Меню

На слуцком «Крановом заводе» знают, как предприятию купить подъемный кран за миллион рублей

Фото: автора

ОАО «Крановый завод» — одно из старейших в Слуцке. Начало его истории пришлось на 1930 год, когда при Слуцкой машинно-тракторной станции была открыта ремонтная мастерская…

Уже в новейшую свою историю (2012 г.) завод вошел в состав машиностроительного холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ», превратившись в один из самых ценных активов «фамильного серебра» Слуцка. Крановый — завод единичного производства, таких на всю Беларусь всего три. Что касается завода в Слуцке, то ассортимент выпускаемой грузоподъемной продукции запредельно богат и разнообразен. Это мостовые, козловые, полукозловые и консольные краны, всевозможные траверсы, а также грузовые тележки, стропы, различные металлоконструкции.

— Все, что связано со сварными металлоконструкциями, — наш профиль, — говорит директор предприятия Николай Антипов. — Тем не менее основным нашим направлением является все же грузоподъемное оборудование, на это заточены и оборудование завода, и квалификация его специалистов. У нас мощное конструкторско-технологическое бюро, в котором трудятся около 40 человек, способных разработать любую конструкцию по техзаданию самого взыскательного заказчика. Вся продукция сертифицирована и имеет необходимую разрешительную документацию, действующую на территории Беларуси и ЕАЭС.

Кранов много не бывает

Несмотря на то что мостовой (козловой и пр.) кран — изделие довольно специфическое, как, собственно, любой другой подъемный механизм, потребность в нем испытывают практически все предприятия страны. Кто от раза к разу, а кто и постоянно.

При этом рассчитать объем рынка грузоподъемного оборудования по стране достаточно легко за счет того, что в Беларуси все краны грузоподъемностью 10 тонн и выше стоят на учете в Госпромнадзоре, так как относятся к особо опасному оборудованию. Всего в надзорном ведомстве числятся 5100 мостовых и 1100 козловых кранов.

А количество кранов, не стоящих на учете (грузоподъемностью менее 10 тонн), в несколько раз больше.

Кроме того, по словам Николая Степановича, при расчетах объема рынка следует учитывать и то обстоятельство, что большая часть белорусских предприятий, особенно из состава холдингов, мелкие подвесные краны (грузоподъемностью менее 10 тонн), как правило, производят для себя самостоятельно.

Как бы то ни было, но из 5100 козловых кранов, по данным того же Госпромнадзора, на сегодня более 85% (более 4300 ед.) требуют принудительной замены, ввиду выработки ими всех своих нормативных сроков.

— Да, существуют определенные алгоритмы, при которых допускается проверка и последующее переосвидетельствование крана с целью продления срока его эксплуатации. Но стоит эта процедура дорого, и бесконечно такое переосвидетельствование продолжаться не может.

Также для подобной техники созданы специальные регламенты — обслуживания и проверки. Когда подходит очередной регламент, кран обследуется на работоспособность, после чего выдается заключение на определенное количество лет. Обычно продлевают на три года. А когда кран подходит к «опасной» черте, разрешение дают лишь на год. Это и есть «красная черта» для крана, менять его необходимо в обязательном порядке. Данное правило, кстати, выступает и в качестве дополнительного экономического стимула; выбор очевиден: либо каждый год тратить деньги на очередное продление разрешения старого крана, либо потратиться на новый. И все это лишь часть общей проблемы, так как мы пока говорим лишь о мостовых кранах. Ситуация с козловыми кранами в стране еще хуже; здесь принудительной замены требует 90% оборудования, так как выработало все свои эксплуатационные и амортизационные сроки (срок службы крана обычно не превышает 20-25 лет). Для понимания: сегодня, к примеру, завод меняет заказчикам краны, которые были произведены еще в 50-е годы времен СССР. То есть 70 лет назад! Понятно, что дальше ситуация будет только обостряться.

Усугубляет общую картину с грузоподъемным оборудованием и следующий фактор: загруженность многих предприятий в стране за последние несколько лет сильно возросла и сравнялась по сути с советскими временами. А большая нагрузка — это еще и больший износ, который также, по логике, должен подталкивать руководителей предприятий к замене оборудования.

