Меню

Почему машины «скорой» называют каретой?

Почему машины «скорой» называют каретой?

Только представьте: до того, как машина скорой медицинской помощи приняла привычный для нас вид, она была и закрытой повозкой на конной тяге, и двухъярусным экипажем, и велосипедной повозкой, и транспортом на гусеницах, и грузовиком, и даже мотоциклом. Тем не менее, неизменным сохранилось ее название — «карета». Почему так произошло? Предлагаем разобраться.

Первая карета скорой помощи появилась 8 декабря 1881 года в Вене, столице Австрии. Несмотря на наличие множества клиник, во время пожара в Венской опере не удалось организовать доставку пострадавших, что привело к большому количеству жертв. В ответ на эту ситуацию доктор Яромир Мунди инициировал создание первого в мире добровольного спасательного общества.

Для перевозки пострадавших начали использовать различные виды гужевого транспорта — повозки, закрытые рессорные экипажи, тарантасы, дилижансы и пролетки. Все они получили общее название «карета».

Население в те годы обслуживалось земскими и семейными врачами, которые, как правило, работали на определенной территории. Обмен опытом и скорость реагирования на несчастные случаи или болезни оставляли желать лучшего. Доставку пострадавших осуществляли частные извозчики.

Однако с ростом промышленности в конце XIX века и увеличением численности населения в городах возникла необходимость в организации скорой помощи. Первым городом в Российской империи, где была создана служба скорой помощи, стала Варшава. Это произошло в начале 1880-х годов. Затем подобные службы были созданы в Риге, Вильно, Лодзи и Киеве.

Во время Первой мировой войны для транспортировки раненых использовался любой доступный транспорт — полугусеничные шасси, старые грузовики и даже лимузины. Кареты с красным крестом на борту образовывали длинные колонны и передвигались по дорогам. Можно только представить, какой ужас царил в этих неподходящих для перевозки раненых машинах.

В СССР первые кареты скорой помощи появились в середине 1920-х годов. Это были переоборудованные итальянские грузовики FIAT, закупленные на средства, полученные благодаря политике НЭПа. Первые такие автомобили были ненадежными — громоздкими, маломощными, трясущимися и холодными. Параллельно с итальянскими грузовиками в Москве использовались немецкие автомобили марки Mercedes.

Со временем советские инженеры не только перенимали зарубежный опыт, но и активно разрабатывали собственные решения для здравоохранения. Например, создавались внедорожные кареты, включая модели на гусеничном ходу, способные транспортировать больных в сложных климатических условиях.

Таким образом, название «карета» для машины скорой помощи осталось в русском языке из-за исторической традиции. С развитием технологий и переходом на автомобили, название сохранилось, несмотря на изменения в самом транспортном средстве. Это связано с тем, что термин «карета» стал ассоциироваться с медицинской помощью и службой экстренной помощи. Таким образом, даже современные автомобили скорой помощи продолжают носить это название, что отражает их исторические корни и традиции.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59