Зимняя резина — между комфортом в ноябре и жизнью в декабре. Рейд с теми, кто видел разницу
Хоть за окном сегодня моросит дождь, календарная зима уже наступила. А это значит, что автомобили должны быть оборудованы шинами по сезону. За езду на летней резине предусмотрен штраф. Лично я сменила шины ещё в начале ноября — без ажиотажа, по записи, за 20 минут. Это было просто логичное действие, как зарядить телефон. Но для многих этот вопрос до сих пор — лотерея и игра с погодой. Все ли водители уяснили, казалось бы, уже не новое правило — узнали во время рейда с ГАИ в Борисове.
Этот материал стоило бы начать со статистики — сколько правонарушений выявлено, на сколько процентов снизились происшествия после введения обязательной смены шин на зимние с 1 декабря. Но правда в том, что за каждой цифрой стоит человеческая жизнь. И одна история, рассказанная инспекторами во время нашего совместного рейда, перевешивает все цифры…
Пока едем на первую «точку» нашего рейда, сотрудники ГАИ вспоминают недавний случай, смертельное ДТП, которое произошло на трассе Р67. «Газель» двигалась на зимней резине, но с ней был сцеплен прицеп — на летней. В гололёд прицеп занесло, и лобовое столкновение с легковым автомобилем оказалось роковым. Водитель легковушки погиб.

— За счёт разницы в сцеплении с дорогой произошёл занос, — спокойно, но с непростой интонацией объясняет инспектор МО ГАИ Борисовского РУВД лейтенант милиции Виталий Короленок. — Это суровая иллюстрация, почему правило «все колёса — зимние» касается абсолютно всех.
«У меня зимняя резина стоит… все лето»
Первые же диалоги на оживлённой улице Гагарина показали тенденцию, которую позже подтвердили и инспектора.

— Люди стали более ответственными. Сравнивая с прошлым годом после 1 декабря, правонарушений по шинам на машине значительно меньше, — отмечает младший лейтенант милиции Артём Касперский. — За прошлые сутки, например, мы выявили всего одно.

Водитель Сергей, которого остановили для проверки, честно признался: на его машине зимняя резина стоит… все лето.
— Машина больше стоит, чем ездит, — улыбается он. — Поэтому и не менял. Но про изменения с 1 декабря и штрафы я, конечно, знаю.


А вот Игорь, которого мы встретили на аварийно-опасном участке улицы Розы Люксембург, сменил резину в начале ноября.

— Перед первым заморозком, — объясняет он. — У меня 9 ноября родился внук, долгожданныай! Десять лет ждали. Сейчас еду за дочкой, в больницу её везти надо. Поэтому, конечно, ответственно отношусь. А если кому-то до лампочки — это просто несерьезные люди.

Та же позиция у водителя с 35-летним стажем Антона, который с гордостью показывает новые шины с чёткими шипами, и у 78-летнего Николая — моряка, парашютиста и человека с огромной жизненной историей, которого остановили уже на пр. Революции.

— Менял ещё в начале ноября, — говорит Николай. — Это очень чревато — ждать. А контролировать — правильно. Очень правильно.
Подходя к очередной машине, Артём Касперский напоминает, что разрешенные шины от других можно без труда отличить по маркировке в виде горной вершины с тремя пиками и со снежинкой внутри нее и по сочетаниям букв М и S. Также Госавтоинспектора обращают внимание на высоту рисунка протектора: она должна быть не менее 4 мм.
Предупреждение для «торопыги»
Однако там, где есть правило, всегда найдутся те, кто его игнорирует. На улице Труда инспекторы остановили автомобиль «Renault». При проверке выяснилось, что на передней оси — изношенная всесезонная резина, не соответствующая зимним требованиям.

Водитель, представившийся Денисом, выглядел смущённым.
— Знаете, всё собирался, — начал он, разводя руками. — То времени не было, то думал, что ещё тепло простоит. Работа у меня разъездная, клиенты ждать не будут. В общем, закрутился… Сам понимаю, что виноват.
Инспекторы, убедившись, что это первое подобное нарушение у водителя, ограничились разъяснением и предупреждением.

