Обучение в Польше. Почему вузы «дружественной» страны больше не рады белорусским студентам
Как свидетельствует история, не учатся белорусы на собственном горьком опыте и зачем-то продолжают верить в великодушие Польши. Когда-то та, еще будучи королевством, обещала, что в Речи Посполитой все будут равны, а потом стала поджимать. В ХХ веке на 18 лет поляки оккупировали Западную Беларусь, запрещали нашим предкам говорить на родном языке. Теперь вот студентам нашим уже не рады. И при этом все равно остаются среди нас люди, готовые прогибаться под Польшу: «Там же лучшее будущее!»
Поучились — и хватит
Что вообще произошло? Студенты-предатели забили тревогу: в Польше им начали отказывать в студенческих визах. Да и, в принципе, задумались о сокращении сроков, на которые эти визы выдаются. То есть раньше год можно было считать себя «истинным европейцем», а теперь — только полгода. Вскрылась ситуация благодаря девушке Анне из Гродно, которая решила жаловаться открыто — через СМИ. Не государственные, конечно, иначе не посочувствуют. Училась она три года в польском университете, получала сначала полноценную визу, потом однажды — сокращенную, а потом и вовсе пустой конверт.
— В деканат моего университета позвонили из какого-то польского министерства, откуда конкретно — не уточнили. Спрашивали, учусь ли я вообще. Деканат им ничего не ответил, потому что не было официального запроса. А через неделю мне почтой пришел паспорт. Визы в нем не оказалось, мне было отказано по пункту 10 (решение об отказе в выдаче национальной визы. — Авт.). Что это за пункт, я разобралась уже потом. Сейчас многим студентам по этому пункту отказывают. Отказ был от польского МИДа, — рассказала Анна.
Пункт 10, если в двух словах, гласит о том, что у польской стороны появились сомнения относительно намерения покинуть территорию Польши перед окончанием срока визы. Впоследствии оказалось, что МИД Польши и запрос официальный в университет не делал. Анюта поехала в Гродно подавать апелляцию, приложила к ней письмо, где дрожащей от горькой обиды рукой попросила выдать ей эту ценную для ее будущей жизни визу. Даже уверила, что в магистратуру польскую поступит. В общем, выдали ей разрешение на жизнь европейскую спустя две недели (и это еще быстро), но только на полгода. А теперь просто представьте, сколько дополнительных усилий Анюта затратила, чтобы ее просто пустили в Польшу. Плюс все это время ей пришлось в «диктаторской» Беларуси находиться. Как она это выдержала?
Без различий
Пострадали от необъяснимых действий польского МИДа не только студенты. Например, паломнические группы столкнулись с трудностями при получении туристических шенгенских виз, договариваться с консулом на подачу документов по «карте поляка» в самом консульстве теперь тоже не получается — отправляют в визовый центр. А теперь — внимание! — раскрываем причину странного поведения поляков.
Выяснилось вдруг, что в гостеприимной Польше, где так любят иностранцев встречать не хлебом-солью, а корочкой о высшем образовании, тысячи фейковых студентов получали визы, но к учебе не приступали. Частные вузы на таком бизнесе сколотили нехилое состояние. Смотрите схему: им платили деньги за первый год обучения, а на самих занятиях никто не появлялся. Ну разве не идеально: и бабки есть, и напрягаться с работой не надо. Какая выгода от этого студентам? Визы предоставляли им легальный доступ к польскому рынку труда. А там уже строй свою жизнь по своему усмотрению — полная свобода!
Правда, белорусы в этом деле никак не замешаны. Скандал развернулся преимущественно вокруг выходцев из стран Африки и Азии. А поплатились в итоге и наши. Понимаете, в чем прикол? Не видит Польша различий между белорусскими студентами и африканскими. Белорусы для них, вопреки верованиям «невероятных», являются такими же мигрантами, а не политическими мучениками из соседней страны. И не делают они скидок на общую историю, польское происхождение многих наших соотечественников. Ни про какое особое отношение речи тут не идет. Так что возвращаемся к вопросу: а стоит ради них так унижаться?
Дочь говорит: «Не хочу!», мать отвечает: «Надо!»
