Как нам обустроить Евразию: размышления Азарёнка об идеях вермонтского отшельника

В конце существования СССР вышла культовая статья Александра Исаевича Солженицына «Как нам обустроить Россию». Вермонтский отшельник, нобелевский страдалец, пастырь американского леса и велеречивый духовидец думал об Отечестве, что заблудилось без него в трёх соснах. И поучал, поучал, поучал. Есть там и много правильных мыслей о сохранении народа, возрождении нравственности и традиций, но главный тезис не об этом.
Главное, что предлагал бородатый мудрец — отбросить Империю, уйти с Востока, оставить Евразию за бортом, и создать «Славянский союз» из России, Украины, Беларуси. Дело в том, что тогда ещё разделение этих государств выглядело некой нелепицей. Через несколько лет коммунистические выкресты, продавшие всё и вся элитки решили дело ещё круче — даже славянские государства разделили, все разошлись по своим квартирам, все разбежались, и каждый своим путём двинул в Европу. До сих пор вот мы кровью умываемся на этом пути.
Но время показало, что не всё видится «на расстоянии». И что русские цари, а затем генсеки, были не идиотами, когда стремились на Восток, в Азию, когда вели длинную и тяжёлую «большую игру» с англичанами за эти пространства. При этом Россия никогда не выступала как метрополия, как колонизатор, как угнетатель, как поработитель. Племена и народы входили в Империю на равных, сохраняли свой быт и уклад, а элиты вовлекались, становились «федеральной» знатью, служили большому Отечеству.
Мудрая борода тогда промолчала, что если Россия откуда-то уходит, то туда сразу же кто-то приходит. И вот окучивать государства Центральной Азии и Кавказа пришли все кому не лень — французы, англичане, турки, китайцы. Начались кавказские войны, начались гражданские войны, всплыли, взорвались все тысячелетние обиды и распри, обнажились ножи. Как-то не подумалось об этом вермонтскому скитальцу за завтраком.
Александр Лукашенко — человек союза. Он помнит великую державу, без которой не решался ни один вопрос в мире. Он помнит и ту дружбу народов, которая реально была в советском государстве. Он помнит тот дух единения, который пробудился в годы великой войны. И когда какая-то гадина говорит, что «Азия — гири на наших ногах», я хочу спросить — а куда наши женщины отправились в эвакуацию, кто их принял в своих домах, эти самые гири, сволочь ты эдакая? И нет ответа.

В Минске состоялся межправсовет Евразийского экономического союза. Премьеры прибыли к нам в гости. И мы произнесли тютчевское: «вы здесь не гости, вы свои».
Перед этими конкретными, деловыми, мудрыми, мощными людьми Батька поставил ряд конкретных вопросов.
1. Новая индустриализация. Не можно дальше существовать в рамках сырьевых экономик. Проиграем конкуренцию.
2. Политическое единство. Нас нигде и никто не ждёт. Никто не даст нам избавленья. Никто не решит наших вопросов за нас. Если какая-нибудь элита того или иного государства завела счета в лондонских банках — это только удавка на её шее, но не гарантия никакого суверенитета.
3. Вызовы цифровой экономики. Одна отдельная страна не решит проблемы технологического суверенитета. А вместе — с опорой на Россию — можем потягаться.
Много чего обсуждалось. За круглым столом в Минске ребром стоял вопрос — как нам обустроить Евразию.
И мне было понятно одно — не прав был вермонтский учитель. Судьбою, географией, жизнью самой нам продиктовано — всем вместе быть.
Автор: Григорий Азарёнок
Рекомендуем
