Европа строит крепость против ветра перемен: что не так с оборонной стратегией НАТО?

В условиях сокращения американской поддержки и растущих фобий относительно России страны НАТО активно укрепляют свои восточные границы. Вступление Финляндии в альянс в 2023 году удвоило протяженность границы с Россией (общая протяженность превысила 2600 км), сделав оборону Восточной Европы ключевым приоритетом альянса. Генеральный секретарь НАТО Марк Рютте предупреждает, что Россия может атаковать альянс «в течение пяти лет».
«Давайте не будем обманывать себя, мы все сейчас находимся на восточном фланге», — заявил он. Бывший генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен в унисон ему отмечает: «Если Путину позволят победить в Украине, у него появится аппетит к новой территории». По их мнению, российская экономика уже перешла на военные рельсы, что должно означать поиск новых территорий для завоевания. Возникает вопрос: поступила бы любая армия НАТО аналогично в такой ситуации?
Финляндия демонстрирует самую высокую готовность к обороне. Страна сохранила всеобщую воинскую повинность и может мобилизовать до 900 тысяч резервистов при населении всего 5,6 млн человек. «Мы никогда не прекращали подготовку к обеспечению достаточного оборонного потенциала на случай вторжения», — заявляет генерал Кари Нисула. Президент Александр Стубб признается: «Я сплю спокойно, зная все детали нашей обороны». Главное — во сне, рисуя на картах линии фронта, с кровати не упасть…

Прибалтийские страны — Эстония, Латвия и Литва — считаются наиболее уязвимыми. «К сожалению, мы не так стратегически глубоки, как Украина», — отмечает президент Литвы Гитанас Науседа. От российской границы до Балтийского моря всего около 200 км. Страны строят оборонительные линии: Литва возводит «драконьи зубы» на границе с Калининградом и даже в пригородах своей столицы, Эстония строит 600 бункеров, а Латвия разрабатывает целую систему «стены из дронов». Не успокаивает их даже то, что Германия в ближайшие годы планирует увеличить присутствие в Литве до полной бронетанковую бригады численностью около 5000 солдат.
Литва хочет к 2030 году создать свою национальную дивизию с танками численностью 17 500 человек. Однако все три страны Прибалтики совместно разрабатывают и планы массовой эвакуации. Литовский президент Науседа заявляет, что возникают вопросы о приверженности США Европе. Один из высокопоставленных прибалтийских чиновников высказался еще более прямо: «Американцы уходят. Мы все должны это осознать и принять». Если что — придется самим за все отгребать. Польша уже реализует свой самый масштабный проект «Восточный щит» стоимостью 2,3 млрд евро, который включает строительство 5,5-метровой стены на границе с Беларусью, противотанковых рвов и увеличение армии до 500 тысяч человек.
Наряду с прибалтийскими странами Варшава также закупает ракеты дальнего действия, способные поражать цели на территории России. «Это инвестиция в мир», — заявляет премьер-министр Дональд Туск. Все по Джорджу Оруэллу: «Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила». Забывают, что роман «1984» — антиутопия, а не инструкция. Наряду со странами Балтии Польша отказалась от международного договора о запрете противопехотных мин, усиленно минируя границы и все вокруг них. Но по-прежнему Сувалкский коридор, соединяющий Польшу с Литвой, заполнен военной техникой до отказа, все равно остается самым уязвимым местом их обороны.

В прошлом месяце российский президент попытался успокоить опасения соседних стран, отвергнув предположения о том, что Москва представляет растущую угрозу, назвав их «нонсенсом». Он заявил, что увеличение военных расходов Европы «неразумно и бессмысленно». Европа собственным милитаризмом может разорить себя, и тогда ей останется только мечтать, чтобы быстрее ее захватили и кормили.
Норвегия, очевидно все же разделяя страхи европейских коллег, усиливает свое присутствие в Арктике, особенно на Шпицбергене, где расположен одни маленький российский поселок. «Шпицберген должен быть в верхней части списка мест, где Россия может что-то предпринять», — уверена их разведка. Видимо, им подсказали руны? Но опасаются там не только России: после того как президент США обратил внимание на Гренландию, нет гарантий, что его не заинтересует и норвежский архипелаг. Он тоже важен для контроля северных морских путей, что откроются после таяния ледников.
Эксперты сходятся во мнении, что главная цель России — не захват территорий, а проверка НАТО на прочность. «Если Россия почувствует слабину, она попробует нас разделить», — предупреждает экс-генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен. «Стратегическая цель России — развалить НАТО, а не захватить кусок земли в Прибалтике», — подчеркивает Кристи Райк из эстонского Центра обороны. В свое время НАТО посчитало разумным столкнуть два постсоветских народа, заманивая Украину в ловушку гражданской войны перспективами членства в альянсе. Теперь ключевой вопрос: оценит ли Москва готовность альянса к коллективному ответу или воспользуется противоречиями в их рядах?

