Вдоль по Минскому и Пекинскому. Исследуем пространство Великого Камня
Признаюсь, до этой поездки в ответ на словосочетание «Великий Камень» у меня в голове возникал ассоциативный ряд из слов «китайско—белорусское сотрудничество, производство, технологии, логистика, инвестиции», которые никак не складывались в объемную картинку. И, чтобы слова облеклись, наконец, в образы, корреспондент «Минской Правда» отправилась на экскурсию в индустриальный парк.
Нашим гидом по современному экогороду стал первый заместитель генерального директора СЗАО «Компания по развитию индустриального парка» Кирилл Коротеев, который стоял у истоков строительства международной бизнес-площадки и активно участвует в ее развитии и по сей день.
Как все это выглядит
Когда въезжаешь на огромную территорию парка, сразу бросается в глаза ее символ — действительно «великий камень». Это творение китайских дизайнеров, в котором отражены названия двух из 15 деревень, расположенных здесь: Великий камень (по-английски Great Stone) и Синие Горы, символом которой стал синий треугольник, разместившийся на логотипе парка. Рядом — флаги стран компаний-резидентов.
Строительство индустриального парка уже распланировано до 2062 года — в течение сорока ближайших лет здесь собираются освоить все отведенные под бизнес-площадку 11 700 га земли. Чтобы представить этот масштаб, надо мысленно очертить территорию между магистралью М1, которая пересекает парк, ведущей к аэропорту магистралью М2, собственно аэропорт и Петровичское водохранилище — в этих границах и растет Великий Камень. Как рассказал Кирилл Юрьевич, территория аэропорта тоже входит в состав парка — с целью применения таможенных преференций. Это делает парк своего рода сухопутной портовой зоной.
Что происходит сейчас?
Для каждого этапа застройки отведен свой временной промежуток. С 2015 года и по настоящее время реализуется первый этап большого строительства, в рамках которого застраивается 855 га территории. Этот этап планируется завершить осенью 2025 года.
В основе архитектурной концепции парка — Минский и Пекинский проспекты. Строительство дорожной инфраструктуры здесь завершили в минувшем году, и сейчас вдоль больших улиц удобно шагать пешком или передвигаться на двухколесном транспорте.
Всюду установлены остановочные павильоны с названиями на трех языках, удобные, немного непривычные «низкорослые» светофоры. Все красиво, удобно, стильно и компактно. Вдоль Минского проспекта высадили красные клены, вдоль Пекинского — тополя, а на других улицах, большинство из которых носят названия полудрагоценных камней, растут березы.
В начале каждого проспекта — административные здания крупных корпораций и акционеров индустриального парка. На Минском проспекте понаблюдали за строительством здания одного из крупнейших резидентов и акционеров парка — проекта «Факел» строительной корпорации «Синомач», которые строят, кажется, все — от недвижимости до космических кораблей.
В целом, поездка по «каменным артериям» вызывает ассоциации с игрой «Майн-крафт», когда компактно соединяешь на одной территории все необходимое для жизни и работы. Здесь в шаговой доступности сосуществует все для бизнес-процесса и восстановления сил. Сейчас на территории парка трудятся около 3000 человек, около 20% — это граждане Китая.
Представители компаний-резидентов живут в арендном доме, расположенном по улице Дружбы. 156 меблированных квартир занимают люди разных национальностей. Многие сотрудники приезжают на работу из Минска, Смолевичей и близлежащих деревень.
Те, кто приехал на заключение сделки, останавливаются в гостинице делового центра (вторая расположится в Минском выставочном центре, который сейчас строится), продемонстрировать свое предложение и ознакомиться с чужими можно в расположенным рядом крупнейшим в Беларуси выставочном центре, заключить договор — в административном здании. Также на территории делового центра расположены кинотеатр, ресторан, бар.
Интересно, что последний носит название «Офицер», а рядом находится артиллерийское орудие. Как рассказал Кирилл Коротеев, такое название дал сооружению первый руководитель представительства компании «Чайна-Мерчантс Групп» Ху Чжэн — крупнейшего инвестора и одного из первых резидентов парка, который уважительно относился к военной истории Беларуси. Он даже разыскал китайских граждан, которые участвовали в боях на нашей территории. Этот бар имеет особый колорит: там собраны фотографии и атрибутика военных лет.
Это что, космос?
С одной стороны от делового центра находятся складские помещения, а с другой — знаковое здание Пекинского проспекта — инновационный центр, возведенный Компанией по развитию парка. Здесь его называют «восьмеркой», благодаря форме здания, которая ассоциируется с бесконечностью. Восьмерка в китайской культуре является символом богатства и процветания. Ну, а знак бесконечности — символизирует амбициозные цели и непрерывное развитие.
При входе в здание вас встретит робот, обученный измерять температуру тела, а в презентационном зале можно проследить всю историю развития парка, начиная с 2015 года.
На 19 000 «квадратах» инновационной площадки разместились научно-исследовательские лаборатории и офисные кабинеты. Это своего рода инкубатор для инновационных разработок. Интересно, что аренда стоит копейки, но, если стартап «выстрелит», арендодатели окажут поддержку в развитии и… заработают на процентах.
В целом, вся территория парка — это одна большая производственная и экспериментальная площадка.
Едешь вдоль улиц и наблюдаешь, как на территории завода идет апробация технических установок. С одной стороны улицы испытывают автокран, а проедешь немного вперед — и уже станешь свидетелем испытаний летательного аппарата. Кстати, на фото вы видите автожир — двухместный аппарат, на котором можно наблюдать за пожарами, делать температурные измерения, а в случае необходимости осуществлять и другие специальные мероприятия.
Производственные здания впечатляют: в одном и том же типовом корпусе могут производиться комплектующие для троллейбусов и, к примеру, медицинские препараты.
Питает индустриальный парк электрическая подстанция — первый объект, построенный здесь за счет технико-экономической помощи Китая. А рядом — пожарное депо — объект, возведенный на средства Республики Беларусь.
А что будет?
На втором этапе застройки территория парка подойдет к первой взлетно-посадочной полосе аэропорта. Параллельно ей вырастет инфраструктура парка: дороги, железнодорожная ветка, которую подведут прямо к полосе. Там уже строится подъездная железная дорога к площадке будущего железнодорожного терминала.
«Таким образом у нас получится железнодорожный хаб с обработкой железнодорожных, автомобильных и авиационных грузов», — говорит Кирилл Коротеев.
Сейчас в индустриальном парке представлен капитал 15 стран мира и зарегистрировано 93 компании-резидента. Это крупнейший созданный Китаем подобный объект в Европе. Чтобы привлечь резидентов, здесь созданы беспрецедентые условия: нет налога на землю, имущество и прибыль — в течение 10 лет с момента ее получения.
«Возможно все, на невозможное просто требуется больше времени» — таков слоган у индустриального парка. И, судя по тому, что мы увидели, это утверждение верно.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!