Цена вопроса

И возникает закономерный вопрос: как так получилось, что с одной стороны в стране необходимо за ближайшие восемь-десять лет заменить порядка 4000 кранов, а с другой — темпы обновления кранового оборудования оставляют желать лучшего?

Дело в том, что кран стоит довольно дорого. К примеру, на сегодня цена самого востребованного на предприятиях Беларуси 20-тонного двухбалочного мостового крана — 600-800 тысяч рублей. А цена крана большей грузоподъемности — больше миллиона. В целом же (если исходить из средних показателей), с учетом пролета, комплектации и грузоподъемности крана его итоговая стоимость может достигать 1,5-2 млн рублей. Это очень много. Не каждый руководитель предприятия даже при наличии средств решится на такие траты. Да, кран покупается минимум на 25 лет, и все же… Большинство предприятий оборотных средств в таких объемах и близко не имеют. То есть повторяется классическая ситуация, когда наши возможности не совпадают с нашими желаниями.

При этом, как считает директор завода, большинство его коллег по всей Беларуси, безусловно, хотели бы заменить свое крановое оборудование.

— Поэтому мы и пытаемся найти различные варианты, которые бы позволили всем желающим приобрести нашу продукцию. В первую очередь, за счет привлечения лизинговых компаний, способных предложить более оптимальные условия кредитования.

А недавно достаточно интересное мнение было озвучено и Минэкономики. С учетом остроты назревшей проблемы, оно предложило создать целевой фонд под закупку кранового оборудования. В настоящее время рассчитывается объем предполагаемого фонда с учетом всех предприятий, нуждающихся в замене кранов; своего рода «список Госпромнадзора».

Все это уже начало приносить свои плоды. Не случайно за последние несколько лет ОАО «Крановый завод» заметно почувствовал рост покупательской активности; многие белорусские производители создали комплексные программы модернизации собственного оборудования, в которых, в том числе, расписаны и задачи по замене грузоподъемного оборудования. В финансах это выразилось следующим образом: в 2020-м, еще каких-то 4 года назад, в Слуцке выпустили крановой продукции на 8 млн рублей, а в этом году собираются выпустить… на 47 млн! То есть объем производства вырос почти в 6 раз! А говорить про количество кранов будет не совсем корректно. Слишком значительно увеличилась их грузоподъемность. На заводе стали больше производить именно больших, массивных кранов. И если ранее таковых было обычно один-два в год, то в прошлом году их сделали восемь. В следующем году планируется еще больше.

Вообще же, невозможно на словах показать, насколько масштаб кранов изменился. Только попробуйте представить мостовой кран с длиной балок 64 метра (ширина футбольного стадиона) и высотой более 25 метров, который плавно и легко несет на себе 24-тонные комбайны, и они при этом даже не раскачиваются…

Возможности безграничны

Когда-то ОАО «Крановый завод» занимался выпуском небольших талей и кранов грузоподъемностью до 10 тонн. Несколько лет назад на заводе реализован крупный инвестиционный проект, в результате которого предприятие обзавелось новым цехом с современным оборудованием. Здесь разместился листогибочный станок, гильотина, дробеметный барабан для подготовки поверхностей к сварке, сварочный комплекс для балок и многое другое. Все это технологическое богатство позволило в итоге производить краны мостового типа с запредельной для страны грузоподъемностью до 240 тонн. Хотя, почему мы говорим для страны? Ведь подобное производство уникально и в мировом масштабе; лишь единичные мировые гранды производят столь мощное оборудование.

Работает завод со всеми отраслями белорусской (и не только) промышленности. Среди его постоянных клиентов — МТЗ, «Гомсельмаш», «Беларуськалий», РМЗ, «БЕЛАЗ» и многие другие знаковые предприятия Беларуси. К примеру, одна из самых больших последних поставок была осуществлена на МАЗе, который заканчивает строительство корпуса по производству автобусов; сюда были поставлены 22 крана, монтаж которых заканчивается в настоящее время.

