Меню

«Келлог нам не коллега»: политолог о не связанном с переговорами со Штатами помиловании

«Келлог нам не коллега»: политолог о не связанном с переговорами со Штатами помиловании
Фото: president.gov.by

На торжественном собрании к Дню Независимости Президент пояснил, что тема большой амнистии была исключена из повестки переговоров с Келлогом. Поэтому небольшие точечные помилования являются односторонним жестом доброй воли, а не результатом переговоров или давления.

Так, накануне Дня Независимости освобождены еще 16 белорусов, которые проходили по экстремистским статьям. Как и ранее, это люди, у которых есть малолетние дети либо хронические заболевания, а также женщины. Троим — больше 50 лет.

Известно, что помилованные раскаялись, соблюдали режим и дали подписку о соблюдении законодательства. Такая информация выдается в СМИ специально, чтобы оставшаяся в местах не столь отдаленных группа (от 600 до 1000 человек по схожим статьям) не выступала предметом торга или возможной политической сделки. Президент как бы говорит Келлогу и Ко: «Все они выйдут… но при определенных внутренних, а не внешних условиях». Первым и главным из которых является соблюдение закона нашей страны.  

Вместе с тем надо понимать, что вокруг темы заключенных со стороны Запада есть многолетняя двоякая тенденция. Это старая точка финансовых интересов, и многим выгодно, чтобы внутри оппозиции после отсидок возникало идейное непримиримое ядро по мотивам личной мести, на чем все остальные паразитируют. Поэтому белорусская оппозиция традиционно делится на «сидевших» и «несидевших». Но, с другой стороны, если Трампу нужна разрядка, как во время первого срока, то США очень легко устраняются от внутренних белорусских тем и признают нашу власть.

Поэтому в целом Беларуси, конечно, выгоднее контакты с Трампом, чем их срыв. Так что жесты доброй воли следуют не по прямой просьбе главы Белого дома или Келлога, а в общей логике разрядки — чтобы американская администрация «сохраняла лицо» и не имела яркого повода свернуть контакты с Минском. А вот оппозиция, наоборот, считает Трампа «плохим» и поддерживает Демпартию и их курс на свержение белорусской власти. Поэтому в рамках жестов доброй воли точно не будут реализованы шаги, которые каким-то образом совпадают с интересами Демпартии, типа допуска кого-то к выборам и их легализации в стране.

Еще надо заметить, что в отношении итогов переговоров с Келлогом Президент был весьма скептичен. Поскольку обсуждались в основном военные вопросы, это как раз то поле, где Трамп слаб и не может влиять ни на Зеленского, ни на ЕС, ни на Польшу с Литвой, ни даже на Израиль. Поэтому никаких гарантий разрядки в Восточной Европе ни Келлог, ни Трамп дать не могут. А значит, им нечего нам предложить: на словах все вроде бы за мир, но война тем временем идет. А вот если бы такая реальная возможность была, Минск бы пошел и на реальные уступки.

Кроме того, Президент Беларуси намекнул, что американцы после встречи с Келлогом уже не выполнили некоторые обещания, которые касались уехавших в Вильнюс и впоследствии давших пресс-конференцию. «Если Трамп скажет, Лукашенко выпустит всех», — это точно не посыл, с которым можно заходить в новый круг переговоров. Поэтому разговорчивых людей поправят, а белорусско-американский трек по теме заключенных можно считать закрытым: если США что-то или кого-то потребуют, они, наоборот, ничего и никого не получат.

Да и моральная позиция у Штатов, мягко говоря, слабовата. Когда Трамп отдает незаконные приказы о бомбардировке Ирана или закрывает глаза на действия Израиля в Газе и предлагает построить там курорт, а еще продолжает оказывать военную помощь Украине и Польше, которые совместно ведут войну против России — это не способствует росту авторитета США в третьих странах. Келлог в этом плане далеко не глупый человек, поэтому от темы амнистии сразу отошел и продолжил переговоры о другом. Такова его работа.

Но Келлог, нам, конечно, не коллега — это, скорее, человек-инструмент. И через него, как через оптический прибор, США смотрят на Лукашенко — представляет ли наша власть угрозу американским интересам и надо ли ее сносить завтра майданом. Потому что тонко Трамп работать не умеет — он развивает либо бурную деятельность, либо устраняется. Вот поэтому нам и надо, чтобы США «устранились», а не видели в нас точку, где возможна быстрая победа или есть угроза.

А вот центр в Вильнюсе хочет иного. Их задача, наоборот, влить в уши Трампу, что белорусская власть слаба, а оппозиция могуча, повелевает диаспорой, подпольем, вооруженными группами, белорусскими батальонами на Украине и что все это надо срочно профинансировать. Поэтому Минск, конечно, продолжит определенные мероприятия, чтобы все эти прекрасные люди не получили денег. Например, подсветка операции «Гарпун» — про то, что отдельные группы из числа «вильнюсских» решили заняться ядерным терроризмом. Конечно, Трампу такие инициативные кадры не нужны. Но пока он не дает им средств, деньги на поддержание штанов все равно выделяет Европа. И в этом плане нам выгоднее, чтобы в выборы 2029-2030 года мы зашли при трамповской власти в США, чем демократов, когда финансирование вырастет раз в 10. Хотя проблемы все равно будут, пусть и меньше.

переговоры

Так что это не американцы в лице Келлога советуют Батьке что делать, а он — им. На переговорах даже прозвучало: мол, будете вести такую политику, как сейчас, через полтора года проиграете выборы в конгресс, а потом — президентские. И мы еще увидим политзаключенных в США, а не в Беларуси.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59