Меню

Культурные ценности? Как за столетие деградировало западное искусство

Культурные ценности? Как за столетие деградировало западное искусство
Фото: Скульптура в Праге авторства чешского скульптора Давида Черны, фото Reuters

Созидаемые материальные ценности всегда отражают внутреннее состояние и человека-творца, и социума в целом. В периоды духовного подъема народа создаются шедевры, соприкосновение с которыми облагораживает человека, очищает его душу. Времена всеобщего уныния, разгула пошлости, зацикленности на материальном, как правило, от искусства оставляют лишь форму. И наполняется она в таких случаях отнюдь не возвышающим душу содержанием.

Мы видим, как за столетие деградировало западное искусство. Но мы живем под единым небом. Негативные тенденции порой заносит и к нам. В начале минувшего века появилось много «искателей новых форм». Эксперименты некоторых, возможно, интересны. Но нередко бездарная мазня выдается за шедевр.

Для придания веса такому «искусству» на Западе давно используют отработанные технологии. Искусствоведы начинают из всех утюгов рассказывать, что картины некоего художника — шедевры, понимание которых доступно лишь избранной публике. Если вы им поддакиваете — вы избранный ценитель, если нет — маргинал с мещанским вкусом. Для закрепления результата «шедевры» неожиданно продаются с аукциона за астрономические суммы. Вся эта бесовщина происходит по заранее запланированному сценарию с четкой целью. А цель эта — деградация человека, дегуманизация. Зачем? Таким человеком легко управлять. А также появляется возможность обосновать необходимость его ликвидации. Поэтому денег на это не жалеют. Я не сгущаю краски, эта стратегия западных «элит» уже давно не секрет.

Не забуду, как на прогулке в центре Праги я увидел один из «шедевров современного искусства». Посреди улицы торчала огромная металлическая основа высотой метров десять, а на ней развешаны десятка три унитазов разных цветов. Местные жители и многочисленные туристы радостно улыбались, вокруг щелкали фотоаппараты и телефоны. На это было страшно смотреть: ведь люди, выражающие восторг от нагромождения унитазов, — просто душевнобольные.

Другой случай соприкосновения с «искусством для избранных» был в Варшаве. В бывшем дворце графов Тышкевичей на выставке современного искусства я увидел множество образов, которые могли создать только одержимые: то какие-то комки грязной глины, то свернутые в жуткие формы куски ржавой арматуры, адские картины. Среди экспонатов была картина и любимца «ценителей высокого искусства» Сальвадора Дали. Посетив половину залов выставки, я почувствовал недомогание и вышел на улицу.

Ситуация на Западе понятна. Сейчас, к сожалению, в числе «первых европейцев» стремится быть и Украина. Точнее ее в европейский рай тянут местные элиты. Поэтому на улицах украинских городов все чаще стали появляться омерзительные изваяния. Когда я жил в Киеве, недалеко от Бессарабского рынка была установлена весьма странная скульптура — голубая рука огромного размера. Что это означает?

В какой-то деревне на Украине поставили памятник «борьбе украинцев». Борьбе с кем, за что и для чего, авторы композиции не уточняют. Композиция состоит из размалеванных веселыми красками трехметровых фигур. Там и гуцул, и казак, и головорезы УПА, и какая-то огромная баба с ребенком. Особое впечатление производят физиономии — они напоминают дешевые игрушки китайского производства. А образ гуцула зачем-то вообще скопировали с Михаила Боярского.

Нелепых скульптур на Украине сегодня пруд пруди. Но пальму первенства в этом идиотском соревновании можно точно отдать памятнику бандеровскому карателю Мациевскому, убитому в ходе спецоперации. Его силиконовая копия установлена в Киеве в стеклянном коробе. Такое, полагаю, могло прийти в голову только сатанистам.

После всех этих «шедевров» установка в Гааге памятника голому трехрукому трансгендеру уже никого не удивляет.

Пишу я это не для того, чтобы в очередной раз заклеймить Запад и Украину. Важно, чтобы это зараза не распространилась на нас. К сожалению, порой бывают неприятные инциденты. В 2016 году в Санкт-Петербурге был скандал — в центре города была установлена мемориальная доска финскому маршалу Маннергейму. Напомню, что войска Маннергейма наравне с гитлеровцами осуществляли блокаду Ленинграда, в результате которой от голода и холода погибло почти два миллиона человек. Доску не раз обливали краской, даже рубили топорами. В итоге под давлением общественности в том же 2016 году ее убрали, переместив в один из музеев.

А год назад жителей северной столицы России шокировали памятником поэту Александру Блоку. Огромная фигура человека с непропорционально вытянутым лицом. При этом скульптура установлена под углом, как будто вот-вот упадет. Новый памятник Блоку разделил петербуржцев: одни хвалят художественное решение, другие ругают скульптуру, считая ее пугающей и не похожей на поэта.

Не отстает и Москва. 15 августа 2021 года на Болотной набережной установили 12-метровую скульптуру современного художника Урса Фишера «Большая глина № 4». Она находится перед фасадом ГЭС-2 — бывшей электростанции, которую приобрел и реконструировал фонд V-A-C российского миллиардера Леонида Михельсона. Это многослойная кучка чего-то бесформенного. Тут же скульптуру начали нахваливать какие-то искусствоведы:

Запечатленный в громадном размере обычный рабочий материал в самом начале обретения задуманной формы — знак незавершенности, преображения и становления.

А вот у людей этот полет творчества вызвал другие ассоциации.

Еще один случай произошел весной минувшего года. Рядом с Красной площадью у Гостиного двора установили композицию Олега Кулика. В центре тучная женщина с целлюлитными ногами и обвисшим животом держит в руке меч. Автор в 26 лет перебрался из Киева в Россию. Первое время работал на льнозаводе, где вручную разбирал снопы. Эта работа привлекала Кулика тем, что он мог из снопов с льном добывать живых мышей для своего кота. Позже он перебрался в Москву, где прославился «художественными выступлениями», в которых вел себя как собака.

Когда речь заходит о памяти политических деятелей, я, памятуя о периоде перестройки, всегда невольно ощущаю подсознательное опасение. Во времена моего детства и юности все торжественные мероприятия начинались возложением цветов к памятнику Ленину. А потом их начали во многих регионах СССР уничтожать. И делали это те же люди, что вчера несли к пьедесталам цветы. Политическая конъюнктура — штука коварная. И я нередко задумываюсь: какой памятник будет важен и дорог для многих поколений, независимо от политических воззрений?

И нахожу только один простой ответ — тот, который будет напоминать людям о вечных ценностях: любви, доброте, милосердии, верности, истинной красоте, настоящей дружбе. 

Для меня символом этих простых человеческих ценностей всегда были прекрасные сказки моего детства. И их герои. Особенно мне нравилась Золушка в исполнении Янины Жеймо. А ведь актриса родилась у нас в Беларуси. Родина Янины Болеславовны — Волковыск.

Но в городе никак не увековечена память прекрасной актрисы. А давайте поставим в Волковыске памятник чудесному образу Золушки, который так талантливо и светло воплотила на экране Янина Жеймо?

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59