Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content

«Личность в истории Беларуси». Рассказ о Павле Сухом и его первоклассных боевых машинах

«Личность в истории Беларуси». Рассказ о Павле Сухом и его первоклассных боевых машинах

Павел Сухой родился в местечке Глубокое, тогда Дисненского уезда Виленской губернии Российской империи, ныне город, административный центр Глубокского района Витебской области Беларуси.

Корни рода берут свое начало от белорусского крепостного крестьянина по фамилии Сухий: дед будущего авиаконструктора Андрей Алексеевич, хотя и был грамотным, но с утра до вечера пахал землю, растил хлеб и лен. Заметив незаурядные способности Осипа, одного из его сыновей, односельчане помогли отправить смышленого подростка учиться. Окончив в Молодечно учительскую семинарию, Осип Сухой вернулся в родные места, где и работал учителем.

В копии метрической книги церкви Глубокого осталась запись: «1895 года 10 июля рожден и 30 июля крещен Павел. Родители его: учитель народного училища Осип Андреевич Сухой и его жена Елизавета Яковлевна, оба православного исповедания…».

Удивительно, но факт: несмотря на то, что с историческим местом рождения у самого Павла Осиповича Сухого связано лишь раннее детство, всю свою жизнь он хранил в рабочем столе фотоснимок с видами именно этого белорусского города.

В память же о нем в Глубоком, на родине авиаконструктора Павла Сухого, установлено сразу три самолета:

Су-27 разместился в Парке Победы, Су-24М - на возвышении возле озера Кагальное, рядом со средней школой №1, которая носит имя земляка и, в которой же, находится и музей Сухого.

А на въезде в город со стороны Докшиц и Постав установлен Су-17.

Павел Осипович Сухой — доктор технических наук, дважды Герой Социалистического Труда, кавалер трёх орденов Ленина, орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и «Знак Почета» , лауреат Государственных премий, депутат Верховного Совета СССР (1958-1974) при всех своих достижениях и регалиях был также отличным коллегой и руководителем, отзывчивым человеком.

Современники о личности Павла Сухого

Владимир Балуев, инженер-авиаконструктор, начал работать в бригаде Павла Сухого с 1929 года:

«...Подкупали вежливость, спокойствие, работоспособность Павла Осиповича, его четкие ответы на все задаваемые вопросы, внимание и благожелательность к начинающим конструкторам... Молодые конструкторы рвались в бригаду Сухого, там было особенно интересно. ...Он не терпел безответственного отношения к порученному делу, пустопорожних разговоров, подхалимства, недисциплинированности, очковтирательства. Сам Павел Осипович был отличным конструктором-новатором... Он умел... вызвать интерес к теме, заставить мыслить, искать новые пути...»

Леонид Кербер, авиаконструктор, заместитель Генерального авиаконструктора Андрея Туполева:

«Я познакомился с Павлом Осиповичем Сухим в 1937 году, когда два самолета АНТ-25 начали непосредственно готовить к перелету в США. Сухой был ведущим конструктором этих машин... Необыкновенный педантизм... Врожденные черты характера Павла Осиповича - внутренняя убежденность в своей правоте, невозмутимость... Мне посчастливилось работать со многими крупными авиаконструкторами. И, к чести Павла Осиповича, ...почти никто из них не обладал такой выдержкой и самоконтролем, способностью сдерживать в себе гнев, раздражительность, возмущение, как Павел Осипович Сухой».

Сергей Руденко, маршал авиации, Герой Советского Союза:

«При выборе параметров нового самолета, зачастую идя на риск, Павел Осипович Сухой брал к разработке исключительно наивысшие данные, которые были на грани возможности науки и техники того времени, а порой даже несколько выше. И главное, он воплощал все это в реальность.»

Архип Люлька, генеральный конструктор авиационной техники, Герой Социалистического труда:

«Павел Осипович Сухой создал образцы авиационной техники на острие науки, на грани научной фантастики. Первым среди других Генеральных конструкторов он находил решения, определявшие профиль современных самолетов».

Олег Антонов, генеральный авиаконструктор, академик:

«Все советские Генеральные авиаконструкторы, несомненно, высокообразованные люди, а Павел Осипович Сухой в науке был все-таки выше всех нас, хотя и не имел звания академика. Я не отступлю от истины, если назову Павла Осиповича квинтэссенцией нашей советской авиации».

Жизненный путь знаменитого авиаконструктора

С детства Павел больше тянулся к техническим знаниям, его привлекали летательные аппараты и всё, что было с ними связано. А уж когда однажды он, возвращаясь из гимназии, впервые в небе увидел над собой самолет, то решил, что будет строить самолеты. «Это было так неожиданно и удивительно, что дух захватывало, — описывал позже свои впечатления Павел Осипович. — Не птица, а человек летит над нами…».

К тому времени семья перебралась в город Гомель, где его отцу Осипу Андреевичу предложили заведовать школой для детей железнодорожников. Павел в 1905 году поступает в местную мужскую гимназию, которую он в канун Первой мировой войны и закончит с серебряной медалью, особо отличившись в таких дисциплинах, как физика и математика.

