Страна и недра в надежных руках. В чем соль Беларуси?

Экономическая тема всегда томная: цифры, отчеты, показатели и прогнозы. Когда есть что и за что купить, все хорошо и понятно. Политика же интереснее читателю. Политика — это про отношения между людьми на уровне стран. А вот отношения между странами на основе цифр, отчетов, показателей и прогнозов… Это уже геополитика, которая определяет в том числе экономические цели. Так что, уважаемые читатели, какие бы мы конспирологические идеи ни строили, все примитивно — как идеология капитализма.
Сверхприбыль, деньги. И всем, кто до сих пор верит, что бенефициары кровавых перемен пекутся о ваших свободах и выступают против недемократической экспансии России, хочется сказать: это ложь. Они предлагают «демократическую» экспансию. Как? Готовы вбить погребальный гвоздь в экономику и промышленность.
Ах да! Чтобы получить поддержку местных аборигенов, вырастить троянского коня, племенам земель «Восточного партнерства» (нам с вами) предлагают заняться бизнесом. Чтобы вместо родины мы держались за капиталы, все госактивы надо продать, ибо в частных руках они эффективнее: мол, таковы законы экономики.
Но законы логики и исторического опыта — о другом. Богатые становятся богаче. Бедные — беднее. Бандиты — олигархами. И кстати, олигархату не до интересов родины. Не до экологической пользы, не до решения военно-политических задач. Им нужны гарантии. Ради этого они готовы пойти на любые переговоры. И быстренько сплавить якобы неэффективные неповоротливые госактивы.

В начале 90-х явно самым неповоротливым активом был «БелАЗ». Предлагали — в «карьер», а Старобинское месторождение — как котят — «в добрые руки». Хорошо, что страна оказалась в надежных руках лидера, у которого одно из самых крепких рукопожатий в Европе.
История вопроса: легендарная и реальная
Немного истории. Кароль Станислав Радзивилл по прозвищу Пане Коханку — один из самых ярких персонажей, про него ходит много легенд, и совсем непонятно, где правда, а где вымысел.
…Когда в Несвижском замке собрались гости (а дело было летом), в пылу кутежа пан пообещал, что утром все шляхтичи поедут на службу в костел на санях. Естественно, никто не принял это всерьез. Утром гости вышли во двор. И каково было их удивление, когда они увидели, что путь от ворот замка до костела усыпан солью. А в те времена соль стоила как золото. Такое ее количество, рассыпанное по дороге, приравнивалось к целому состоянию. По одной версии эту самую соль магнат отнял у крестьян, по другой — наоборот, разрешил забрать себе.
В общем, несладко было нашим предкам жить, это точно. Если не татары, то тевтоны. Если не шведы, то французы. А бывало, что и все вместе. Вот за все эти тонны пролитых слез — соленых людских слез — Бог и подарил нашим землям такие залежи калийной соли. Снова легенда. А реальность не менее «соленая». Но искать здесь перчинки не стоит.
На это лакомый сладенький госактив часто зарились владельцы газет и пароходов, сайтов и яхт. Отдал бы им все Лукашенко — не был бы ни последним диктатором Европы, ни героем лживого «Крестного батьки». Но он просто Батька. Поэтому держит до конца. А его за это и хотят свергнуть. Вот она, вся соль навязанных нам перемен!
Санкции и картинки забастовок у офиса нашей калийной компании — это тоже про желание обогатится за счет богатства белорусских недр. И продвижение представителей финансов в политику — из этой же оперы. Вернее, из этого «полонеза». Реквием по социально ориентированному государству.

