Меню

Литва потеряла премьера в битве за инвестиционные трофеи

Литва потеряла премьера в битве за инвестиционные трофеи
Фото: из архива АР,depositphotos.com, СК Беларуси

Пока всей Литвой искали беспилотник, пролетевший в небе над столицей, умудрились потерять своего премьера. Если быть точным, по материалам его обвинения, совесть он давно потерял, а сейчас лишился и должности. Премьер-министр Литвы Гинтаутас Палуцкас уходит в отставку с должности главы правительства и поста председателя Литовской социал-демократической партии после коррупционного скандала в его семье. Он бы добровольно не ушел, но это грозило развалом всей правящей коалиции.

Спикер литовского Сейма Сквернялис заявил, что Союз демократов «Во имя Литвы» откажется от участия в правительстве, если Палуцкас останется премьером. После того, как служба расследования финансовых преступлений установила, что компания жены брата освоила выделенные ей европейские субсидии через фирму Garnis, частично принадлежащую премьеру. Сам Палуцкас, комментируя отставку, все отрицает, но заявил, что не хочет, чтобы коалиция и правительство превращались в заложников скандалов. Об этом следовало подумать раньше, до того как налаживать семейный бизнес.

Но ради справедливости стоит отметить, что такая принципиальная позиция партнеров по коалиции могла быть связана не с прежними скандалами, а с прибылью, сулящей новому премьеру в будущем. Дело в том, что Комитет Сената США утвердил законопроект финансирования оборонного бюджета США на 2026 год на $852 миллиарда. Там, кроме прочего, по данным The Washington Post, есть миллиард для войны в Украине: «Общий проект «Долгосрочная военная поддержка Украины» включает в себя $800 млн, а еще $222 млн на нужды программы Baltic Security Initiative». Программа Baltic Security Initiative (Инициатива безопасности в Балтийском регионе) посвящена обороноспособности стран Балтии, но по словам посла Украины в США Оксаны Маркаровой, весь миллиард выделен на нужды Украины.

Еще предстоит рассмотрение документа всем составом Сената США, но думается, на такой мелочи, как 0,12% оборонного бюджета США, никто не станет экономить. Миллионы долларов, вероятно, поступят и в Литву на производство противопехотных мин и беспилотников для Украины. А фирма Garnis, продающая аккумуляторы, могла бы приносить семье премьера приличный доход, которого он лишится. Оборонные контракты, в отличие от евро-грантов, которые распилила семья премьера, можно спрятать за военной тайной от будущих финансовых расследований, но милитаристы-русофобы в Литве, как оказалось, не всегда готовы выступить единым фронтом, если вопрос касается больших по меркам Литвы денег.

Неудивительно, что нет теперь единства в правящей коалиции, когда запахло перед всеми личными доходами. Литовская экономика стонет, а более 95% всех прямых иностранных инвестиций в Литву приходится на страны Европейского Союза. Если они даже не идут мимо правительства сразу в бизнес, то ограничены условиями заключать контракты с европейскими поставщиками — там сложно что-то урвать, когда уже урвали другие. Другое дело — предстоящие большие оборонные расходы.

Еще в июне 2022 года группа литовских активистов за три дня собрала более пяти миллионов евро пожертвований на покупку ударного беспилотника «Байрактар» турецкого производства для украинских военных. Но дальше этот беспилотник с радаров литовских СМИ куда-то пропал. Турция заявила, что никто его не покупал, а куда ушли деньги — история умалчивает. Но сборы денег на оружие для Украины после того скандала никто не прекратил. В феврале этого года в Литве завершилась уже третья акция солидарности «Radarom!» для закупки беспилотников для Украины. Собрали снова более 5 млн евро; собранные средства якобы пошли на закупку беспилотников и средств борьбы с дронами литовского и украинского производств, но, как и в предыдущих сборах, след поставок растворился в мутной логистике, покрытой военной тайной.

На собранные за две предыдущие подобные акции в общей сложности 22,8 миллиона евро, согласно отчету, было закуплено 17 радаров, 69 антидронов, 4 спецмашины для мобильных радаров, 1 141 комплект обеспечения безопасности для военнослужащих, но куда это поступило — снова скрыто мраком секретности. Но это все пожертвования граждан, власти якобы ни при чем. Пресс-служба министерства обороны Литвы регулярно рапортует, как Литва инвестирует в оборонную промышленность Украины, закупая уже у Киева БПЛА для передачи ВСУ. Например, в марте этого года закупались дроны на сумму €20 млн, но когда и куда улетели эти дроны — кто теперь разберет.

Аудит оборонной промышленности Украины не проводил никто, но министр обороны Литвы Довиле Шакалене доверяет «высокому уровню украинской экспертизы», чтобы слить деньги министерства. Хоть кустарное производство экспериментальных образцов в Украине вряд ли может обеспечить «высокий уровень» самих дронов, а создать производственный конвейер не позволяют российские авиаудары. Как бы ни хотелось литовскому министерству обороны, украинская оборонка не станет «игроком мирового класса», потому что у страны нет своей промышленности. Есть лишь сборка из чужих комплектующих.

