась в одну из школ города бухгалтером. Вспоминает, что трудно было привыкать к новому коллективу из-за имеющейся проблемы.
— Сторонилась учеников, учителей, старалась прийти заранее на работу, пройдя, прижавшись к стене, зайти в кабинет и до конца рабочего дня из него не выходить. Благо коллектив полон понимающих коллег, которые смогли создать для меня ту самую безбарьерную среду, социализировали, предали уверенности. То же самое могу сказать и про нынешних коллег из Пуховичского районного центра по обеспечению деятельности бюджетных организаций, где работаю бухгалтером сейчас.

Три года назад Людмила Викторовна стала председателем Пуховичской районной организации общественного объединения «Белорусское общество инвалидов». Теперь она помогает справляться с недугами таким же людям района. К слову, районная организация насчитывает 205 человек. Каждому из них по мере необходимости оказывается помощь и поддержка. Людмила Маслова рада, что инвалиды в нашей стране имеют все условия чувствовать себя полноценными членами общества.
— Жить и радоваться меня заставляет мой 16-летний сын Андрей — учащийся местного колледжа; собака Джонни, которая принимает меня любую, — подытоживает наш разговор Людмила Викторовна. — Есть ради кого работать, стараться. Вспоминая себя 15-20 лет назад, могу утверждать, что многие жизненные установки поменяла. Умирать мне некогда, да и не хочется. Хочется жить и радоваться каждым днем, даже если какой-то из них ненастный. Поэтому живу сегодня и сейчас, не строя колоссальных планов и не откладывая ничего на завтра.
Захар ХВОСТОВ
Рекомендуем