Вплавь в ледяной воде с сумкой медикаментов. Подвиг санинструктора Матрены Нечепорчуковой

Сотни тысяч наших советских женщин отважно сражались на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу врага. Миллионы женщин сполна хлебнули горя, вынужденно проживая на оккупированной врагом территории.
Наши женщины — героини, по-другому не скажешь!
О всех о них лучше, чем написал Михаил Ножкин, известный советский и российский актер театра и кино, поэт-песенник, Народный артист РСФСР. в поэме «Ах, женщины!», и не сказать:
Война! На женщин наших любящих, любимых,
Обрушилась и сталью, и свинцом,
А женщины с войной несовместимы,
А у войны не женское лицо!
Но женщины, краса и гордость наша,
Не дрогнули в том огненном валу,
Испили горя самой полной чашей,
На фронте воевали и в тылу.
Из пушек били, в бой водили танки,
Штурмовиками рвали синь небес.
А если надо было и в атаку
Ходили со штыком наперевес.
Ну и конечно с сумкой медсанбата
За ранеными лезли под обстрел,
Хоть знали, пуля первая — солдату,
Вторая, как известно, медсестре.
На всех фронтах, в больших и малых битвах,
На небе, на земле и на воде,
Во всех победах, на войне добытых,
Их ратный женский подвиг есть везде!
О героинях той эпохи грозной
Мы с трепетом душевным говорим.
Их подвиг и отныне не осознан,
Их ратный труд вовек неизмерим!
А среди них есть четыре женщины, которые прославили свои имена, став полными кавалерами ордена Славы: Надежда Павловна Журкина, Нина Павловна Петрова, Дануте Юргио Станилиене и Матрена Семеновна Нечепорчукова. О первых трех были ранее зарисовки на сайте Минской правды, сегодняшний рассказ о Матрене Нечепорчуковой.

Радость жизни оборвала война
В июне 1941 года Мотя Нечепорчукова заканчивала двухгодичную акушерско-сестринскую школу, вот ее воспоминания: «В нас было столько энергии, желания работать, делать людям добро; казалось, что мы на пороге чего-то необыкновенного. 22 июня 1941 года был теплый солнечный день, цвела сирень. Мы с подружками сходили в кино, и пошли гулять в парк. Осталось сдать последний выпускной экзамен. Мы были счастливы. И вдруг сообщение по радио. Потрясения большего по значимости, чем весть о начале войны, я не знала. Рухнули юношеские мечты».

Сдав последний экзамен, выпускницы школы были направлены на рытье противотанковых рвов под Полтавой, так произошло ее первое знакомство с войной. Она же хотела на фронт, и даже повестку получила в военкомате, но не успела: немцы стремительно наступали, и ее родная Балаклея была оккупирована ими. И лишь, после освобождения родных Мотиных мест от немецко-фашистских оккупантов, в апреле 1943 года Матрена Нечепорчукова стала санинструктором 2-го батальона 100-го стрелкового полка в общевойсковой армии, которой командовал герой Сталинграда В. И. Чуйков.
Ласковые руки санинструктора Матрены
В ее фронтовой биографии был такой случай. Как-то к Моте на улице Берлина подошел офицер. Здоровается, снимает с руки часы. «Это вам, сестра, — сказал он изумленной Моте. — Я вас долго искал. Помните Одер? Островки посреди реки… А на берегу месиво. Вы вытащили меня из-под обвалившейся стены. Немец бросал тогда бомбы, снаряды… Дома сносило. А вы вытянули меня, не побоялись. Сделали перевязку, а потом, такого здорового, дотащили до какого-то особняка… Помните? Если б не вы, я бы пропал…»
Но Матрена не помнила. За ее военные годы были сотни случаев, когда бесстрашный санинструктор бросалась под пули и осколки, спасая раненых. Среди солдат ее называли «Ласковые руки». И даже — «Ангел-хранитель».

