23°
Меню

Потребкооперация на селе: быть или не быть?

Райпо
Фото: архив МП

Белкоопсоюз — самая народная сеть страны повидала многое. Но вот XXI век ей, судя по всему, оказался не по зубам. Об этом из всех «мыльниц» орут критиканы, которые уверены, что потребкооперацию давно пора похоронить, а ее обязанности на себя возьмут частники. У которых и магазины как с картинки, и выбор товара — огромный. Но разве это решение проблемы? Галина Наркевич и Владимир Орехов представили, какой будет жизнь на селе и в городе без потребкооперации, и попытались найти того, кто еще может спасти эту структуру.

Наркевич: Читая материалы в разных СМИ, все чаще ловлю себя на мысли, как много у нас стало «профессионалов»! Не имея профильного образования, они, тем не менее, лучше всех разбираются в политике, экономике, спорте… Вот и до потребительской кооперации добрались. Наверное, только ленивый ее не критиковал: «Магазин «Родны кут» видели? Это ж сельпо! Куда ему тягаться с ретейлом? Давно пора позакрывать и «куты», и райпо как пережиток прошлого — да и вообще вычеркнуть потребкооперацию из современной экономики! Сдать в утиль».

Во многих странах бывшего СССР, той же Литве, так и поступили: упразднили кооперацию. Были уверены: частная торговля дойдет до каждого человека и всем будет хорошо. Торговля, может, и дошла до каждого литовца, но частной альтернативы многим направлениям работы потребкооперации там до сих пор не нашли.

Райпо

Орехов: Критики и «кута», и сельпо, безусловно, имеют право на подобную точку зрения. Потому что с какой стороны на потребкооперацию ни посмотри, на фоне объектов современного ретейла они выглядят застывшими во «временах очаковских и покоренья Крыма». Причем как снаружи, так и изнутри, имею в виду и эстетику, и банальный товарный ассортимент.

Как в жизни? Работник достигает пенсионного возраста и ему дают пинка под зад, отправляя на заслуженный отдых. А на его место приходит другой, молодой работник, современный и более энергичный. И никого это не коробит. Обычное дело. Преемственность называется. Как смена времен года. Так и в случае с магазинами, большую часть которых в системе потребкооперации пора отправить на пенсию.

Значительная часть торговых объектов Белкоопсоюза (69%) расположены в сельской местности, 549 автомагазинов обслуживают 14,8 тыс. деревень и хуторов, где уже нет стационарных торговых точек.

Наркевич: Да, многие магазины райпо, действительно, уходят на пенсию. Ежегодно их закрывается более 100. И насчет скудного ассортимента товаров я тоже могу согласиться. Как и с тем, что выглядят такие магазины на фоне современных «маркетов» прискорбно. Но, может, на то есть объективные причины? Я намекаю на социальную нагрузку, возложенную на райпо. В Беларуси более пяти тысяч деревень, где живет до 10 человек. И находятся эти населенные пункты за 40-50 км от райцентра, а про некоторые и вовсе можно сказать: отрезаны от цивилизации. Частник повезет туда продукты? Он сядет и посчитает, сколько отдаст за бензин и на какую сумму продаст одинокой бабульке продуктов. После чего навсегда вычеркнет ее из своего списка потенциальных покупателей.

А знаешь, сколько автолавки за год накручивают километров по Беларуси? Порядка 130 (!) миллионов километров. Это тысячи тонн топлива. Вот тебе и убытки, которые потребкооперация с себя не спихнет. А ведь эти деньги можно было бы потратить на ремонт зданий, красивые фасады и вывески, которыми в том числе «берут» покупателей частники…

Автолавка

Орехов: Соглашусь. Но дело в том, что такие реалии с потребкооперацией возникли не мгновенно. Они формировались из года в год, причем не сами собой. Как только какой-нибудь председатель исполкома дает добро на открытие в населенном пункте того же «Евроопта», он приговаривает магазин потребкооперации в том же населенном пункте к смерти, ставит на нем крест. Есть сомнения, что такие председатели исполкомов как-то и чем-то социальным обременяют «Евроопт» на местах, к примеру, гонять свои кунги по малонаселенным деревням если не всего района, то хотя бы в административных пределах двух-трех сельсоветов. А все слова про «честную конкуренцию» между частником, не связанным никакими обязательствами, и государственником, у которого обязательства, как гири на ногах, тянут экономику в минус, — все это миф, дым, который пускают в глаза обывателям, чтобы оправдать свои действия.

