Расследование «МП». Почему вилейские родственники Яценюка пожелали ему спотыкаться, как Байден
Троюродная сестра бывшего премьер-министра Украины Арсения Яценюка Ольга Сатий живет в Вилейском районе Минской области. В Беларуси она с мужем Михаилом Васильевичем Нацюком уже 10 лет. Корреспондент «МП» побывала в гостях у супружеской пары в агрогородке Лыцевичи и узнала, как живут украинцы и почему они не вернулись на свою историческую родину.
Хозяева дома встретили журналистов весьма радушно, согласившись пообщаться во дворе дома. Ольга Вячеславовна, которой 10 июля исполняется 74 года, выглядит моложаво. Хотя перенесла уже 4 инсульта и правая рука у нее отнялась. Речь у женщины не совсем восстановилась, поэтому с журналистами в основном общался ее супруг Михаил Васильевич. Буквально за день до интервью он забрал ее из больницы.
В Беларусь на пенсию
— Ваша жена Ольга родом из поселка Мадмас Усть-Вымского района. А почему вы не на Украину вернулись, а поехали сюда, в Вилейский район?
— Да, она в России родилась, а я — на Западной Украине, в Черновцах (в этом же городе родился Арсений Яценюк. —Авт.). Отец умер, нас осталось — пятеро пацанов и мать одна. Она работала в колхозе, трудодни шли, но за них не платили. И так мы жили плохо и тяжело на Украине до 1953 года, пока Сталин не умер. А потом пришел Хрущев — и пусть его называли «кукурузник», но он навел порядок и дал людям возможность жить. Я закончил Черновицкий институт. Потом наша родимая партия направила меня в Республику Коми. И там с Ольгой познакомились, вместе мы с 1975 года. Она была мастером погрузки, отправляла вагоны по всему Советскому Союзу и в другие страны. А последние 15 лет — билетным кассиром на железной дороге, — рассказывает Михаил Васильевич.
— Я отработал на лесозаготовительном комплексе 40 лет. Мне работа на Севере нравилась: хоть и бедно жили, но зарплаты большие. Женщины по 500 рублей получали в ту пору, а вальщики леса — от 700 до тысячи рублей, это огромные деньги. Те, кто не пил, прилично зарабатывали. Я борьбу с пьянством капитальную вел, поскольку и сам не пью ничего вообще: ни пиво, ни водку. Зима в Коми очень суровая, по 40-45 градусов бывает, лето коротенькое. Людей из Беларуси и Украины на работу приезжало много, и немцы еще.
Ну а как вышел на пенсию, мы решили ехать в Беларусь. В Коми у нас был знакомый, начальник милиции райотдела по фамилии Шапель, белорус. Он вышел на пенсию и вернулся на родину. Потом звонит мне: мол, давай в гости. Мы на машине сначала поехали в Москву, а оттуда — в Старые Дороги. Посмотрели страну, в Брест ездили, в Кобрин. Нам понравилось. После Коми климат здесь теплый, и друг посоветовал остаться. Сын нам нашел по интернету дом, мы его купили, привели в порядок и живем. А что еще двум пенсионерам надо? Пенсию мы получаем российскую, нам хватает. В Беларуси народ хороший, Президент — отличный, все в руках держит. Так и надо! Такой порядок мне нравится.
— После того как переехали, может, какое-то хозяйство стали держать, деревья посадили, собаку завели?
— У нас кошка. В магазин идешь — продуктов хватает, ассортимент отличный, все, что надо, в наличии. Яйца есть, большой выбор колбас. Покупки обычно делаю в «Евроопте», и в Вилейке новый магазин открыли — «Санта». В Молодечно часто ездим. Если копейка есть, то пошел и купил, что надо! А так огород держим, парник. Огурцы, помидоры, свекла — все у нас свое. Яблоню, черешню, вишни посадил.
Михаил Васильевич и Ольга угостили нас вишнями из собственного сада.
Америка даром ничего не делает
— А где еще в Беларуси были? Может, в наших санаториях довелось вам отдыхать?
— Мы проехали на машине всю Беларусь. Я и в Минске бывал, в Мирском замке, на Нарочи отдыхал. Не только Минская область, но и все регионы чистенькие, дороги благоустроены. По идее, так и должно быть! Одеваются люди хорошо, в каждом доме — по машине, а то и по две. Мне кажется, что Лукашенко не дает спуску, он молодец! Такое руководство я приветствую! Белорусская экономика, я вижу, нормально развивается. Она не на последнем месте в Европе. А на Украине нет сейчас порядка. Президента нет, этот пацан Зеленский развалил Украину. Он с Америкой дружит, а дружить надо с Россией и Беларусью. Эти три славянские республики должны дружить, а Зеленскому нужны США. Но Америка даром ничего не делает, а если и выполняет договоренности, то только все в свою пользу. Владимир Зеленский об этом не думает.