Донбасс, где была сосредоточена металлургия, вышел из состава Украины, а цеха даже ранее знаменитого своими автобусами на весь СССР завода ЛаЗ давно поросли травой. В Украине еще задолго до начала СВО завершали деиндустриализацию. Когда Зеленский, а потом его «слуги народа» говорили на выборах о «диджитализации Украины» — избиратели шутили, что переедут жить в смартфон. Была у них такая популистская программа реформ — «страна в смартфоне». Ну а в итоге «масштабные экономические реформы» компании Зеленского привели к тому, что все, что на бумаге и в проектах получалось хорошо, в жизни оказалось из рук вон плохо. Та же участь ждет и производство беспилотников в Украине в условиях войны.

Южный машиностроительный завод (Южмаш) в Днепропетровске, который в Советском Союзе специализировался на производстве ракетно-космической техники и другой наукоемкой продукции, с развалом плановой экономики СССР годами в независимой Украине превращался в полуразрушенную промзону. Даже если каким-то чудом смогут там восстановить подземные цеха и привлечь пенсионеров вернуться к станку, не нужно забывать, что подробные планы секретного объекта всесоюзного значения хранились в Москве. У росии знают куда и есть чем ударить по любому конвейерному военному производству в Украине.

Но еще с госпереворота на Майдане в 2014 году украинская власть лишь мечтала обладать неким «вундерваффе» (нем. Wunderwaffe — чудо оружие). Чего только не насочиняли за эти годы украинские кулибины в творческом союзе с чиновниками, выделявшими на все это деньги, но в итоге получалась «вундервафля». Потому что любая технология требует инженерных навыков, образования для понимания технологий и квалифицированного персонала. Не могут дикари построить самолет, хоть карго-культы были популярны были среди многих племен.

Все разработки «Укроборонпрома» превращались в освоение бюджетов, потому что на привлечение грамотных специалистов средств так и не нашлось. Руководят там до сих пор политические активисты, а не специалисты. Даже попытки сделать что-то более эффективное на базе существующих аналогов приводили к фотосессии на фоне образца и потом к неудачному запуску. Упавший в Минске украинский БПЛА, судя по количеству наклеек на корпусе, — один из таких образцов, что собрали из чужих комплектующих, но в итоге он сбился с курса и улетел не туда. Ну откуда им было знать, что даже минимальная толщина самоклеящейся пленки имеет значение в аэродинамике, особенно если что-то отклеится от перепада температур и завернется?

Вполне может оказаться, что над Вильнюсом, пугая местных милитаристов, пролетела тоже какая-нибудь украинская разработка, которую они запускали по Ленинградской области, и дрон гаражной сборки просто улетел не туда. Еще во времена президента Кучмы украинские ПВО могли угодить в подъезд жилого дома в Броварах. За годы управления в «Укроборонпроме» соросятами, которые научились делать грамотно лишь отчеты для спонсоров, точность украинских средств поражения еще больше пострадала. Потерявшие управление летательные аппараты потом болтаются в небе, пока их не собьют или не закончится топливо.

Из скупой информации, которой делятся литовские власти в СМИ, сложно понять: нашли они упавший дрон, наделавший столько шума, или нет. Точно известно лишь, что его не сбивали. Но одно из преимуществ не серийного, а кустарного производства в том, что можно использовать комплектующие из ранее упавших или сбитых БПЛА. Как раз это и несет риски, что вновь собьется навигация, и беспилотник улетит куда-то не туда. Главное, чтоб на голову он после перепрошивки не упал, а улетел куда подальше.

Если собрать воедино все презентации всякого рода «чуда-оружия», что только с начала российского СВО выдал «Укроборонпром», то линия боевого соприкосновения должна была быть где-то за Уралом. В Пентагоне понимают, что у Литвы, Эстонии или Латвии больше возможностей, чем в Украине, наладить серийное производство БПЛА, потому что туда не прилетает, и меньше опыта завышать показатели. Все $222 млн на нужды программы Baltic Security Initiative будут осваивать в Прибалтике.

В советское время в Прибалтике существовало несколько предприятий авиационной промышленности, но после распада СССР отрасли больше нет. Производство беспилотников в странах Балтии, о котором много говорят, нужно строить с нуля. У литовских инженеров тоже нет компетенций, а лишь чужие чертежи; придется ставить на руководящие должности того, кто умеет грамотно составить презентацию. Ну а так как в Эстонии нет даже производства автозапчастей, а у Литвы и Латвии есть хотя бы предприятия, занимающиеся обработкой металла, программу разделят эти две страны. Литва, которая уже якобы производит какие-то свои летательные аппараты, имеет шанс перетянуть программу на себя. Представьте, какой выпал шанс Литве освоить сразу $200 миллионов а не откусывать по чуть-чуть. Даже литовская социал-демократическая партия отреклась от своего лидера, чтобы сохранить пост министра обороны за Довиле Шакалене, которая станет не последней сошкиой в этом проекте. Союз демократов «Во имя Литвы» настаивал на том, что старое коалиционное соглашение не действует после скандала, вот и принято было решение «слить» Гинтаутаса Палуцкаса со всех постов, чтоб он унес с собой весь негатив. Соглашение подписано между партиями, повод разорвать его теперь отсутствует, можно выдвинуть лишь нового премьер-министра — по старой квоте снова из своих рядов.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59