— Прошу вас понять, это не формальность, — пояснил лейтенант Короленок. — Речь о вашей безопасности и безопасности окружающих. Та резина, что у вас стоит, в гололед просто не будет держать. Следующий раз повлечет за собой штраф. Пожалуйста, устраните это в ближайшие дни.
Денис, кивая, пообещал в тот же день записаться на шиномонтаж.
На первый раз он легко отделался — получил предупреждение. В случае повторного выявления этого правонарушения водитель будет привлечен к административной ответственности — предусмотрен штраф до одной базовой величины. Третий раз водитель может быть подвергнут административному взысканию в виде штрафа от 2 до 5 базовых величин.

— Правило действует уже не первый год, и автовладельцы знают, что уйти от ответственности не получится. Плюс ко всему большинство из них понимает, что повышает уровень собственной безопасности в сложных погодных условиях, сменив летнюю резину на зимнюю. Конечно, зимние шины — это не панацея от ДТП, скорее, одна из мер безопасности. В холодную пору года водителям настоятельно рекомендуем пересмотреть свою манеру вождения и быть предельно внимательными на дорогах, соблюдать безопасную скорость и дистанцию. Быть более осторожными на мостах, путепроводах, перекрестках и остановках общественного транспорта, где зачастую образуется наледь, — советует Виталий.

«Чтобы избежать очереди и сюрпризов погоды»
На улице Труда патруль остановил аккуратный хэтчбек. За рулём — Надежда. Проверка показала, что с зимней резиной у неё полный порядок.

— В середине ноября поменяла, — уверенно говорит она, опуская стекло.

— Почему так заранее? Не ждали последнего дня? — интересуюсь я.

— Ну, чтобы избежать ажиотажа в шиномонтажах и… внезапных изменений погодных условий, — отвечает Надежда, и в её голосе слышна спокойная, бытовая мудрость. — Зачем рисковать и нервничать в последний момент, если можно всё сделать комфортно и безопасно?
Тишина в шиномонтаже — лучший показатель
Финал нашего рейда — визит в один из городских шиномонтажей. Картина здесь красноречивее любых слов: в разгар дня у сервиса нет очереди, только одна машина стоит на текущем ремонте.

— Ажиотаж был, когда первый мороз ударил, — рассказывает хозяин точки Михаил. — А сегодня — тишина. Люди стали более организованными, многие записываются заранее. Приехал ко времени — 20-25 минут, и готово. А те, кто едет наобум, могли раньше и по 4-5 часов простоять.


Эта «тишина» — пожалуй, самый важный результат. Она говорит не столько о страхе перед штрафом, сколько о растущей бытовой осознанности. О том, что история с прицепом на летней резине должна оставаться страшным уроком прошлого, а не повторяющейся статистикой настоящего.

P.S. Если вы ещё не сменили резину — это не просто риск штрафа. Это риск стать участником или причиной истории, которую уже нельзя будет исправить. Сделайте это сегодня.
И в конце материала не могла не рассказать о маленькой истории — большом напоминании: за формой и функцией всегда есть люди.

Возвращаясь в отдел после рейда, на Привокзальной площади инспектора увидели стоявшую у обочины машину на аварийке, с открытым капотом. Рядом была растерянная женщина. Не раздумывая, они остановились. Оказалось, её машина решила «выпустить пар» в прямом смысле — из-за течи радиатора печки в салоне пошёл пар, и двигаться дальше стало невозможно. У нее не было ни инструментов, ни опыта для такой поломки. Инспектора поддержали не только технически, но и морально — с пониманием и участием отнеслись к ситуации.

— Решила продавать машину, а она, чувствует, наверное, стала ломаться, — с улыбкой сказала водитель, уже без прежней тревоги в голосе. — Огромное вам спасибо!

В этом, наверное, и заключается настоящая работа — там, где заканчивается протокол, начинается простая человеческая помощь. А где-то между строчками правил дорожного движения и статистикой аварий рождается главный вывод: безопасность — это не только про шины и штрафы. Это про внимание. К дороге, к своей машине и к тому, кто в беде стоит на обочине в холодный зимний день.
Рекомендуем