Никак без России и Китая. Почему Запад не получит сырье и продовольствие из Центральной Азии
События вокруг Украины повлекли за собой серьезные экономические изменения, связанные, в первую очередь, с увеличением цен на нефтепродукты и продовольствие, которых не хватает, а также со сложностями их доставки потребителям. В связи с этим государства Центральной Азии получили уникальную возможность для поставки на мировые рынки критически важных ресурсов, включая топливо и продовольствие.
Казахстан, как поставщик нефтепродуктов и урановой руды, а также производитель 2% мировой товарной пшеницы, и Туркменистан, занимающий четвертое место в мире по запасам природного газа, могут полностью или частично заместить поставки этих товарных позиций из России. Но так ли это?
Нельзя забывать, что в нынешних условиях торговля критически важными ресурсами — это элемент международной политики. Поэтому для Казахстана немаловажно, что 80% его нефти поступает в Европу по Каспийскому трубопроводному консорциуму, проходящему через Россию. По этой причине на Западе уже подумывают о привлечении инвестиций Всемирного банка и других финансовых организаций в создание альтернативной инфраструктуры для транспортировки нефти и газа. Что касается казахстанского урана, то здесь ситуация намного сложнее, потому что Казахстан не имеет достаточного количества собственных обогатительных мощностей, в связи с чем необогащенный уран идет сначала для обогащения в Россию, а потом возвращается обратно в виде готового для использования на электростанциях продукта или сразу на экспорт в другие страны. Но опять же, через Россию.
Если говорить об экспорте пшеницы, то здесь также необходима модернизированная логистическая инфраструктура, в быстром создании которой государства Центральной Азии сами не справятся.
Трубопроводные, морские и сухопутные маршруты через Каспийское море до Азербайджана и далее на Балканы, в Румынию, Венгрию достаточно перспективны, но не все так просто, ибо отсутствует международная правовая основа для строительства транскаспийского трубопровода, которому уже препятствуют Россия и Иран. К тому же Туркменистан и Казахстан на данный момент не имеют между собой никаких экспортных соглашений, которые могут разрешить проблемы Каспийского моря, а Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан не совсем ладят между собой из-за инфраструктурных вопросов. Сюда же добавились пограничные проблемы Таджикистана с Кыргызстаном. Такое положение дел позволило Китаю заключить с государствами Центральной Азии выгодные инфраструктурные сделки с каждым по отдельности.
Американцы со своим форматом С5+1 (саммит министров иностранных дел Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана с участием госсекретаря США), действующим с 2015 года, явно опоздали, зато успели Россия и Китай, создавшие подобный работающий формат со своим участием.
Торговые отношения между Центральной Азией, Россией и Китаем свободны от всяких ограничений, чего не скажешь о США, так и не снявших некоторые ограничения в отношении Казахстана и Узбекистана, введенные еще во времена распада Советского Союза.
Запад, безусловно, заинтересован в импорте из Центральной Азии. Но для того, чтобы его получить, необходимы немалые инвестиционные вливания и создание правовой базы, которая невозможна без согласия России, Ирана и без участия Китая. Американцы и европейцы не смогут в обозримой перспективе рассчитывать на свое широкое экономическое присутствие в Центральной Азии, несмотря на то, что США вышли на первое место по инвестициям в экономику Казахстана.