— Почему такой национализм сейчас на Украине процветает? Откуда это взялось, ведь раньше не было? Все мы вышли из большой страны — СССР. И когда на Западную Украину свободно приезжали, там всегда на русском языке спокойно говорили, никого не опасаясь…
— Ющенко еще ничего был. Это Порошенко с Америкой все начал, и не стоило Зеленского допускать к власти на Украине. Этим пацаном Америка крутит как хочет! Сначала Вениамин Вайсман обворовывал Советский Союз (изобретательный безногий мошенник Вениамин Вайсман, или Веня Житомирский, сумел обмануть 27 министров СССР. — Авт.), а теперь Зеленский так же поступает с Россией. Украинцам надо хорошего президента типа Лукашенко. Страна очень богатая, мощная, при Советском Союзе Украина хорошо жила. Она кормила всех. А сейчас украинцы бедные! Я приезжал туда, у меня же там родичи остались. Но дорог там нет и ничего нет. Такие черноземные поля — и все заросло кустами! Нет экономики. А в Беларуси она на высоте. Беларусь и себя способна прокормить, и даже в Казахстан, Вьетнам поставляет продукты. И не только туда… Нас тут никто не притесняет, с другими людьми мы живем хорошо, с соседями общаемся.
— Я про Ольгу прочитала, что она была такая активистка, пела в хоре совета ветеранов в Коми?
— Да-да, Ольга очень энергичная! И сегодня участвует во всех ветеранских собраниях. Жалко ее — четыре инсульта. Последний в прошлом году в июне случился, и говорить не может. Даст бог, может, вернется к ней речь! Она и в санатории была после этого. Первый инсульт еще в России пережила.
Про родственные связи
— А сын ваш живет в Москве?
— У нас трое детей. Да, Роман — хороший парнишка, похож на маму, закончил МГУ. Не пьет, не курит. Женился, есть внук семи лет, в этом году в школу пойдет. Приезжают к нам на машине. Старшая дочь умерла, к сожалению, а средняя дочь в Вильнюсе, часто приезжает, тут 150 километров всего. Она гражданка Литвы, замужем, уже двое детей. Зять — поляк, очень толковый, хозяйственный парень, там дом построил. Старшей внучке — 24 года.
— Еще я узнала, что у Ольги родственник есть известный, украинец. Правда, уже уехал в США — Арсений Яценюк. Это правда?
— Нет, — активно машет руками Ольга.
Видно, что этот разговор ей неприятен. А может, за безопасность детей волнуется: мол, каким боком для них наша беседа обернется?
— С родственниками сейчас не общаемся. Раньше, года четыре назад, мы к ним приезжали. На Украине же у меня и мать похоронена, братья. Охота было сходить и посмотреть, — добавляет Николай Нацюк. — А где сейчас этот Яценюк?
— В США, на пляже загорает, наверное…
— С Байденом? Ну пусть он там процветает! Яценюк нам не нужен! Нам нужен Лукашенко. Байден, когда ходит, спотыкается, и Яценюк пусть вместе с ним падает. Нас это не волнует, я политикой не интересуюсь.
На вопрос, что бы Николай хотел сказать простым украинцам, отвечает так:
— Пусть повыгоняют правительство, которое на Украине, и присоединяются к России и Беларуси. Это один народ, считай, родня! Они друг друга понимают без перевода. Разорвать невозможно, да и не надо! Нам нужно дружить и жить, как мы раньше жили. А Америка Украине не даст ничего. США могут только взять. Пихают только свое, чтобы украинский народ будоражить.
— Ну вот бряцают уже оружием возле наших границ. Не знаешь, чего ждать…
— Это не украинцы, это наемники. Я уверен, что за ними стоят Америка и Англия, и еще вот этот гитлеровский недоросток Шольц. Они не должны обижать народ украинский. Они хотят, видимо, чтобы им напомнили про 1945 год. Им Россия покажет! А народу не нужна эта война, людям нужно работу дать. А Америка стремится Россию развалить, чтобы она не была сильной державой.
Ольга показывает нам фотографии. На снимках она молодая, в железнодорожной форме, которая ей очень к лицу. Вижу еще одно фото, 1988 года: Ольга стоит рядом со священником в греко-католическом (униатском) облачении. К слову, Арсений Яценюк считает себя ревностным греко-католиком, хотя в СМИ его чаще называют сайентологом.
— Это вы где?
— Это Ольга в Канаде. Ездила на крестины ребенка, у нее там родственники-евреи, — поясняет Михаил Нацюк.
Интересное совпадение: в 2015 году сбежавший премьер-министр, которого в народе прозвали Кроликом, получил еще одно гражданство — Канады.
— Вы на фото, там, где в очках, очень похожи на Арсения Яценюка…
На мои слова Ольга радостно кивает, соглашается. На тему родства мы пообщались также с ее соседкой Галиной Демешкевич, но она не верит в то, что Ольга Сатий и Арсений Яценюк имеют родственные связи.
— Ольга — шустрячка, очень активная, мы с ней сдружились, давно плотно общаемся по всякому поводу. Помогаем друг другу. Ольге работать нельзя физически, но она все равно отрывается, в цветнике копается. Николай много читает, рыбачит на озерах. Хорошие люди! — подчеркивает соседка. — Я бы знала, если бы они были родственниками. Непонятно, почему российские журналисты так написали, может, просто однофамильцы…
Факты:
- 26 лет — существенная разница в возрасте троюродных брата и сестры Арсения Яценюка и Ольги Сатий.
- Мы нашли видео в интернете за 2014 год, где Михаил Нацюк на камеру рассказывает, что мать Арсения Яценюка Мария Григорьевна и мать Ольги Сатий — двоюродные сестры. По ложному доносу от соседей в 1944 году женщину вывезли в Коми АССР, а в 1991 году она была реабилитирована.
- Ольга родилась в 1949-м году в поселке Мадмас Усть-Вымского района, в России.