Теперь о личном. Я окончила школу 10 лет назад, некоторые из моих одноклассников уехали в Европу. Причем образование получили в Беларуси. И мне как-то спокойнее оттого, что никого из них я не встречу случайно на улице. Простите-извините. Ладно, мы росли во времена, когда было модно ездить «на закупы» в Белосток (никогда там не была, кстати), восхвалять Запад и втихаря хихикать, какая у нас колхозная страна (это тоже не я). Но даже за десять лет моей послешкольной жизни выросло новое поколение, которому посчастливилось родиться уже в беззаботную эпоху.
Пожалуй, дети, рожденные после двухтысячных, даже более патриотичны, чем старшее поколение. И они по большей части не хотят уезжать, получать образование за границей. Тут родина, друзья, знакомые места. Да тут сгущенка и сырки! Найдете где-то вкуснее, расскажите — посмеемся. Ладно, довод второстепенный. Я о роли родителей в выборе детей. Приведем в пример историю минчанки Елены, чья дочь Лиза поступает во Вроцлавский политехнический университет.
— Изначально решение приняли мы с отцом. Лиза тогда только пошла в 10-й класс и всерьез задумалась о поступлении на архитектора. В Беларуси это ровно один путь — БНТУ. Нас такой вариант совсем не устраивал. Мы общались с нашими друзьями, кто-то сам там учился, у кого-то там учились дети, и отзывы о «национальной гордости» нас не впечатляли. Когда мы сообщили Лизе, что нашли хороший университет в Польше, она, конечно, поначалу восторга не излучала, — зачем-то призналась Елена.
Девочку несколько месяцев уговаривали, объясняли, что в Беларуси она ничего не добьется, а «там» — великие возможности. В конце концов Лиза доверилась авторитетному мнению родителей и сейчас готовится стать новоиспеченной полячкой. Если визу дадут, конечно. Слишком грустная история, не находите? Нам ведь с детства внушают мысль, что мы сами в ответственности за свое будущее, что мы должны слушать только свое сердце и следовать его подсказкам. А в итоге выпускники покидают родину, потому что родители решили, мол, так им будет лучше.
В среднем стоимость образования в Польше варьируется от 2 до 5,2 тыс. евро в год.
И не забудьте про курсы польского языка продолжительностью минимум два года: без идеального владения им в университет не зачислят.
«В чужой стране такого не будет»
Пока наши студенты-мигранты готовы закрывать потребности Польши в рабочей силе, она с превеликим удовольствием переманивает у нас умы. Айтишникам выбора не оставляют, кроме как релоцироваться. Желающим хоть на складах заказы собирать, лишь бы в Беларуси не жить, — все возможности.
Но ведь поступают в польские вузы лишь для того, чтобы получить «пропуск» в Европу. Есть пример. Виктория из Мозыря учится в Познани на медиаспециалиста. Университет, конечно же, выбрали ее родители. Сейчас девушка хвастается — мол, парами их там не загружают, обучение вообще по большей части онлайн… Причем на таких занятиях работают всегда только три человека: преподаватель, она и еще одна девочка. Бывает, экзамены нужно сдавать по предметам, на которые отводилась только одна пара. Ну, и в принципе Виктория отмечает, что многие знания и так можно найти в интернете, включение их в ее программу обучения бессмысленно. Если честно, плюсов такого образования я пока не вижу. Ах да, еще там оценки не ставят. Но как тогда узнать свой уровень знаний?
А в Польше Виктория оставаться не намерена. Хотя говорит, что от страны в восторге, все так классно — архитектура, климат… Но это всего лишь Польша, а за ней — целая Европа.
Ну, и зафиналим мнением Анастасии, которая в этом году оканчивает факультет философии и социальных наук и готовится к Республиканскому выпускному, куда ее пригласили как одну из лучших:
— Мне кажется, что разницы нет, где получать образование, тем более первое высшее. Базовые предметы одинаковые, преподносят их более чем понятно и доступно. У меня есть знакомые, которые учились в Польше, многих из них отчислили. Большой плюс нашего образования — бюджетная форма обучения. Высшая похвала — получить приглашение на Республиканский выпускной. Туда мечтают попасть многие, но выбирают лишь лучших. Ради всего этого стоит стараться и учиться. Рядом с тобой друзья, не нужно искать соратников по интересам. В чужой стране такого не будет.