Меню

Европейский Союз: насколько реально дальнейшее расширение альянса

Флаги Еворсоюза
Фото: РИА новости

1 мая 2004 года произошло самое масштабное расширение Европейского Союза, когда количество государств-членов увеличилось с 15 до 25. Кроме стран континентальной Европы, в ЕС вошли островные государства Средиземного моря — Кипр и Мальта.

Первоначально предполагалось, что в объединенную Европу примут 13 государств, но вступление Болгарии и Румынии отложили до 2007 года, а Хорватия смогла войти в ЕС только в 2013 году. В Брюсселе это объяснили тем, что в названных государствах не сложились соответствующие политические условия, а более позднее их вступление — это результат стремления структур Евросоюза принимать ответственные решения, расширять ЕС, а также выполнять взятые на себя обязательства. Только эти обязательства почему-то до сих пор не коснулись Турции, которая ведет переговоры о вступлении с 2005 года.

Лидер Турции
Фото: Global Look Press

В 2004 году, как и в последующие годы ни о какой доброй воле Брюсселя, связанной с расширением ЕС, говорить не приходится. Евросоюз целенаправленно расширялся в восточном направлении для того, чтобы окончательно оторвать от потенциального российского влияния большой массив государств от балтийских на севере до Словении на юге. А о том, что Венгрия и Польша будут при каждом удобном и неудобном случае демонстрировать свою строптивость и отход от «европейских ценностей» никто не думал и в расчет не брал. Главное — массовость и покрытие новых территорий. Болгария и Румыния, будучи на тот момент самыми бедными государствами Европы, Брюсселю первоначально не подошли, потому что вкладываться в их экономику Еврокомиссия была не готова. Что касается Хорватии, то Брюссель опасался тогда и опасается сейчас принимать радикальные решения, которые касаются взрывоопасного балканского региона.

В настоящее время государства Западных Балкан ожидают своей очереди на вступление, надеясь на очередную волну расширения. О ней говорят в Брюсселе, но при этом не очень-то спешат. В Еврокомиссии, которая позиционирует себя драйвером расширения, говорят, что прежде, чем добавлять к Евросоюзу новых членов, необходима реформа ЕС, для которой не обозначены ни конкретный план, ни сроки.

Государствам Западных Балкан обещают скорое членство, но если вспомнить десятилетия переговоров, подготовки к вступлению, приведение законодательства в соответствие с требованиями, то на самом деле это событие может произойти очень нескоро. Шесть остающихся за бортом ЕС государств Западных Балкан слишком сильно отличаются как по уровню экономического развития, так и по отношениям между собой. Если добавить к этому позицию Сербии, которая стремится в ЕС, но при этом желает сохранить свои отношения с Россией, то напрашивается вывод о том, что западнобалканские государства если и будут приняты в ЕС, то не «пакетом», а по отдельности. Ближе всего на пути в ЕС находится экономически бедная, но беспроблемная во внешнеполитическом плане Албания. Северная Македония и Черногория могут быть следующими. Сербия и ее отколовшийся край Косово будут оставаться на «дальних подступах» до тех пор, пока не урегулируют взаимоотношения между собой.

Виктор Орбан
Виктор Орбан

О быстром вступлении в ЕС Украины, Молдовы и Грузии говорить вообще не приходится. И ни одна из анонсированных межправительственных конференций этому не поможет. Экономически бедные государства, имеющие серьезные внешнеполитические и внутриполитические проблемы, никому на самом деле не нужны. Консенсуса по поводу их вступления ожидать со стороны нынешних государств-участников ЕС ожидать не стоит. В некоторых из них по вопросу присоединения Украины, Молдовы и Грузии должны пройти национальные референдумы. Как проголосуют в Венгрии и Польше, вполне видно по отношению польских фермеров к украинской сельхозпродукции и по риторике Виктора Орбана. Да и другие государства Евросоюза, относящиеся когда-то к социалистическому лагерю, будут не в восторге от того, что им придется становиться донорами для постсоветских государств, они хотели бы сами качать деньги из Брюсселя и дальше.

Это означает, что обещания принять Украину, Молдову и Грузию в Евросоюз не имеют под собой никакого основания. Они имеют только одну цель — способствовать их дальнейшей конфронтации с Россией. Если расширение Евросоюза произойдет, то это будет в очень далекой перспективе.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59