Боевое крещение Матрена Нечепорчукова приняла в родных местах, в боях под Изюмом, на Харьковщине. Позже, уже после Великой Отечественной войны, в интервью газете «Вечерний Ставрополь» Матрена рассказывала:
«Сколько уж прошло, а все вспоминается. Сейчас как-то и не так больно, а первые десятилетия… Жили с болью в душе. Потом стали встречаться — сколько слез, воспоминаний было… В один из дней наш батальон снимали с передовой и перебрасывали на другой участок. Мы перебегаем по кукурузному полю, все сбито войной, одни будылья торчат. Впереди бежит моя подруга Галина, и у нее прямо в ногах разрывается мина. А меня швыряет головой в воронку, края ее горячие, обожженные… Я так и не смогла написать родным Галины, как она погибла прямо у меня на глазах. Да разве она одна…» Тогда и сама Матрена Нечепорчукова была на волоске от смерти.
А во время боев за Днепр трое суток Мотя Нечепорчукова без отдыха и перерыва спасала жизни наших бойцов, оказывая им первую медицинскую помощь на поле боя, а затем и переправляя их в лазареты и санбаты.
Вот рассказ ее однополчанина: «Артиллерийская подготовка закончилась. Солдаты поднялись и побежали вперед. Побежала за ними и Мотя с двумя санитарами. Теперь их только трое осталось от санвзвода. На ходу поднимали упавших, оказывали им первую помощь. Переносили в укрытие тяжелых и снова торопились в гущу боя. Подошла подвода, Мотя уложила на нее неспособных передвигаться. Всех пятнадцать человек доставила Мотя в санроту полка».
А в журнале «Огонек» 9 мая 1970 года в одном из очерков так писалось о том подвиге санинструктора Матрены Нечепорчуковой:
«Двое тяжелораненых опираются на нее, Мотю. За плечи этих двух держатся другие, за других цепляются третьи. Идет, тихо движется по полю эта необычная процессия, не в ногу, с трудом, медленно… Во главе ее, впереди — девушка-невеличка, в сбившемся набок берете, в гимнастерке, залитой кровью, в порванных сапожках…»

Тогда, с 27 по 30 сентября 1943 года Мотя Нечепорчукова оказала первую медицинскую помощь около полусотни бойцам и командирам, а с поля боя вытащила 24 тяжело раненых, и за проявленный героизм Матрену Нечепорчукову удостоили тогда ее первой боевой награды — медали «За отвагу».
Санинструктор санитарной роты 100-го гвардейского стрелкового полка гвардии сержант медицинской службы Матрена Нечепорчукова 1 августа 1944 года, в боях за удержание и расширение плацдарма близ польского населенного пункта Гжибув, оказала первую медицинскую помощь 26 раненым.
Приказом от 11 августа 1944 года гвардии сержант медицинской службы М. С. Нечепорчукова была награждена орденом Славы 3-й степени.
Когда же ее дивизия форсировала Вислу, завязались жестокие, кровопролитные бои, было много раненых. И чтобы оказать им медицинскую помощь, Мотя и ее подруги из санитарной роты переплавлялись вплавь в ледяной воде, укрепив на голове сумки с медикаментами и перевязочными материалами. В тех боях, при прорыве вражеской обороны на левом берегу Вислы, она оказала первую медицинскую помощь 69 тяжелораненым бойцам и офицерам. 18 января 1945 года, оставшись с группой раненых из 27 человек в польском населенном пункте Овадув, вместе с несколькими медицинскими работниками и ездовыми Матрена Нечепорчукова сумела отразить нападение гитлеровцев, выходивших из окружения, а затем доставила раненых в госпиталь без потерь. А 18 марта 1945 года в боях южнее польского города Кюстрина Нечепорчукова оказала медицинскую помощь 51 раненому воину, в том числе 27 тяжелораненым.
Приказом от 13 апреля 1945 года за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками гвардии старший сержант медицинской службы М. С. Нечепорчукова была награждена орденом Славы 2-й степени.

