Новые автолавки, скидки и доступность: как сегодня работает Белкоопсоюз

Белкоопсоюз — это система, значимость которой в экономическом потенциале страны трудно переоценить. Кооператоры обслуживают свыше 3 млн белорусов, преимущественно сельское население. За 2024 год совокупный объем деятельности превысил 3,5 млрд рублей. Потребительская кооперация объединяет 237 тысяч пайщиков и свыше 30 тысяч работников, сохраняет неизменными социально ориентированные ценности, реализует целый комплекс услуг в каждом регионе.
Доехать до каждого
Валообразующей для потребительской кооперации отраслью традиционно является торговля.
Мультиформатная сеть сегодня насчитывает свыше 4,1 тыс. магазинов, значительная часть которых (72%) ориентирована на обслуживание населения в сельской местности, – рассказывает Председатель Правления Инесса Короткевич.
— Там, где нет стационарных торговых объектов, 482 автомагазина ежедневно выходят на линию, чтобы доставить продукты питания и товары повседневного спроса. Они доезжают до самых отдаленных деревень, протяженность отдельных маршрутов превышает 170 км. Автомагазины обслуживают 13,8 тыс. сельских населенных пунктов, из них в 5,3 тыс. проживает не более 10
человек, — делится собеседница.

Для удобства жителей в протяженных деревнях автомагазин может делать по 3–4 остановки, поскольку не каждый пожилой человек в состоянии преодолеть большое расстояние, а в случае необходимости водитель поможет донести продукты до дома.
— Благодаря Указу Президента Беларуси №309 о поддержке организаций потребительской кооперации в 2024-м было приобретено 110 новых автомагазинов, в этом году планируется приобрести еще. Новые автомагазины соответствуют всем необходимым техническим, технологическим, санитарным нормам. Они оснащены системой спутникового мониторинга, а также современным холодильным и морозильным оборудованием. Выработанные подходы и беспрецедентные меры поддержки в рамках указа Главы государства реализованы впервые. И кооператоры понимают всю ответственность за оказанное доверие и сделают все для повышения эффективности работы и качества обслуживания населения, – подчеркивает Инесса Короткевич.
Кроме того, Белкоопсоюз взял на себя достаточно большую нагрузку по предоставлению социальных скидок на значимые товары первой необходимости социально уязвимым категориям граждан.
— Уже предоставлено скидок на сумму свыше 23,5 млн рублей. При этом удельный вес товарооборота организаций потребкооперации в товарообороте Беларуси составляет
только 2,4%. Белкоопсоюз также обеспечивает взаимодействие с белорусскими товаропроизводителями по продвижению продукции на потребительском рынке. Уверяю, приоритет в закупке отдан именно товарам отечественного производства, доля которых в реализации в собственной торговой сети составляет более 90%.
Белорусская кухня
Сегодня свои услуги жителям и гостям нашей страны предоставляют 715 кафе, ресторанов, баров, закусочных и других объектов общественного питания на 39,4 тыс. посадочных мест. В 2024 году в развитие материально-технической базы отрасли было направлено почти 4,5 млн рублей. Открыто
26 объектов общественного питания, отремонтировано – 58, приобретено 226 единиц технологического оборудования.

— Белкоопсоюз играет немаловажную роль в развитии гастрономического туризма. В целях популяризации национальной кухни в 172 объектах общественного питания в меню
отдельным разделом выделены блюда белорусской кухни, которые отражают самобытность
и кулинарные традиции страны.
Нелишние излишки
Для ведения закупок сельскохозяйственной, дикорастущей задействованы 740 приемозаготовительных пунктов и свыше 800 заготовителей. В сезон массовых заготовок, который
длится с мая по октябрь, привлекаются внештатные работники.
— В 2024 году заготовительные организации закупили у населения свыше 9 тыс. тонн картофеля, 25 тыс. тонн овощей, 21,4 тыс. тонн семечковых, более 1 тыс. тонн культурных ягод, 711 тонн дикорастущих плодов и ягод. За прошлый год общий объем закупок составил 534 млн рублей, населению за сданную продукцию выплачено 324 млн рублей.
Кроме того, Белкоопсоюз является одним из крупнейших заготовителей вторичных материальных ресурсов. За прошлый год было закуплено 407,1 тыс. тонн ВМ.

Высокие стандарты качества
Более 300 кооперативных предприятий выпускают свыше 3 тыс. наименований продукции. За 2024 год в целом объем производства промышленной продукции превысил 452 млн рублей, темп
роста составил 108,3%. При производстве пищевой продукции акцент сделан на продукты здорового питания с учетом спроса. За 2024 год произведено таких хлебобулочных изделий 219,4 тонны.
— Вместе с тем с целью отработки новых видов в прошлом году обновлена ассортиментная линейка выпускаемой продукции и внедрено более 443 наименований. Планомерно проводится работа по развитию материально-технической базы промышленной отрасли и модернизации производств.
Со слов Инессы Короткевич, на эти цели в 2024 году направлено более 16,7 млн рублей капитальных вложений.
— Приобретено и введено в эксплуатацию порядка 200 единиц современного энергосберегающего основного и вспомогательного оборудования, в том числе 2 хлебопекарные печи. Высокое качество продукции, которая выпускается кооперативными промышленными предприятиями,
подтверждает спрос не только со стороны покупателей, но и компетентное мнение профессионалов, о чем свидетельствуют многочисленные дипломы и награды.
География дружбы
По итогам работы за 2024 год объем экспорта составил 32,4 млн долларов США. География экспортных поставок насчитывает 10 зарубежных стран и 27 регионов России. Основу экспорта составляют пушнина, мясо КРС, кожевенный полуфабрикат, вторичное сырье, дикорастущая продукция, овощи и фрукты.
— Россия остается основным внешнеэкономическим партнером Белкоопсоюза, на долю которой приходится более 60% удельного веса в общем объеме зарубежных продаж. Активно развивается сотрудничество с Казахстаном. В число основных внешних рынков сбыта также входят Китай, Таиланд, Камбоджа, – резюмировала Инесса Короткевич.
Рекомендуем
