Меню

Худая и еще худее. Когда красота становится чересчур страшной силой

Фото: автора и из открытых источников в качестве иллюстрации

В каждой развитой стране анорексией болеет до 3% женского населения.

…Полине 24 года. Месяц назад она попала в РНПЦ психического здоровья с диагнозом «атипичная анорексия». При росте 173 см девушка весила 50 килограммов. Признается: экстремально низкий вес преследовал еще со школьной скамьи, только раньше не обращала на это внимания. Решать проблему начала после того, как всерьез задумалась о своем здоровье.

— У меня было довольно сложное детство. Мама была психически нездоровой, часто сильно избивала меня. Например, если я отрезала кусок хлеба чуть больше, чем ей казалось. Со временем я могла есть где угодно, но только не дома. Сначала не придавала значения этому. Лишь с возрастом, когда начала подрастать, поняла, что это неправильно. Обратилась к психологу, который перенаправил к психотерапевту. Врач назначил специальные препараты, но они не помогли. Похудела еще сильнее — примерно на 5–6 килограммов. После этого меня положили в стационар,— рассказала девушка.

Впечатляет также история 14-летней (!) Виолетты (имя девушки изменено). С анорексией она столкнулась полгода назад. Из-за высокой нагрузки в школе и в художественной школе девочка начала таять на глазах. При росте 156 она весила 38 килограммов. Признается: слабость была настолько сильной, что выполнять повседневные дела попросту не могла. К тому же, пропал аппетит к любимой еде. К врачу привела мама, но помощи специалиста было недостаточно. Поэтому девочку перенаправили в Новинки, где она лежит под наблюдением врачей уже почти три месяца.

Разрушая тело и душу

Таких историй, к сожалению, много. Пугает лишь одно: анорексия — единственное психическое заболевание, которое приводит к летальному исходу. Шанс умереть равен 20%. Вовремя нажать стоп-кран помогают врачи, а также признание самих пациентов наличия проблемы и их желание выздороветь.

Заведующая 10-м психиатрическим отделением, в том числе для лечения больных нервной анорексией, РНПЦ психического здоровья Светлана Мельгуй рассказывает:

— Нервная анорексия — это не только сознательный отказ от еды, это отказ от большинства жизненных удовольствий и ценностей. Он не похож на голод во время войны, когда люди, несмотря на нехватку еды, находили способы выжить. В случае нервной анорексии, при изобилии пищи люди сознательно себя ограничивают в питании.

анорексия

Существует три группы факторов, почему люди заболевают этим недугом: биологические, социальные и психологические. Первые подразумевают наследственную предрасположенность к расстройствам пищевого поведения, равно как и к зависимостям (алкогольной, наркотической, игровой, эмоциональной и психической). Могут влиять также социальные факторы, когда в обществе уделяют повышенное внимание внешнему виду, в частности, когда речь идет про определенные профессии. Раньше такие требования были характерны для узкого круга, например, балерин. Сейчас же они распространяются на все большее количество профессий.

У девушек от 15 до 20 лет в 12 раз больше риска умереть от анорексии, чем от чего-либо другого.

Влияет также то, в каких условиях растет человек: в полной или неполной семье, какие в его окружении ценности.      

Пациентки с расстройствами пищевого поведения изнуряют себя не только ограничением в питании, но и чрезмерными физическими нагрузками, например, в тренажерных залах. Также это может быть прием слабительных и мочегонных препаратов, биологически активных добавок. Некоторые вызывают рвоту после еды.

— Со временем организм привыкает к препаратам и перестает реагировать на маленькие дозы слабительных и мочегонных, поэтому они увеличивают дозировку. К сожалению, в аптеках свободно продаются слабительные, и некоторые пациентки покупают и принимают их длительно,обращает внимание на проблему врач.

Средний возраст — 18 лет

Диагноз расстройства пищевого поведения устанавливается только врачом психиатром-наркологом. Очень часто анорексия сопровождается другими психическими расстройствами, такими как депрессия, тревога, расстройства личности, обсессивно-компульсивное расстройство. Но не стоит отчаиваться — это заболевание можно вылечить.

анорексия

На лечение в РНПЦ попадают по-разному. Иногда пациентов приводят родственники, а иногда больные обращаются сами. Некоторые принимают свой диагноз, а другие отрицают и всеми силами сопротивляются лечению. Но, даже если пациенты соглашаются на лечение, в глубине души некоторые из них могут сопротивляться изменениям. И здесь очень важно врачу найти правильный подход к больному.

— Мы стремимся, чтобы у пациентки было не только согласие на лечение, но и мотивация. В этом случае лечение будет более эффективным, заостряет внимание Светлана Мельгуй.

В отделении 50 коек. Они предназначены для оказания психиатрической помощи пациенткам с поведенческими расстройствами и расстройствами настроения, среди них есть койки и для людей с расстройствами пищевого поведения. Максимальное количество пациенток с расстройствами пищевого поведения, которые находились в отделении, — 33 человека.

Пациентки с расстройствами пищевого поведения госпитализируются в любом возрасте, есть даже девочки 13–14 лет.

В РНПЦ психического здоровья помощь оказывают пациентам из разных уголков Беларуси.

Важен комплексный подход

Нервная анорексия — это не просто болезнь, которая затрагивает только пищевые привычки. Она поражает все тело человека: от желудочно-кишечного тракта, который не работает должным образом, до кожи, волос, костей и зубов. Сердце, репродуктивная система — все страдает.

Лечение анорексии комплексное и направлено на восстановление пищевого статуса, устранение осложнений, вызванных нарушением питания, и лечение имеющихся психических нарушений. В зависимости от состояния, применяется медикаментозная терапия (транквилизаторы, антидепрессанты, нейролептики в адекватных дозах). Также может быть прописана физиотерапия. Кроме того, с каждым проводят психотерапевтические занятия, во время которых врачи определяют, есть ли прогресс в лечении или же почему пациентки не набирают вес. Возможно, есть медицинские причины или, возможно, они прячут еду. Все эти нюансы становятся предметом для работы в психотерапевтическом процессе.

Продолжительность лечения индивидуальна, но оптимальный вариант — 2,5–3,5 месяца.

Анорексия — не просто отказ от пищи. Это отказ от жизни, своих мечтаний и возможностей.

Светлана Мельгуй

Во время лечения пациенты получают обычный рацион питания, такой же, как у других пациентов, например, с шизофренией или алкогольной зависимостью.

По словам Светланы Мельгуй, каждый случай уникален и тяжел по-своему.

— Если пациент говорит, что его рацион — это сок половины огурца и кусочек шоколада, это страшно. Особенно, когда к этому прибегают совсем маленькие девочки. Именно в эти моменты мы понимаем, насколько глубоко заходит болезнь. В моей практике был случай, когда 11-летняя девочка пыталась похудеть. Были случаи, когда в РНПЦ приносили девушек на руках. Они были настолько истощены, что не могли самостоятельно передвигаться. Они не могли сесть, встать, повернуться. И после длительного лечения, как стационарного, так и амбулаторного, они возвращались к нормальной жизни, создавали семьи, рожали детей. Эти истории дают мне опору в профессиональной деятельности. Они помогают мне продолжать работать с этой сложной проблемой и верить, что мы делаем все правильно, — резюмировала доктор.  

Подписывайтесь на Минскую правду в Telegram
Только самое актуальное, важное и интересное!
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59