В составе того же 100-го гвардейского стрелкового полка Нечепорчукова, при прорыве обороны противника на левом берегу реки Одер и в боях на берлинском направлении, под огнем вынесла с поля боя 78 раненых солдат и офицеров, в боевых порядках пехотинцев она преодолела реку Шпрее южнее немецкого города Фюрстенвальде, и несмотря, что была сама раненой, Матрена Нечепорчукова продолжала оказывать медицинскую помощь солдатам и офицерам.
И на ее наградном листе Командарм Чуйков собственноручно написал: «Достойна награждения орденом Славы 1-й степени».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии старшина медицинской службы Матрена Семеновна Нечепорчукова была награждена орденом Славы 1-й степени, став полным кавалером ордена Славы.

Именно во время боев за Берлин фронтовой художник запечатлел героическую медсестру на портрете: последние дни войны, в полуразрушенном доме в центре Берлина внимание фронтового художника Виктора Климашина привлекла медсестра, которая перевязывала раненого бойца так спокойно и нежно, как будто и не было войны. И художник тут же сделал наброски, так и появилась его картина «Ласковые руки». А когда в журнале «Огонек» в 1946 году была опубликована картина и история ее создания, то сразу же в редакцию поступило огромное количество писем. Писали и благодарили за спасение и те, кому оказала помощь Матрена Семеновна Нечепорчукова , и те , кто в этом образе видел ту фронтовую медсестру, которая спасла им жизнь, своего Ангела-спасителя!
О международном признании заслуг Нечепорчуковой на фронте
За исключительную самоотверженность при спасении раненых советской женщине Матрене Семеновне Нечепорчуковой в 1973 году была присуждена высшая награда Комитета Международного Красного Креста — медаль Флоренс Найтингейл.
Эта награда Международного комитета Красного Креста присуждается один раз в два года только медсестрам и добровольным санитаркам за проявление исключительных душевных и профессиональных качеств при спасении больных и раненых во время стихийных бедствий и войн.
Забвенья нет
3 апреля 2016 года Президент Российской Федерации Владимир Путин лично поздравил Матрену Семеновну Нечепорчукову с днем рождения: «Отвага, мужество и милосердие, проявленные Вами в самых жестоких сражениях, сотни спасенных жизней — это настоящий подвиг и яркий пример служения Отечеству».
А главное, наверное, что в глазах фронтовиков и ставропольчан, в городе Ставрополь она проживала после войны, где и похоронена, Матрена Семеновна, была и осталась живой легендой.
«Это добрая фея, которой пришлось испытать на себе всю жгучую правду войны», — так с теплотой о ней отзывался прославленный летчик-штурмовик Герой Советского Союза Григорий Рябушко».
«Я всегда преклонялся перед сестричками милосердия. Столько раз они доставали меня с того света», — всегда подчеркивал полковник в отставке, легендарный танкист, в последствии воспитавший Героя России генерала армии Виктора Казанцева, Валентин Фкдорович Патрикеев. — Матрена Семеновна на особом счету. Кристальной души человек!»
Теперь имя этой героической женщины увековечено на Аллее Почетных граждан краевого центра, память о подвигах Матрены Нечепорчуковой для потомков сегодня хранят экспозиции многих музеев края и страны, в том числе в Центральном музее Вооруженных Сил в Москве экспонируется ее военная гимнастерка.

Матрене Семеновне Нечепорчуковой в свое время довелось встретиться в Москве на телевидении с Клавдией Шульженко. Тогда знаменитая певица сказала следующее: «Вот, видите, выжили всем смертям назло, и теперь можно вспоминать».
А Матрена Семеновна ответила, что, действительно, немцы собирались чай пить в Москве, а пришлось все-таки нам поднимать победный тост в Берлине. Мудрые слова простой советской женщины, настоящей героини.
Рекомендуем


