Партийный парадокс Латвии: смена власти или смена названий?
Демократия, оно — да! Величайшее достижение человечества, как некоторые считают. А демократия — что? Это, во-первых, СМЕНЯЕМОСТЬ ВЛАСТИ. Во-вторых… Достаточно и первого! Сменяемость и всё! Главное — регулярно сменять!
А знаете, сколько в Латвии партий?
Вот вам краткий список:
Всё для Латвии!
Гражданский союз
Движение за национальную независимость Латвии
Даугавпилсская городская партия
Демократическая партия «Саймниекс»
За родной язык!
Латвийская первая партия
Латвийский путь
Латвийская социал-демократическая партия
Народная партия
Народный фронт Латвии
Новое время
Новый центр
Общество за другую политику
Отечеству и свободе/ДННЛ
Партия демократического центра
Партия народного согласия
Партия реформ
Партия труда
Равноправие
Русская партия
Социал-демократическая партия
Атмода
Дзимтене
Едины за Латвию
Латвии и Вентспилсу
Латвийская социал-демократическая рабочая партия
Латгальская партия
Лиепайская партия
Наследие Отечества
Объединение регионов Латвии
Объединение политических партий
Латвийские националисты
Партии латвийского возрождения»
Земля Мары
От сердца — Латвии
Прогрессивные
Рост
Социалистическая партия Латвии
Христианско-демократический союз
Честь служить Риге
Социал-демократическая партия Согласие
Согласие
Новая консервативная партия
Для развития/За!
Национальное объединение
Кому принадлежит страна?
Зелёные
Крестьяне
Союз зелёных и крестьян
Единство
Стабильности!

На два латыша — три партии
Ой! Это только партии, которые я нагуглил с первого запроса. А вообще этих партий много больше. Иные доселе действующие, иные — в Регистре, но как бы «спящие», иные в стадии закрытия, иные в стадии организации. Где два латыша — там три партии (латышская народная поговорка).
Прикольно, что «бренды» в виде товарного знака партий в Латвии включают в себя и знаки препинания типа «!» и «?». «Всё для Латвии!» и «Стабильности!» — с восклицательным, а «Кому принадлежит страна?» — с вопросительным знаком. Убери/поменяй знаки с восклицательного на вопросительный, например, «Всё для Латвии?» и «Стабильности?» и легко можешь зарегистрировать новую партию.
Кто все эти люди? Да в принципе одни и те же. Ну как бы расплевались партийные лидеры одной партии между собой, денег не поделили, на следующие выборы выходят уже в двух разных партиях (организованных в промежутке). В Латвии замутить новую партию — как за сарай по нужде сбегать… Одна называется «Всё для Латвии!» с восклицательным, вторая «Всё для Латвии?» с вопросительным знаком. Две уже разные партии.

Это я слегка утрирую, но по сути — так. А есть ещё так: была партия «Единство», там опять кто-то с кем-то чего-то не поделил. И вот образуется к следующим выборам ещё одна партия под названием «Новое единство». И так далее. В латышском языке уже заканчиваются слова для названия новых партий.
А зачем вообще сменять власть?
Вот это — глубоко философский вопрос. Этот вопрос в нынешнем мире задавать даже неприлично. Ну типа, как же? СМЕНЯЕМОСТЬ ВЛАСТИ — это аксиома! Как у Евклида есть аксиома, что две параллельные прямые не пересекаются. Поставь её под сомнение — и геометрия рухнет, а вместе с нею — весь мир…
Однако, был такой русский учёный Николай Иванович Лобачевский, который таки поставил её под сомнение и создал 200 лет назад свою нелинейную Геометрию Лобачевского, где параллельные прямые могут пересекаться. Тогда научное сообщество сочло его сумасшедшим, а сейчас на его нелинейной геометрии работает всё, от космологии до квантовой механики.

Так вот, давайте я, подобно Лобаческому, поставлю под сомнение аксиому о необходимости регулярной смены власти. Начнём с простого.
Вот предположим, у вас есть жена (женщины могут предположить, что у них есть муж). Вы её (его) выбрали методом проб и ошибок и зажили душа в душу. Нравится он (она вам) — просто ура. Но через четыре года (пять, шесть, как там по Закону положено) к вам приходит некая Избирательная Комиссия и объявляет: первый срок вашего брака закончился, брак расторгается, вот вам пяток (или как у латышей — полсотни) новых кандидатов. Выбирайте…
Если предыдущая «каденция» вашей жены (мужа) вам понравилась, вы, естественно, выбираете прежнего партнёра. Но ещё через «каденцию» к вам подваливает эта Комиссия и сообщает, что в соответствии с Конституцией вы уже не можете выбрать своего любезного на третий срок. Не положено!
Вы: как же так? Он — хороший, годный! Зачем его (её) менять? А вам строго: СМЕНЯЕМОСТЬ ВЛАСТИ — аксиома, с нею не спорят! Меняй!
А если по делу?
Ну ладно, семейные браки — заключаются на небесах. Вернёмся на землю, в наш капитализм, где про деньги. Положим, есть толковый директор фирмы. При нём компания развивается, зарплаты платят без задержек, премии бывают, повышения, директор рулит… И опять, приходит Строгая Комиссия и требует СМЕНЯЕМОСТИ.
Вы ей так: это, до него были директора такие м…даки, что чуть не пустили компанию по ветру. А этот — толковый, всё наладил, мы не хотим его менять! А вам: меняйте, поскольку это — АКСИОМА! Вот как раз у нас в качестве кандидатов прекрасный гей (у вас мало геев в руководстве компании, а это нехорошо).
Есть ещё блогерша-квадроберша, у неё в Тиктоке миллион просмотров (у вас мало девушек в руководстве, а квадроберы совсем не представлены, это совсем плохо!). Есть ещё мужик, который со вторым помощником третьего секретаря Посольства США однажды пиво пил (его особо рекомендуем!). Выбирай!
А то будет, как в Латвии…

Ну вот в Латвии — полная СМЕНЯЕМОСТЬ. В следующем году там готовятся очередные выборы в Сейм, Парламент страны. Геи с квадроберами и мужиками, пившими пиво с помощниками третьих секретарей, уже начали Политическую Борьбу.
Будучи моложе на 25 лет, я ещё пытался проанализировать политические программы латвийских партий, дабы расставить их по шкале «консерваторы-либералы», «социалисты-капиталисты», определить, так сказать, спектр. Ни хрена не получилось. Все программы латвийский партий оказались, как из одного букваря списанные. Суть: за всё хорошее, против всего плохого.
Единственное отличие, которое я там обнаружил — это по шкале «русские нам враги» — «русских мы с трудом терпим» — «мы и есть русские». Названия партий меняются, суть — нет. Замечу только, что ни одно партия, которая из «мы и есть русские» ни разу не попадала в правящую коалицию Латвийского Сейма. Вот это — стабильно и «несменяемо»!
И так все последние 35 лет латвийской Второй Независимости.
Рекомендуем