Среди всех магазинов Белкоопсоюза особое место занимают объединенные брендом «Родны кут»: их более 2000 по всей стране.

Наркевич: Действительно, спасать местные магазины должны те самые чиновники, про которых ты уже сказал.

Белорусский лидер, кстати, не раз обращал внимание, что поднять с колен систему потребкооперации — задача, в том числе, председателей исполкомов. На одном из последних совещаний по данной теме отчитались о 23 убыточных предприятиях Белкоопсоюза, после чего Президент поручил исполкомам рассмотреть бизнес-планы этих организаций. Ведь они действительно уникальные: занимаются заготовкой ягод, грибов, фруктов, овощей, потом из этого же производят свою экологически чистую продукцию. Плюс потребкооперация — это сотни заведений общественного питания, сезонные ярмарки. Наконец, потребкооперация — это 70 тысяч работников.

Но представим, что потребкооперацию все же распустили. Нет больше бюджетных столовых, чернику и грибы сдать некому, автолавки «Евроопта» доезжают только до агрогородков с населением 999+ человек. В крупных селах — по одному частному магазину. Стоят они такие нарядные, полки завалены всем, что душа пожелает. А цены — космос! Конкуренции ведь нет: и одинокие пенсионеры никуда не денутся, будут брать продукты с огромной наценкой. Как тебе перспектива?

Райпо

Орехов: Проблему с постепенной деградацией объектов потребкооперации сегодня уже ничем не решить. Надо просто это признать. В первую очередь потому, что в регионах стало много меньше людей. Нет той массы покупателей, которые бы могли спасти их. Одновременно стало самих магазинов больше — частных, ничем не обремененных. При одинаковом количестве денег в пространстве они просто перераспределились.

Но притормозить проблему с полным исчезновением через несколько лет магазинов потребкооперации, думаю, можно. Именно административными методами.

Первое. Отправлять председателей исполкомов животноводами на фермы в случае ухудшения экономики на объектах потребкооперации (выручка, оборот, зарплаты, налоги и пр.). В этом случае чиновный люд лично будет ежедневно отовариваться не в «Евроопте», а в «Родным куце». И всю свою родню обяжет покупать продукты именно там. И всю администрацию исполкома вместе с родными.

Второе. Вместо того, чтобы гонять автолавки по сотням деревень, переселить людей в один населенный пункт. Чтобы вместо 1000 деревень с населением до 10 человек была одна на 5 тысяч человек. Попутно в этом случае решится масса и других проблем, связанных с экономией госресурсов (электроэнергия, ЖКХ, дороги, МЧС, связь…)

Третье. Поделить обязанности Белкоопсоюза между ним и ретейлом, 50 х 50. Вот тебе 30 деревень за 40 км от районного центра и с одним жителем, а вот — тебе столько же и там же. Тогда только и можно будет заикаться о некоей честной конкуренции.

Белкоопсоюз формирует запасы овощей и картофеля на межсезонье в стабилизационные фонды, имея 91 хранилище для раздельного хранения продукции емкостью 18,9 тыс. т.

Только тогда, думаю, может что-то и измениться. В противном случае конвульсии и агония потребкооперации продолжатся. Потом скажут, что больной перед смертью сильно потел.

А надеяться на вспомогательные направления потребкооперации — заготовку ягод/грибов, убойные цеха, производство мясной продукции и пр. — можно лишь в условиях хорошего экспорта, который компенсирует нерентабельные направления бизнеса. Сегодня же на континенте лишь в России зафиксирована продовольственная дефляция, то есть цены на продукты начали падать. Во всех остальных странах (и у нас) — продуктовая инфляция. И себестоимость нашей продукции оказывается выше, чем в той же России, где находятся наши основные контрагенты…

А составлением бизнес-планов, в чем нашим чиновникам равных в мире нет, проблему не решить.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59