Получение им образования совпало с наступлением эры авиации, так первые российские летчики Уточкин и Васильев совершали публичные полеты по многим городам России, побывали в Гомеле, Минске. Как свидетельствуют сохранившиеся газетные публикации тех лет в «Гомельской копейке», приезд Уточкина окончательно воодушевил Павла Сухого стать авиаконструктором, и он с того самого дня, уединяясь на чердаке дома, обложившись чертежами и журналами, принялся мастерить свои первые модели самолетов.

Надо отметить, что Гомельщина также по достоинству чтит память о выдающемся авиаконструкторе. В декабре 1977 года в Гомеле открыт памятник Павлу Сухому, а в июне 1995-го здешнему техническому университету присвоено имя Сухого. Кроме того, в городе регулярно проводятся семинары, научные чтения и практические конференции, посвященные авиационной тематике и личному вкладу в самолетостроение Павла Сухого.

Тогда же, в начале двадцатого столетия, изучать теорию воздухоплавания в России возможно было только в Москве - в Императорском высшем техническом училище. Выпускник гимназии из Гомеля Павел Сухой всеми силами стремится в столицу, но поначалу из-за сущего пустяка, как-то   нарушения правил при подаче документов, ему было отказано в допуске к экзаменам в это учебное заведение. Павлу, впрочем, без особого труда удалось тогда стать студентом другого престижного вуза — Московского университета. Однако, не прояви он упорства в достижении цели, не повтори спустя год, в 1915-м, попытку быть зачисленным в будущий МГТУ им. Баумана, кто знает, как сложилась бы его собственная судьба и, главное, как отразилось бы это на развитии отечественного авиастроения… К счастью, сделать первый шаг на пути к мечте Павлу Сухому удалось вскоре. Правда, студента Сухого мобилизовали в армию и ему пришлось отправиться на фронт Первой мировой войны.

Поразительно сколько раз испытывала Павла Сухого на прочность жизнь, отодвигая от заветной мечты: то война, в которой он был вынужден участвовать в чине младшего офицера, то Октябрьская  революция, после которой приходилось думать не о небе, а о хлебе, к тому же на фронте Сухой заболел туберкулезом легких, который сильно подорвал его здоровье. Демобилизовавшись в марте 1918 года, Сухой вновь было отправился в Москву., однако занятия в училище ещё не возобновились, и Павел уехал на родину, в Беларусь, где пришлось поработать учителем в местечке Лунинце, ныне город, административный центр района Брестской области.

В Лунинце авиаконструктору Сухому также установлен памятник.

В Москву, столицу теперь уже советской России, Павел Сухой вернулся осенью 1921 года. И снова аудитории, пусть и неотапливаемые, но такие притягательные для достижения заветной цели.  Стосковавшись по любимому делу, Павел Осипович нагружал себя до предела – продолжал учиться в училище, подрабатывая по вечерам в конструкторском бюро Николая Васильевича Фомина, занимавшегося проектированием дирижаблей.

Но, будучи на фронте, Сухой не раз наблюдал, какие возможности в сражениях имеет крылатая авиация. Поэтому первейшей задачей для себя он ставил создание цельнометаллического самолета. Разработкой именно таких машин занимались специалисты Центрального аэрогидродинамического института, куда в 1924 году Сухого, ещё студентом, пригласили работать. Новый проект, получивший обозначение БД-2, принес конструктору первый заметный успех. На гражданском варианте этого самолета в сентябре 1938 года летчицы Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова установили мировой рекорд по дальности и продолжительности полета.

А в 1940 году, после победы в конкурсе разработки многоцелевого самолета, Павел Осипович получает назначение на должность руководителя самостоятельного конструкторского бюро. Это было прологом появления в массовом производстве знаменитых «сушек» и стремительного взлета сына белорусского народа как выдающегося авиаконструктора.

На личном счету Сухого — огромное количество изобретений и нововведений в авиации. Вот только некоторые из них: убирающиеся в крылья шасси, стартовые пороховые ускорители, тормозной парашют, объединение бензобаков и крыльев в единое целое, двухкамерная конструкция гидроусилителя руля и так далее. За выдающиеся достижения в области авиационной науки и техники ему дважды присваивалось звание Героя Социалистического Труда, присваивалась Сталинская и Ленинские премии, он был награжден множеством орденов и медалей.  Когда в 1975 году президиум Академии Наук СССР учредил медаль имени А. Н. Туполева, первым ее лауреатом (посмертно) стал Павел Сухой.

Необыкновенная сдержанность, невозмутимость и самоконтроль вполне оправдывали его фамилию в глазах окружающих. Он действительно был «сухим», ценил свое время, не любил много разговаривать. Но при всей своей внешней замкнутости Генеральный конструктор был чрезвычайно душевным и благожелательным человеком, он общался с рабочими, как с равными.

В плеяде великих отечественных авиаконструкторов имя белоруса Павла Осиповича Сухого по праву стоит в первой пятерке. А если оценивать не исторически, а в военном плане, так вообще в первой «двойке». Ибо, наряду с «МиГом», авиационная марка «Су» стала таким же всемирным стандартом русского оружия, как автомат «Калашников».

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!

Рекомендуем

Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59