8 млн тонн калийных удобрений рассчитывает экспортировать Беларусь в 2023 году
Не случилось, санкции не задавили. А как хотели убрать с рынка калийных удобрений белорусских калийщиков! И в этом тоже глубинные причины «революций сознания» и санкций ради торжества демократии. В 2022 году Литва объявила Беларуси транзитную войну, запретив доставку калийных удобрений через свою территорию. Ответные меры не заставили себя долго ждать. То, что принятое решение обернется для сопредельного государства колоссальными убытками, не было секретом.
Ущерб, нанесенный экономике Литвы после расторжения ею договора с «Беларуськалием», оценивали в несколько миллиардов евро. Точных цифр официальный Вильнюс, разумеется, не назовет. Безусловно, такая блокировка заставила белорусов искать альтернативные пути и оперативно перестраивать логистические цепочки для экспорта грузов. Но не насолили нам ни санкции, ни мировая конъюнктура. Беларусь уже перевезла через российские порты в 4 раза больше грузов, чем за такой же промежуток в прошлом. Речь о химических минеральных удобрениях, нефти и нефтепродуктах.
Тут точно не место легендам. Здесь реальная работа правительства. Все ответственные умело отреагировали. Президент постоянно держит всех в тонусе: «Обстановка и внешнеполитическая конъюнктура сегодня развиваются крайне динамично. Но, надо отдать должное, белорусская экономика продолжает работать и находить новые возможности в этих непростых условиях. Мы должны оперативно реагировать на все вызовы и гарантированно обеспечивать доставку экспортных грузов покупателям. Ключевой момент — скорость принятия решений».
До санкций ежегодно белорусские калийщики могли транспортировать по миллиону тонн калия в месяц. 12 млн — в год. Привычные маршруты закрыли.
Но с нынешнего года у нас снова есть такая возможность. Плечо подставили российские партнеры. Но плечо доставки стало длиннее, логистика — дороже. Первый вице-премьер сообщил, что в два-пять раз. Длина железнодорожного пути увеличилась в два раза. Но мы держим марку. Беларусь рассчитывает в 2023-м экспортировать 8 миллионов тонн калийных удобрений. Сложные вопросы логистики решены. Объемы продаж сохранены.
Теперь стоит задача снизить издержки на логистику. Ведь спотовая цена падает. Мировой рынок калия всегда напоминал американские горки. Два года назад из-за санкций в отношении белорусских калийщиков случилось длинное ценовое ралли. Тогда стоимость удобрений достигли 13-летнего максимума. Мол, с дистанции сошел серьезный игрок, «Беларускалий», и еще две российские компании.
Но не тут-то было! В Беларуси и России восстановлены объемы производства. Конкурентам с помощью санкций не удалось похоронить наших гигантов. Да и фермеры Европы сразу же закупились удобрениями впрок. Плюс компании Союзного государства оперативно переориентировались на новые рынки. Заняли нишу западных компаний. Вытеснить их можно было только понижением цены. Поэтому с мая этого года — ощутимое падение. По самым неутешительным прогнозам, следует ждать падения еще на треть. До 260–280 долларов за тонну. Но мы чувствуем себя уверено. Президент предвидел, какие давать поручения. Правительство — готовилось. Первый заместитель премьер-министра Беларуси отметил: «…По поручению Президента мы этим занимаемся уже с прошлого года, то есть мы ставим поставку объемов выше, чем цену. Тем более что производственная себестоимость «Беларуськалия» позволяет это. По оценкам, она вторая в мире, производственная себестоимость. И мы можем, в принципе, выдерживать конкуренцию по цене долгое время. Но вопрос логистики становится ключевым. Для того чтобы эффективно реализовывать удобрения, обеспечивать прибыльность производителю «Беларуськалия», а соответственно, платежи в бюджет, нам нужна оптимальная, эффективная логистика. Мы будем везти туда, где мы будем видеть минимальную стоимость. Вариации могут быть. Есть стабильные точки отгрузки, где мы понимаем объемы и стоимость. Есть изменяющиеся точки, которые конкурируют друг с другом за то, чтобы получить товар наш».

Экспорт через порт
Прежние объемы достигнуты. Теперь нужно отработать все варианты доставки калия до потребителя. И выбрать самый эффективный. Это, можно сказать, новый левел для правительства. Предложенные вариации Глава государства поручил доработать. Создание портовой инфраструктуры — среднесрочная перспектива. Только выгодно ли строить?
Жизненный цикл порта — 10–15 лет. С одной стороны: окупится ли? С другой стороны, национальный актив за рубежом — вопрос государственного имиджа. Но насколько при такой дорогой логистике мы готовы увеличивать инвестиционные риски? Надо считать «в моменте», как любит подчеркивать Николай Снопков.
Итак, стратегия выработана. А запасы наших недр позволяют переждать несладкие время на мировом рынке калия. Спрос ведь только будет расти.
Цена фьючерсов на пшеницу в США пошла вверх. Аномальная жара поднимает цену хлеба в Европе. В нервном напряжении продолжает держать и зерновая сделка. На мировом рынке продовольствие всегда ликвидно. А без удобрений сложно получить хорошие урожаи. Беларусь — третья в мире страна по запасам калийных руд. Так что мы можем подождать. Занимаясь, как того требует Президент, вдумчивой калькуляцией.

Вместо послесловия…
Все переживем. Потому как вся соль в том, что коллективный Лукашенко или, например, коллективный Турчин — это не для себя, это для страны.
Факты:
- В рамках Союзного государства Беларусь и Россия создают объединенную транспортную систему.
- Создание новых транспортно-логистических коридоров и использование российской портовой инфраструктуры белорусскими компаниями позволили также нарастить товарооборот с дружественными странами Азии, Ближнего Востока и Африки.