10°
Меню

За что польская партия «Право и справедливость» требует денег у немцев

Флаги Польши и Германии
Фото: из открытых интернет-источников, в качестве иллюстрации

Первый день сентября принес массу разноплановых и интересных новостей. Бывший премьер-министр Польши и лидер партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский, выступая на мемориальном мероприятии, посвященном началу Второй мировой войны, сделал свое очередное заявление по поводу возможности взыскания репараций с Германии за ущерб, нанесенный Речи Посполитой во время войны.

Поскольку этот вопрос польские политики ставят не впервые (первый раз проблема всплыла в 2005 году, ее озвучил трагически погибший в авиакатастрофе под Смоленском польский президент Лех Качиньский), хотя никаких официальных требований пока не предъявляли, мы можем рассмотреть историю вопроса и оценить шансы польской стороны на успех сего мероприятия.

Сами польские политики обосновывают право своей страны на репарации тем, что их страна и народ являются жертвами Второй мировой войны, которым в полном объёме не был возмещен ущерб. Германия еще в 2017 заявила, что вопрос с репарациями давно решен и пересмотру не подлежит.

 Википедия Потсдамская конференция
Потсдамская конференция

Впервые на международном уровне вопрос о репарациях был поставлен на Потсдамской конференции летом 1945 года, когда союзниками по антигитлеровской коалиции было решено, что в пользу Польши идет часть репарационных выплат, получаемых СССР от Германии. В 1953 году Польская Народная Республика добровольно отказалась от них, о чем заявила руководству ГДР, но решение об этом, по понятным причинам, принималось не в Варшаве и не в Берлине. Последнее обстоятельство в качестве основного аргумента сейчас и использует «Право и справедливость», заявляя о «непогашенных счетах» Германии со времен Второй мировой войны, а также о том, что решение о прекращении выплат были приняты правительствами несуществующих государств (ПНР и ГДР), намекая на ограниченный суверенитет социалистических Польши и ГДР.

Правительство Германии и европейские структуры считают, что вытянутый Варшавой за уши вопрос не имеет под собой никаких юридических и экономических обоснований, а значит, носит целиком политический подтекст.

Президент Польши Анджей Дуда
Президент Польши Анджей Дуда

Если вспомнить, в какие моменты недавней истории Польши поднималась проблема репараций, то становится заметным, что вытягивание на повестку дня давно решенной проблемы – не что иное, как стремление Ярослава Качиньского и «Права и справедливости» лишний раз пропиарить свою партию в попытке приобрести новых сторонников. Например, летом 2017 года, когда президент Польши Анджей Дуда наложил вето на законопроект о судебной реформе тогда правящей «Права и справедливости, Ярослав Качиньский, компенсируя это поражение, решил отыграться на Германии, поставив вопрос о репарациях. Германия и европейские структуры потуги поляков тогда проигнорировали, чего и следовало ожидать.

Через год с лишним в Польше пройдут очередные парламентские выборы, и «Право и справедливость» снова извлекла на свет Божий свою придуманную проблему, утверждая, что 1,3 триллиона евро – для Германии вполне посильная сумма, тем более что она будет выплачиваться десятилетиями. Тогда, почему бы Берлину хотя бы не намекнуть, что там готовы принять вопрос на рассмотрение? Тогда уж точно «Праву и справедливости» не будет светить место в оппозиции. Так старая тема в очередной раз становится инструментом внутренней политики.

Лидер партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский
Лидер партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский

В самой Польше руководители правовых институтов считают, в отличие от руководства «Права и справедливости», что отказ ПНР в 1953 году от дальнейшего взыскания репараций имеет юридическую силу, но, видимо, на случай победы партии Качиньского на очередных парламентских выборах, делают оговорку о необходимости «провести дальнейший анализ, чтобы найти эффективный способ выдвинуть требования о репарациях».

Германия этот вопрос давно считает закрытым, а немецкие юристы, — дело о репарациях, если оно будет рассматриваться в Европейском Суде, станет заведомо бесперспективным, приводя в качестве решающего аргумента «Договор 2+4» от 12 сентября 1990 года, регулирующий отношения единой Германии с СССР, Великобританией, Францией и США. А с другой стороны, юристы говорят, что раз до сих пор действуют другие договоры, заключенные ПНР с ГДР и ФРГ, то почему сюда не относится договор об отказе от репараций 1953 года?

Германия только пополняет общеевропейский бюджет
Германия постоянно пополняет общеевропейский бюджет

Германские политики также выступают против претензий «Права и справедливости», но свои аргументы связывают с современностью: Польша получает из бюджета Евросоюза ежегодно дотаций почти на 16 миллиардов евро, а Германия только пополняет общеевропейский бюджет. Так, какие могут быть еще 1,3 триллиона евро репараций? «Имейте совесть, панове! — так и хотят сказать немецкие политики, как близкие, так и далекие от финансов, — финансовую, политическую и моральную ответственность за Вторую мировую войну Германия уже понесла. И вопрос этот уже давно закрыт».

Учитывая накатывающиеся на Польшу экономические проблемы и неспособности правящей партии их разрешить, ничего другого, кроме «Дайте денег!», в «Праве и справедливости» сказать не могут.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59