А для «Гомсельмаша» был изготовлен кран грузоподъемностью 32 тонны.

— Кран гомельчанам был нужен для погрузки комбайнов. Многие годы они обходились 20-тонниками. Но комбайны за последнее время тоже получили большую мощность и большую производительность; соразмерно увеличился и их вес — до 24 тонн. Такой 20-тонным не поднять. При этом следует учитывать, что мостовые и козловые краны уже давно перестали быть серийной продукцией. Каждый из них очень индивидуален, в каждом реализован целый букет личных пожеланий заказчика — от систем управления до комфортабельной кабины машиниста крана. При этом, после вхождения завода в «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ», именно «БЕЛАЗ» стал главным покупателем его продукции.

Почти полностью свой

Сегодня слуцкие краны можно назвать отечественной продукцией на 85%. Из импорта в них осталось немного, разве что турецкие редукторы. Но, как сказал Николай Антипов, завод в настоящее время ведет разработку тали собственной конструкции, которая в будущем должна будет частично заменить импортные, достаточно дорогие, изделия. Упор сделан на локализацию производства. Все, что нужно для создания грузоподъемного оборудования, отвечающего последним запросам рынка, желательно изготавливать в одном месте.

— При этом мы не собираемся полностью отказываться от импортных комплектующих. Будем предлагать клиенту варианты: что он пожелает, то и установим на заказанное им оборудование. Конечно, своим правом выбора заказчики пользуются и сейчас.

А как же экспорт?

Главный, приоритетный рынок для ОАО «Крановый завод» — внутренний, испытывающий огромные потребности в новых мостовых и козловых кранах.

— В конце концов, — говорит Николай Степанович, — наше предприятие не столько экспортоориентированное, сколько импортозамещающее. Мы поставляем краны отечественным предприятиям взамен изношенного импортного оборудования. Экспортировать же наши изделия весьма накладно: они не только очень большие, но еще и очень тяжелые. Вес иных кранов может достигать 200 тонн. Чтобы отправить такой заказчику, потребуется полтора-два десятка автопоездов, а еще может потребоваться спецсопровождение. Такая транспортировка может съесть всю прибыль. Не случайно заводы кранового оборудования, которых в Российской Федерации около четырех десятков, расположены регионально. Тем не менее от экспорта мы не отказываемся и постепенно его наращиваем. В прошлом году мы поставили большой козловой кран в г. Алексин (под Тулой) в АО «Алексинстройконструкция», в этом — отгрузили три больших крана в г. Кемерово, в мультибрендовый центр «БЕЛАЗ-24». Более мелкие краны делали для Красноярска, Абакана. По причине логистики возникла необходимость в разборных кранах, чтобы вписать в габариты тягачей.

Молодо не зелено

Сегодня на крановом заводе работают около 300 человек. При этом в системе Минпрома оно самое молодое; средний возраст работников — 38 лет, 42% моложе 31 года. Немало среди трудящихся вчерашних выпускников колледжей и вузов, которые через полгода-год уходят в армию. После демобилизации из 20 человек на предприятие возвращается 2—3. И это хороший показатель. Что касается выпускников вузов, то соответствующих специалистов для предприятия готовит лишь кафедра «Транспортные и технологические машины» Белорусско-российского университета в Могилеве (конструкторов, технологов, электриков, с которыми завод тесно сотрудничает). Для закрепления специалистов руководство завода планирует построить за счет предприятия около 30 арендных квартир с правом выкупа по остаточной стоимости через 15 лет.

***

Также поступательное обновление включит закупку до 15 единиц полуавтоматических станков, за счет работы которых улучшится качество обработки металла и уменьшится объем кооперации. Развитие ОАО «Крановый завод» — это одновременно и развитие города, и всего Слуцкого района. Чем лучше живет предприятие, тем сильнее будет и весь регион.

223610, Республика Беларусь, Минская обл.,

г. Слуцк, ул. Ленина, 27, корпус 1

Телефон/факс (приемная):

+37517955-24-46

craneplant.com

УНП 600154185

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59