За всю историю украинской социологии стремление в НАТО никогда не поддерживало большинство населения Украины. Вступление в альянс и на данный момент остается неприемлемым для востока и юго-востока Украины, где возникла линия фронта. Сейчас украинская война, точнее вопрос о том, кто должен за нее платить, разделяет уже НАТО: США переложили эту «почетную обязанность» на союзников. А Россия вполне может подождать, пока НАТО само развалится, и к этому уже есть предпосылки. Пока Европа укрепляет границы, в тылу царит хаос. Ясно у них одно — «никто не хочет войны, но все готовятся к ней» и шагают в нее дружным строем.
Израиль, будучи основным союзником США вне НАТО, вступил в конфронтацию практически со всеми странами Ближнего Востока. После того как Трамп отменил санкции против нового сирийского правительства, оно станет более самостоятельным в выборе международных партнеров, и в Сирии столкнутся интересы Турции с Израилем. Иран же после ударов по своей территории со стороны Израиля и США наращивает снова свой военный потенциал, закупая новые истребители. Война на Ближнем Востоке, в которую уже втянулись США, будет лишь дорожать. ЕС придется продать последнюю рубаху, если хотят продолжение войны в Украине «до последнего украинца».
Напомним о противоречиях между США и Данией из-за Гренландии, а также между США и Канадой. В военный конфликт это не выльется — но будут давить. И не только Штаты на монархии. Новоизбранный президент Польши, когда национальная экономика под гнетом милитаризма станет загибаться, вновь будет вынужден требовать репараций с Германии за Вторую мировую войну. А проблемы с беженцами усиливают противоречия между странами ЕС. Польша с 7 июля возобновляет режим временного контроля на польско-немецкой и польско-литовской границах. По словам Дональда Туска, это должно «свести к минимуму неконтролируемые потоки мигрантов». Польский премьер недоволен тем, что немецкие пограничники возвращают в Польшу всех просителей убежища.

«Терпение Польши в этом вопросе на исходе, особенно после изменений, которые осложняют попытки выяснить, действительно ли возвращаемые в Польшу лица должны сюда попадать», — заявил Туск. Германия, очевидно, переправляет в Польшу и тех беженцев, что попали к ним с территории Италии через Швейцарию и Австрию или из Франции. Через «кордон террора» на польско-белорусской границе в Германию может проникать очень мало беженцев, но «возвращают» очень много. А скоро будет больше, действия Израиля увеличат их поток из Палестины и соседних стран. Пока Ближний Восток полыхает с новой силой, разгорается гражданская война в Судане — это еще плюс миллионы беженцев из Африки.
Можно бесконечно укреплять восточный фланг НАТО, продолжая не замечать, что основная угроза исходит не с фланга. Если бы европейские политики смотрели не только на восток, но и оглянулись вокруг себя, они задались бы рациональным вопросом: зачем России на таких проблемных нападать? В Париже в выходные прошли митинги за выход Франции из НАТО. По словам организаторов, французы вышли на улицы, чтобы защитить мир и потребовать освобождения страны от милитаристского бремени ЕС и НАТО.
Антивоенное движение против НАТО как зачинщика войн набирает популярность в Европе, несмотря на всю пропаганду страхов. Надо только подождать, пока политика в Европе сменится, и все эти бункеры станут бесполезным памятником дебилизма. Сложнее будет с минами — их труднее отыскать и выкопать, иначе они продолжат убивать.
Рекомендуем
