Горел желанием летать: о лётчике Николае Варчуке, победившем фашистского воздушного аса
В газете «Правда» за 3 августа 1942 года была размещена фотография советских лётчиков-истребителей, сбивших в одном бою по три немецких самолёта. Справа — опытный лётчик, командир авиационной эскадрильи капитан Николай Варчук, слева — молодой лётчик, ученик Варчука, тогда ещё старшина Иван Ларкин.
Николай Варчук в 1938 году участвовал в боях с японскими милитаристами в районе озера Хасан и за мужество и отвагу был награждён орденом Красного Знамени. Участник Великой Отечественной войны с первых её дней, к августу 1943 года он совершил 279 боевых вылетов — на уничтожение живой силы и огневых средств противника, ведение воздушной разведки, сопровождение своих бомбардировщиков и прикрытие с воздуха действий наземных войск. Умело командовал 737-м истребительным авиационным полком, показывая личный пример лётному составу.

А 5 сентября 1943 года в небе над городом Зеньков Полтавской области Украинской ССР произошла его жестокая схватка с одним из фашистских асов, сбившим на тот момент 172 наших самолёта, — и Николай Изотович Варчук вышел победителем.
Эпизоды боевой биографии Николая Варчука
Свой боевой счёт в Великой Отечественной войне лётчик Николай Варчук открыл в октябре 1941 года, а особенно отличился 10 июля 1942 года, когда в воздушных боях записал на свой счёт три сбитых «Мессершмитта». Будучи командиром полка, Николай Изотович продолжал активно летать на боевые задания, личным примером вдохновляя своих лётчиков. К лету 1943 года на его счету было не менее 12 личных побед, одна из которых — тараном. Ещё несколько самолётов он сбил в группе.
В одном из наградных документов на командира 737-го истребительного авиационного полка Николая Варчука говорилось:
«Сам тов. Варчук — отважный лётчик с отличной техникой пилотирования; в бою смел, инициативен, решителен. Летать любит, летает на самолётах И-16, И-153, ЛаГГ-3, Як-1, Ла-5 и Як-7Б. Лётный состав полка воспитал в духе наступательного боя истребителя. У лётчиков всегда горит желание как можно больше летать в бой и сбивать вражеские самолёты».
В боевых донесениях авиационной дивизии есть такие записи:
— Командир полка майор Варчук, несмотря на занятость, продолжает летать. 2 октября 1942 года в бою в районе Дрязги (Липецкая область) он в атаке вплотную подошёл к бомбардировщику He-111 и своей левой плоскостью протаранил правую плоскость «Хейнкеля». Самолёт врага упал у станции Графская.
— 27 октября 1942 года, прикрывая штурмовики в районе Воронежа, три ЛаГГ-3 вели бой с тремя Me-109. Противник пытался атаковать штурмовики, но атака была отбита. После атаки майора Варчука один фашист с разворотом ушёл в сторону Семилуки, остальные последовали за ним.

Полк под командованием Варчука отличился в Курской битве и при форсировании Днепра. Полк входил в штурмовую авиадивизию и часто выполнял задачи по прикрытию Ил-2 — тяжёлой и уязвимой машины. При этом Варчуку удавалось снижать потери среди штурмовиков, что высоко оценил маршал авиации Степан Красовский:
«Лётчики полка майора Варчука делали тогда по 8-9 боевых вылетов в день. Только в боях под Харьковом он лично сбил 5 самолётов противника».
Вот лишь несколько примеров его боевой деятельности и личной храбрости.
Бой у Богодухова
В августе 1943 года группа штурмовиков 61-го Краснознамённого штурмового авиаполка, сопровождаемая истребителями 737-го полка под командованием майора Варчука, вылетела в район Богодухова.
При втором заходе штурмовиков на цель, когда они обрабатывали улицы, забитые техникой противника, из-за облаков неожиданно появились 14 немецких истребителей. Варчук предупредил товарищей об опасности. Он и его четвёрка находились выше нападавших и ждали удобного момента.
В решающий момент Варчук сбил ведущего, а затем — ещё один вражеский самолёт, который подбирался к штурмовикам. Бой был выигран.
А через два часа — новый боевой вылет.

Бой у Днепра
При сопровождении «Илов» к цели близ Днепра истребители под командованием Варчука вовремя заметили восьмёрку Me-109. Варчук приказал:
«От штурмовиков не отходить!»
«Мессеры» пытались атаковать с двух сторон, но благодаря грамотному построению круга ни один из штурмовиков не был сбит. Задача была выполнена, все вернулись без потерь.
12 июля 1943 года командир 291-й Воронежской штурмовой авиадивизии полковник Андрей Витрук представил Варчука к званию Героя Советского Союза.
Бой Варчука с фашистским воздушным асом
Эта дуэль произошла утром 5 сентября 1943 года в небе над Зеньковом. Николай Варчук к тому моменту имел 14 личных побед. Его противником стал знаменитый Гейнц Шмидт — один из самых результативных лётчиков люфтваффе, на счету которого было 172 сбитых самолёта.
В бою Варчук первым сбил ведомого Шмидта. После этого началась дуэль двух асов. Шмидт, пользуясь лучшей маневренностью «Мессершмитта», несколько раз пытался зайти в хвост советского «Лавочкина». Но Варчук мастерски уходил от атак. Третий сход в лоб стал решающим — советский лётчик поразил врага практически в упор.
Был удостоен звания Героя Советского Союза
К сожалению, победа над немецким асом стала последней. Подполковник Николай Изотович Варчук погиб 21 сентября 1943 года. 28 сентября ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Его 737-й истребительный полк позже отличился в боях за Радом и был награждён орденом Красного Знамени, а за участие в Берлинской операции получил почётное наименование «Берлинский».
В память о Герое Советского Союза Николае Варчуке в городе Ромны Сумской области названа улица и установлен памятный знак.

Рекомендуем